ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ ПРИ СНИЖЕНИИ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ ПРИ СНИЖЕНИИ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ

Пятницкая Д.В. 1, Яблочкина Е.Е. 2
1ФГБОУ ВПО "Хабаровская государственная академия экономики и права
2ФГБОУ ВПО "Хабаровская государственная академия экономики и права"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное рыночное хозяйство подвержено действию многочисленных рисков природного, техногенного, экономического, политического характера. При этом отмечаются тенденции возрастания вероятности наступления рисковых событий, увеличения тяжести их последствий, рост стоимости объектов страхования. Указанные объективные изменения сопровождаются повышением требований платёжеспособности страховых организаций, то есть их способности гарантировать защиту имущественных интересов граждан, организаций и государства.

Данные анализа отечественного страхового рынка свидетельствуют, что спрос на страховой продукт растёт. За счёт средств населения в январе-сентябре 2012 года на рынке всего без ОМС было собрано 291,3 млрд руб. (рост на 27,1 %), выплачено – 130,1 млрд руб. (рост на 8,0 %). Премии за счёт юридических лиц выросли на 18,6 %, по сравнению с январём-сентябрём 2011 года и составили 316,9 млрд руб. Выплаты увеличились на 28,8 % до 131,9 млрд руб. Доля премий на рынке всего без ОМС за счёт средств граждан выросла на 47,9 %. Доля договоров, заключённых с физическими лицами, выросла до 91,6 %. Однако в России доля неохваченных рисков всё ещё велика, в то время как в западных странах она не превышает 10 %.

Также на рынке продолжается сокращение числа действующих компаний. В едином государственном реестре субъектов страхового дела на 30 сентября 2012 года зарегистрированы 473 страховые организации, из них 15 не представили статистическую отчётность о своей деятельности. По состоянию на сентябрь 2011 года на рынке действовало 587 компаний, т.е. общее количество страховщиков сократилось на 19,4 % или 114 компаний. Количество компаний, которые находятся на страховом рынке, но не собирают страховые премии (без учёта ОМС) сократилось с 68 в январе-сентябре 2011 года до 61 в январе-сентябре 2012 года [1].

С рынка страховые компании уходят по разным причинам. Одна из причин изменение в законодательстве Российской Федерации. Правительство Российской Федерации утвердило повышение требований к минимальному размеру уставного капитала страховщиков. С 1 января 2012 года минимальный размер уставного капитала страховщиков должен составлять 60 миллионов рублей для осуществления медицинского страхования; минимальный размер уставного капитала иных страховщиков определяется на основе базового размера уставного капитала, равного 120 миллионам рублей, и коэффициентов в зависимости от вида страхования. Минимальный размер уставного капитала для осуществления страхования от несчастных случаев и болезней, страхования имущества, гражданской ответственности, страхования предпринимательских рисков составляет 120 миллионов рублей; для осуществления видов страхования, относящихся к страхованию жизни, - 240 миллионов рублей; для осуществления перестрахования, а также страхования в сочетании с перестрахованием - 480 миллионов рублей [3].

Из-за увеличения уставного капитала многие компании не смогли его сформировать в указанный срок, в связи с чем им пришлось объединяться с другими компаниями либо уходить с рынка.

Нужда в законодательных изменениях возникла из-за ряда проблем, которые существуют на страховом рынке. Часть из них возникла в результате мирового финансового кри­зиса, который для многих областей экономики оказался проверкой на прочность. Замед­ление темпов промышленного производства, снижение объёма ВВП и среднего уровня заработной платы послужили факторами, которые привели к снижению активности насе­ления по заключению договоров страхования, что выразилось в уменьшении страховых премий. Снижение сбора страховых премий не могло не отразиться на состоянии рынка в целом.

Также существуют иные причины ухода страховых компаний с рынка. Одни испытывают разочаро­вание, так как не сбылись их ожидания, другие не справились с работой, третьи полу­чили то, что хотели, и ушли в другой бизнес, а кого-то обязали уйти принудительно, ото­звав лицензию за нарушение страхового законодательства. Для привле­чения клиентов и быстрого увеличения страхового портфеля эти компании проводили неправильную финансовую политику при утверждении страховых тарифов и выплатах повышенного комиссионного вознаграждения. Среди основных видов нарушений, выявляемых ФСФР (Федеральной службой по финансовым рынкам), чаще всего встречаются искажение обязательной отчётности, представляемой в Росфинмониторинг и ФСФР, не­лицензионная деятельность, отрицательная платёжеспособность, и отсутствие правил внутреннего контроля за сделками, подлежащими обязательному контролю, а также отсутствие ответственных лиц, назначаемых для контроля за исполнением. Помимо этого страховые компании не всегда предоставляют или предоставляют с опозданием сведе­ния о сделках, подлежащих обязательному контролю.

Отрицательная платёжеспособность страховой организации может иметь негативные финансовые последствия для всех участников страховых отношений. Для собственников это может означать потерю инвестиционного капитала, а для клиентов - снижение привлекательности страхования. Кроме того, неплатёжеспособность одной страховой организации может привести к неплатёжеспособности других страховщиков и прочих участников страховых отношений, к развитию «цепочки неплатежей». Низкая надёжность страховщиков ограничивает вовлечение временно свободных денежных средств, аккумулируемых ими, в инвестиционный процесс, негативно сказываясь тем самым на экономике в целом. С этой точки зрения оздоровление страховой компании в случае понижения платёжеспособности представляется очень актуальным как с позиции самого страховщика, так и с позиции всего общества и страхового рынка в целом.

Среди мероприятий, способствующих восстановлению платёжеспособности и поддержке эффективности страховой и финансовой деятельности страховых организаций, следует признать:

- смену руководящего звена страховой организации;

- инвентаризацию имущества;

- оптимизацию дебиторской задолженности;

- снижение расходов на ведение дела;

- продажу дочерних фирм и долей в капитале других организаций;

- продажу незавершенного строительства;

- оптимизацию количества персонала и обеспечение социальных льгот для уволенных;

- продажу излишнего оборудования, средств компьютерной техники и т.д.;

- конверсию долгов посредством преобразования краткосрочных задолженностей в долгосрочные ссуды или долгосрочные ипотеки, и др [4].

В плане мероприятий по финансовому оздоровлению необходима выработка перспективного бизнес-плана, где следует провести анализ страховых тарифов, используя при этом объём страховых услуг таким образом, чтобы можно было определить ожидаемый размер страховых поступлений. Данный анализ должен учитывать различные альтернативные варианты.

Если в результате анализа будет установлено, что расходы на агентские услуги и ведение дела в первые периоды (месяцы, годы) или даже в течение более длительного времени будут непомерно высокими и полный их учёт в структуре тарифной ставки окажет серьёзное влияние на количество реализованных страховых услуг, то необходимо тщательно изучить вероятные последствия. В таких случаях иногда может оказаться невозможным установление первоначального размера страхового тарифа, в котором нагрузка покрыла бы все расходы по ведению дела и комиссионные агентам и обеспечила бы конкурентоспособные цены на страховые услуги со стабильной долей прибыли. Во многих случаях, особенно при длительном периоде освоения нового рынка, назначение цены на услуги должно быть таким образом приспособлено к конъюнктуре рынка, чтобы на некоторое время цена включала лишь комиссионные агентам и не учитывала расходов на ведение дела. Последние следует покрывать за счёт инвестиционного дохода.

Несмотря на существование различных видов контроля за страховой деятельностью более прибыльные виды рисков страхования представляют наибольший интерес для страховщика. Более правильным является образование страховых пулов в перестраховочных целях для гарантии финансовой устойчивости страховых операций по страхованию крупных рисков. При этом требуется более гибкий подход, который заключается в установлении таких тарифных ставок, которые приносили бы страховщикам умеренный доход и привлекали бы новых участников. Введение более высоких тарифных ставок способно только ухудшить положение страховщика.

В плане финансового оздоровления обязательно описываются и маркетинговые методы распространения страховых продуктов, включая public relations – организацию общественного мнения, основной задачей которого является создание и сохранение имиджа страховой организации.

Кроме того, исходя из потребностей рынка, в объёме страховых услуг определяется необходимый производственный потенциал страховщика как за счёт внутренних резервов, так и за счёт введения дополнительных средств автоматизации и обработки информации.

Выбираются один или несколько вариантов, которые являются наиболее эффективными для данной страховой организации с точки зрения обеспечения потребностей рынка, составляющих основу плана организации [5].

Список использованной литературы

1. http//www.rgs.ru

2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»: от 26.10.2002 г. №127

3. Федеральный закон «Об организации страхового дела в РФ» от 27.11.1992 г. №400015/1

4. Антикризисное управление: Учебник / Е.П. Жарковская, Б.Е. Бродский. - 4-е изд., испр. - М.: Омега-Л, 2007. - 160 с.

5. Финансовый анализ. Учебник/ В.В Бочаров - СПб.: Питер, 2003. - 287 с.

Просмотров работы: 5443