ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА В ВТО - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА В ВТО

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Такая стратегически важная отрасль, как сельское хозяйство, от которой напрямую зависит продовольственная безопасность страны, нуждается в значительных инвестициях на модернизацию и расширение производства. Это особенно важно в связи со вступлением России в ВТО, для того чтобы отечественная продукция могла успешно конкурировать с зарубежной. Поэтому без государственной поддержки и новых подходов невозможно будет развивать АПК.

При вступлении в ВТО государство должно прежде всего думать о продовольственной безопасности России. И в первую очередь это касается сельхозпроизводства. Эксперты считают, что безопасность можно обеспечить, если удельный вес отечественной продукции по зерну и картофелю будет составлять не менее 95%, не менее 85% по мясу и молоку, не менее 80% по растительному маслу и по рыбной продукции.

В декабре 2012 года правительство распределяло между регионами РФ сельскохозяйственные субсидии на различные цели: софинансирование региональных программ развития сельского хозяйства, уплату процентов по кредитам фермерских хозяйств и т.д.

Так по подсчетам министра Минсельхоза в 2013 году до 15 миллиардов рублей необходимо направить животноводам, в том числе для компенсации части затрат на производство молока, яиц, мяса. Около 7,2 миллиарда рублей выдать на субсидирование краткосрочных кредитов, привлекаемых на проведение весенних полевых работ.

На погектарные выплаты нужно выделить еще 5 миллиардов рублей, 10 миллиардов рублей пойдут на субсидирование инвесткредитов для технологической модернизации АПК и 5 миллиардов рублей – на покрытие невыполненных в прошлом году федеральных обязательств [2].

Согласно утвержденной Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, в период с 2013 по 2020 гг. из федерального бюджета на нужды АПК поступит более 1,5 трлн рублей. То есть по 190 млрд в год, что эквивалентно $6,3 миллиарда. Вдобавок к этому – еще 770 млрд рублей должны выделить регионы в порядке софинансирования. Итого $9,6 млрд в год – сумма, которая превышает максимальные аграрные субсидии, которые страны ВТО установили для России.

Рост протекционизма сейчас сочетается со снижением доли консолидированных государственных расходов на сельское хозяйство: 1995 г. - 4,6%, 1999 г. - 2,8%, 2003 г. - 1,7%, 2004 г. - 1,5% бюджета. В принципе, это положительно, т.к. неизбежное вступление в ВТО в любом случае заставит снизить долю так называемой «янтарной корзины» в поддержке сельского хозяйства. Как известно, «янтарная корзина» - это меры, оказывающие искажающее воздействие на торговлю: поддержка рыночных цен, прямые платежи и субсидии, льготы на транспортировку и списание долгов, приобретение ГСМ со скидками.

Нельзя однозначно утверждать, что сельское хозяйство только проиграет от присоединения к ВТО. Средний защитный тариф в России составляет около 10% и по степени защиты внутреннего рынка России и так находится на уровне самых либеральных стран, таких как Новая Зеландия, Австралия, Казахстан и Эстония (до вступления в ЕС). К тому же присоединение к ВТО приведет к снятию многих барьеров для экспорта (на 3-4 млрд долларов). Тем не менее, общее падение производства после вступления в ВТО составит примерно 1,5-2% от нынешнего уровня. Потребитель в ценовом отношении однозначно выиграет, но многие, в том числе и на данный момент успешные, хозяйства рискуют этот час «Икс» не пережить [4].

Анализ показывает, что принятые в России защитные меры (квоты) все-таки недостаточно эффективны. По мнению заведующего кафедрой агроэкономики экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова С. Киселева, «на голом протекционизме сельское хозяйство сможет расти не более 4-5% в год».

Развитые страны основной упор делают на меры так называемой «зеленой корзины». «Зеленая корзина» не связывается обязательствами по сокращению. Характерно, что с 1995 по 2001 год затраты на «зеленую корзину» возросли в ЕЭС на 56%, в США - на 26%, в Австралии на 53%. В России же пока, наоборот, эти затраты сократились более чем вдвое. По идеальным расчетам, территория России способна прокормить не менее 500 млн человек, а сельхозпродукция может стать одной из основных статей российского экспорта.

«Зеленая корзина», по терминологии ВТО, - включает платежи, направленные на охрану окружающей среды, борьбу с вредителями и болезнями, развитие инфраструктуры, образования, обучение специалистов, исследования, консалтинг, страхование, а также на программы региональной помощи (поддержка районов, находящихся в худших природно-климатических, экологических и экономических условиях, оказание помощи при стихийных бедствиях и предоставление продовольственной помощи внутри страны, при условии, что она приобретается по текущим рыночным ценам).

Кроме этого в «зеленую корзину» включаются прямые платежи производителям, если они увязаны с фиксированным и неизменным базовым периодом и не зависят от текущих объемов производства. Даже если какой-либо фермер примет решение вообще не выращивать конкретную сельскохозяйственную культуру, он имеет право на несвязанные платежи.

Немалая часть запланированных дотаций попадет именно в эту «корзину»; так, в 2012 году 10 млрд руб. выделено на дорожное строительство в сельской местности [1].

А еще превысить лимит господдежки села поможет не слишком благоприятный для сельского хозяйства российский климат. Согласно правилам ВТО, правительство имеет право оказывать неограниченную поддержку регионам, признанным неблагоприятными для ведения сельского хозяйства, – это относится к мерам «зеленой корзины». И Госдума в 2012 году приняла в первом чтении законопроект о зонировании земель сельхозназначения, предусматривающий критерии определения территорий с неблагоприятными условиями для ведения сельского хозяйства с целью их дополнительной поддержки. Таким регионом будет считаться территория субъекта РФ, на которой в связи с природно-климатическими условиями, социально-экономическими, почвенными или географическими факторами уровень доходности у сельхозпроизводителей ниже, чем в среднем по отрасли.

Этот уровень, а также конкретный перечень «неблагоприятных» регионов будет определять правительство. В предварительный список Минсельхоза вошла почти половина субъектов РФ: почти все регионы Дальневосточного и Сибирского федеральных округов, большинство регионов Северо-Западного округа, по пять – из Приволжского и Уральского, по два – из Южного и Северо-Кавказского и один из Центрального (Смоленская область). То есть половина страны сможет получать аграрные субсидии без ограничения.

Таким образом, запланированные дотации можно назвать условными. Дело в том, что правительство выделяет деньги регионам на условиях софинасирования. То есть регион должен внести свою долю, чтобы получить деньги и чтобы в итоге набралась запланированная сумма. А как показывает практика, регионы деньги селу выделяют весьма неохотно – зачастую у них просто нет таких сумм. Так, по данным за девять месяцев 2012 года, как минимум десять регионов отказались от субсидий из федерального бюджета, предназначенных для поддержки села, на общую сумму в 4,8 млрд рублей. Больше всего средств «сэкономили» бюджету таким образом власти Волгоградской области – почти 600 миллионов. Разумеется, за это их не похвалили, а совсем даже наоборот: министр сельского хозяйства распорядился вынести главам агарных ведомств этих регионов предупреждения о дисциплинарной ответственности. Но факт остается фактом: у регионов может просто не найтись требуемых объемов средств на софинансирование сельскохозяйственных дотаций.

Однако, даже если все запланированные финанрсовые ресурсы применить, то Россия будет сильно отставать от Европы по уровню поддержки с/х производства. Объем дотаций в пересчете на гектар у нас в самом-самом лучшем случае составит около €70, тогда как в ЕС в среднем – €270, а, например, в Нидерландах – €475. Латвийские фермеры недавно провели акцию протеста в Брюсселе из-за того, что их стране выделяется непростительно мало – всего-навсего €95 на гектар.

Кроме того, политика в России в сфере АПК должна сводиться к реализации 3-х поставленных целей. Во-первых, наша страна обещает зафиксировать объем государственной поддержки сельского хозяйства на уровне 9 миллиардов долларов с момента вступления во Всемирную торговую организацию и до 2012 года. По данным минсельхоза на сегодняшний день средний уровень господдержки АПК составляет около 4,4 млрд долларов. При этом в аграрном ведомстве утверждают, что планируемый объем государственной поддержки позволит реализовать все нынешние и планируемые программы по развитию и модернизации отечественного сельского хозяйства.

Во-вторых, за период с 2013 до 2017 года объем поддержки сельского хозяйства у нас в стране должен снизиться до 4,4 миллиарда долларов. Эти ограничения ВТО касаются мер поддержки из так называемой «желтой корзины», которые в ВТО не слишком одобряют, - поддержки цен на сельхозтовары или субсидии конкретным производителям. В том числе и популярного у нас субсидирования процентной ставки по банковским кредитам. А вот мерами поддержки из «зеленой корзины» можно пользоваться довольно свободно.

В-третьих, наша страна обязуется не применять экспортные субсидии с даты присоединения к ВТО [3].

Таким образом, основными перспективными направлениями аграрной политики должны стать поддержка агрессивного экспорта, расширение мер «зеленой корзины» и содействие притоку инвестиций. Только при этих условиях сельское хозяйство сможет устойчиво развиваться.

Список используемой литературы

  1. «Электронный журнал IDK.Эксперт «

  2. Интернет-портал «Российской Газеты» http://www.rg.ru/2013/02/05/apk-anons.html

  3. Интернет-портал «Российской Газеты» http://www.rg.ru/2010/09/29/selhoz.html

  4. Интернет-ресурс : http://www.wto.ru/ru/opinion.asp?msg_id=11961

Просмотров работы: 8007