ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Коноплёва Г.И., Борщенко А.С., Василенко К.В.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях рыночных отношений конкурентоспособность предприятий во многом определяется конкурентоспособностью персонала.

Вопрос конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности продукции в современной научной литературе рассмотрены достаточно широко, но вопросы, связанные с конкурентоспособностью персонала как одного из важных составляющих конкурентоспособности предприятия, нельзя считать до конца решенными.

В настоящее время понятие конкурентоспособности персонала имеет различную трактовку. Основные понятия концепции «конкурентоспособность на рынке труда» представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Основные понятия концепции «конкурентоспособность на

рынке труда»

Характе-ристики концепции

1-я концептуальная схема

2-я концептуальная схема

Конкурен-тоспособ-ность рабочей силы

Конкурен-тоспособ-ность потенциала (трудового, управлен-ческого)

Конку-рентос-пособ-ность работ-

ника

Конку-рентос-пособ-ность персо-нала

Конку-рентос-пособ-ность трудовых ресурсов

Признак классифи-

кации

Субстанция конкурентных преимуществ

Организационно-экономическая форма потребляемого товара (рабочей силы), ее качественная определенность

Объект

Рабочая сила

Потенциал (трудовой, управлен-ческий)

Работник

Персонал (совокуп-ный работник)

Трудовые ресурсы

Предмет

Качественные характеристики рабочей силы

Механизм приведения конкурентных преимуществ способности к труду в функционирующее состояние

Оценочные показатели

- Квалифи-кация;

- Стаж работы по профессии

- Возраст;

- Образо-вание;

- Физиоло-гические характе-ристики;

- Социаль-но- быто-

вые харак-теристики.

- Профес-сионализм;

- Компе-тентность;

- Личност-ные качества;

- Иннова-ционный потенциал;

- Мотива-ционный потенциал.

- Качест-венные характе-ристики рабочей силы;

- Условия найма;

- Качест-во труда;

- Полез-ный эффект;

- Сово-купные затраты.

- Качест-венные характе-ристики;

- Коли-чествен-ные характе-ристики;

- Условия найма;

- Качест-во труда;

- Полез-ный эффект;

- Сово-купные затраты.

- Эконо-мически активное население;

- Эконо-мически неактив-ное население;

- Показа-тели структу-ры;

- Полез-ный эффект;

- Совокуп-ные затраты.

Представи-тели

Бахматова Т.Г.,

Богданова Е. Л.,

Маркелов О. И.,

Миляева Л. Г.,

Подольная Н. П.,

Семеркова Л. Н., др.

Ивановская Л. В.,

Мишин

А. К.,

Суслова Н., др.

Немцева Ю. В.,

Охотский Е. В.,

Рачек

С. В.,

Семер-

кова

Л. Н.,

Сотнико-ва

С. И.,

Томилов В. В.,

Фатхур-динов

Р. А., др.

Немцева Ю. В.,

Саруха-нов

Э.Р.,

Сотни-кова

С. И., др.

Проблемы повыше-ния конкурен-тоспособ-ности трудовых ресурсов: Материа-лы Межре-гиональ-ной НПК. – Бийск, 2002

Есть мнение, что конкурентоспособность персонала определяется конкурентоспособностью отдельных работников, их групп и в значительной мере зависит от механизма функционирования человеческого ресурса в производственном процессе. На рисунке 1 представлена система показателей конкурентоспособности персонала.

Рис. 1 – Показатели конкурентоспособности персонала

Конкурентоспособность персонала следует рассматривать как взаимосвязь трех групп переменных рынка труда:

- переменные, связанные со средой существования внутреннего рынка предприятия и восприятием персонала стабильности своего существования;

- переменные, связанные с человеческими ресурсами (сокращение или увеличение потребности в рабочей силе, изменение структуры, гибкость компетенции персонала, мотивация и открытость персонала внешней среде);

- переменные, связанные с трудовой деятельностью, которые характеризуются факторам.

Конкурентоспособный персонал организации - это только часть конкурентоспособности самой организации. Но именно конкурентоспособность персонала в условиях растущей конкуренции между предприятиями имеет решающее значение для успешной деятельности организации, в связи с чем необходимо уделить особое внимание факторам, которые влияют на конкурентоспособность персонала.

Конкурентоспособный персонал организации - это только часть конкурентоспособности самой организации. Но именно конкурентоспособность персонала в условиях растущей конкуренции между предприятиями имеет решающее значение для успешной деятельности организации, в связи с чем необходимо уделить особое внимание факторам, которые влияют на конкурентоспособность персонала.

К факторам, влияющим на конкурентоспособность персонала можно отнести: условия труда, материальное и моральное стимулирование сотрудников, организационную культуру, социально-психологический климат, компетенцию персонала. Именно компетенция персонала и обусловливает конкурентные преимущества организации, что отраженно на рисунке 2.

Современные компетенции поддержания конкурентоспособности персонала носят системный характер и включают в себя такие компетенции как мотивационные, интеллектуальные, функциональные и межличностные.

Рис. 2 – Компетенции персонала

Мотивационные компетентностисвязаны с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности (способность к обучению, изобретательность, навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни, интересы и внутренняя мотивация личности, практические способности, умения делать собственный выбор).

Функциональные компетентностисвязаны с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом (техническая и научная компетентность, умение оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации для собственного развития).

Интеллектуальные компетенции -способность к обобщению, умение выделять существенные признаки познаваемой действительности; гибкость, креативность ума – динамичность, подвижность и т.д. При гибком уме человек легко переходит от прямых связей к обратным, от одной системы действий к другой, от привычного хода мыслей к нестандартным

Социальные, или межличностные компетенции относятся к способности менеджера строить и поддерживать оптимальные отношения с людьми (общественностью, акционерами и другими заинтересованными сторонами). Наличие указанной способности требует развития определенных социальных навыков, таких, как понимание других людей и их поведения, навыков коммуникации и взаимодействия с окружающими, создания у людей должной мотивации.

Рис 3. Структурная модель компетентностной составляющей организации

Таким образом, конкурентоспособность персонала выступает объективным условием развития предприятия. Высокая конкурентоспособность персонала может обеспечить высокую конкурентоспособность предприятия, так как ключевым элементом любой организации является стержневая компетенция работников (рис. 3).

Конкурентоспособность персонала предприятия становится наилучшей формой социальной защиты работника на предприятии и на рынке труда, поскольку обеспечивает ему экономические (постоянное место работы, качественное рабочее место, высокую вариативность заработной платы) и социальные (возможность выбора работы, уверенность в себе и в будущем) преимущества.

Просмотров работы: 5100