ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА, ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА, ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В 70-е годы возник и с тех пор активно обсуждался феномен корпораций, международных по характеру своей деятельности, который непосредственно связан с широким развитием прямого зарубежного инвестирования. На международные корпорации, которые являются, как правило, крупнейшими фирмами развитых стран, приходится основная часть международных прямых инвестиций и международной торговли.

Главным признаком международной корпорации является осуществление, ею прямых международных инвестиций из страны своего базирования в принимающие страны.[1]

Результатом прямого зарубежного инвестирования международной корпорации может быть создание зарубежного предприятия (ассоциированных компаний), в которой прямой инвестор – нерезидент владеет менее 50 % , капитала; дочерней фирмы – где его доля превышает 50 % капитала, и зарубежного филиала – предприятие полностью принадлежащее прямому инвестору.[2]

Международная корпорация различают на Транснациональные корпорации и Многонациональные корпорации.

Транснациональнальная корпорация (ТНК) – это крупная национальная корпорация, распространяющая свою деятельность за пределы национальных границ. Капитал у ТНК, преимущественно национальный, и зарубежными филиалами управляет также национальная компания (от страны резидента.)

Переход многих стран к экономике открытого рынка сопровождался активной деятельностью ТНК и транснациональных банков (ТНБ). Осуществляя товарную экспансию на зарубежные рынки, создавая в разных странах многочисленные филиалы, дочерние компании, ТНК обходили протекционистские барьеры других государств, интернационализируя международный экономический обмен.

Процессы интернационализации и глобализации между собой тесно взаимосвязаны и субординированы. Интернационализация порождает предпосылки к глобализации и перерастает в нее.[3] Многонациональные корпорации – это корпорация, головная компания которых принадлежит капиталу двух и более стран, зарубежные отделения также находятся в разных странах. Особенности капитала с самого начала он международный, многонациональный, соответственно и управление компанией также осуществляется этими же странами.

Существуют также Глобальные корпорации – это самые крупные из всех корпораций финансово-производственных, научно-технических, торгово-сервисных корпораций, с интернационализацией собственности и управления. Отличия Глобальных корпораций в том, что рынки, на которые они работают – мировые, конкурентов они рассматривают в целом мире, сосредотачивают свои интересы в высокотехнологичных отраслях, управления гибких финансовых и информационных технологий.

В эту же группу входят ТНБ.

Транснациональные банки — крупные кредитно-финансовые учреждения с широкой сетью заграничных представительств, филиалов и отделений. Являются основными посредниками в международном движении ссудного капитала. Контролируют валютные и кредитные операции на мировом рынке. Для деятельности таких банков характерна высокая доля международных операций, глобальный характер деятельности, широкий спектр и универсальность предоставляемых услуг. Основными клиентами являются транснациональные корпорации, иностранные представительства и государственные институты, международные организации.[4]

Выделяют три аспекта мотивации для осуществления международного бизнеса:

1. расширение сбыта;

2. приобретение ресурсов;

3. диверсификация источников сбыта (снижение рисков, повышение устойчивости).

Для того, чтобы фирме выйти на международный рынок, необходимо:

а) наличие неудовлетворенного спроса на ввозимую продукцию

б) осуществление возможностей для сбытовой деятельности (наличие договоров для торговых сетей, для осуществления экспорта)

в) наличие необходимых нормативно-правовых условий для этой деятельности

г) Характеристика рынка, на который фирма планирует выходить (какой рынок «продавца» или «покупателя», какие самые серьезные конкуренты имеются, хватит ли производственных мощностей, для производства)

д) поиск сотруднической фирмы.

Глобализация международных отношение – усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер общественной жизни деятельности в области международных отношений.[5]

Любая компания изменяет соотношение глобальной и локальной стратегией в зависимости от вида продукции, целей, страны и т.п.

Само перемещение производительного капитала за рубеж свидетельствует о наличии в мировом хозяйстве национальных, обособленных производств, отличающихся друг от друга какими-то параметрами, характеристиками. Наличие этих несходных черт и объясняет причины операций по перемещению производства, связанные, первоначально с получением большей, или стабильной прибыли. Но, попадая в ту или иную специфическую национальную среду, мигрирующий производительный капитал, как правило, может воспроизводиться в расширенных объемах.[6].

Сегодня глобализация характеризуется системной интеграцией мировых рынков и региональных экономик, всех сфер человеческой деятельности, в этой связи происходит ускоренный экономический рост, ускорение внедрения современных технологий и методов управления. При этом процессами интеграции экономик, имеют глубинный характер, затрагивают все сферы деятельности человека, ставят задачу приведения к соответствию социальных параметров развития общества, его политической структуры, технологий макроэкономического управления.

Процесс глобализации мирохозяйственных связей не исключает расширения и интенсификации экономической деятельности на региональном уровне, в том числе вовлечение в активный масштабный взаимный международный обмен административных образований отдельных стран. С одной стороны, это ускоряет планетарную глобализацию, с другой - выступает как известный тормоз, способствующий усилению групповой региональной обособленности, возникновению новых противоречий и углублению конкуренции.

Вместе с тем, глобализация чревата и рядом негативных последствий, проблем и рисков, к главным можно отнести:

- растущую открытость процессов воспроизводства отдельных стран негативным внешним воздействиям, быстрое распространение локальных экономических сбоев на другие регионы мира;

- дестабилизирующее воздействие на мировую экономику и финансы трансграничных переливов краткосрочных капиталов, действий международных финансовых спекулянтов;

- трудности в приспособлении к глобализации для развивающихся стран и стран с переходной экономикой из-за отсутствия у них необходимых средств, неподготовленности национальных экономических, административных и правовых систем;

- усиливающуюся дифференциацию в уровне благосостояния и степени вовлеченности в процессы глобализации между богатыми и бедными странами, риск вытеснения беднейших стран на обочину мирового хозяйства;

- увеличивающийся разрыв в доступе к достижениям информатизации как между отдельными странами, так и внутри стран между различными социальными группами - т.н. «цифровой разрыв»;

- вытеснение из сферы занятости работников, менее приспособленных к прогрессу техники и изменениям в условиях труда, рост безработицы, особенно в развивающихся странах;

- опасность навязывания глобализации на основе американо-центристских и евроцентристских моделей, без должного учета национальной специфики и конкретных условий экономического развития различных стран;

- перерастание организованной преступности из национальной в международную, трансграничную;

- обострение проблем нелегальной миграции и торговли людьми.[1]

С ростом осознания в мире сложностей глобализации связано выдвижение на международных форумах идеи «глобализации с человеческим лицом», то есть, социально ориентированной и учитывающей приоритеты «устойчивого развития». Звучат призывы к достижению «солидарной» глобализации в противовес «асимметричной».

В конце 90-х гг. в мире сформировалось движение транснациональных «антиглобалистов». Его участники пропагандируют альтернативные пути развития мировой экономики, устраивают манифестации, нередко экстремистского характера, в период проведения конференций Всемирного экономического форума, саммитов «Группы восьми», мероприятий МВФ, Всемирного банка, ВТО и других многосторонних институтов экономического профиля.

Россия выступает за всестороннее исследование явления глобализации, совместную с зарубежными партнерами разработку путей и способов управления этим сложным процессом, «демократизацию» глобализации и придание ей социальной направленности. Нашим интересам отвечает обсуждение проблем глобализации с широким привлечением развивающихся государств и стран с переходной экономикой, различных общественных, политических сил и движений. [3]

Транснациональные корпорации являются важнейшими субъектами мировой экономики, с прогрессирующим развитием. Ведущая часть современных ТНК превратились в глобальные компании, за счет охвата мирового рыночного процесса, а также компании, характеризующие качество развития самих бизнес-процессов.

Безусловно, российское государство должно контролировать дальнейшее вхождение нашей страны в мировой рынок, так как российские ТНК устремлены на глобальное доминирование, за счет увеличения доли продаж во всем мире, а также закрепления этого доминирующего положения.

Список используемой литературы и источников:

1. Климовец О.В., ТНК России: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА – М, 2013. – 380 с. – (Высшее образование: Магистратура).

2. Климовец О.В. Экономические Науки / Мировая экономика и международные экономические отношения // №7 (56).- 2009.- с. 349.

3. http://www.aup.ru

4. http://globalization.report.ru

5. http://www.macro-econom.ru

6. http://ru.wikipedia.org

Просмотров работы: 4204