ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА МОМЕНТ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ ВО ВСЕМИРУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА МОМЕНТ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ ВО ВСЕМИРУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ

Мягков М.М. 1, Экова В.А. 1
1Волжский Политехнический Институт (филиал) Волгоградского Государственного Политехнического Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1994 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны.

В 1998 году в Женеве отмечался золотой юбилей ГАТТ. Эта система, призванная регулировать мировую торговлю через механизм сдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена. ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц

Дадим краткую характеристику ВТО, для наиболее полного объяснения темы исследуемого вопроса.

Главные задачи ВТО - либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на май 2005 г. насчитывалось 148, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.

Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.

Страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий.

Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики[1].

Ключевые принципы ВТО были впервые сформулированы в ГАТТ 1947 года. С 1947 по 1994 год ГАТТ представлял собой форум для проведения переговоров по снижению таможенных пошлин и других торговых барьеров; текст Генерального соглашения оговаривал важные правила, в частности, недискриминацию. Впоследствии в результате переговоров Уругвайского раунда (1986-1994) основные принципы были расширены и получили развитие и уточнение в других соглашениях. Так, были созданы новые правила по торговле услугами, по важным аспектам интеллектуальной собственности, по разрешению споров и обзорам торговой политики.

Два фундаментальных принципа ГАТТ – это недискриминация и обеспечение доступа на рынок.

Принцип недискриминации реализуется через применение режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), при котором страна обеспечивает одинаковые условия торговли для всех участников ВТО, и национального режима, при котором импортированные товары не могут подвергаться дискриминации на внутреннем рынке[1].

Доступ на рынок обеспечивается, помимо применения РНБ и национального режима, также путем отмены количественных ограничений импорта в пользу таможенных тарифов, которые являются более эффективным средством регулирования товарооборота, а также гласностью и прозрачностью в вопросах торговых режимов стран-участниц.

На сайте ВТО, предоставляется информация, в соответствии с которой, при вступлении во Всемирную Торговую Организацию предоставляются некоторые экономические выгоды и гарантии странам-участницам, а именно:

1) Повышение доходов;

2) повышение занятости;

3) повышение эффективности внешнеэкономической деятельности;

4) политические выгоды;

5) защита от лоббирования;

6) борьба с коррупцией;

7) выгода системы ВТО для взаимоотношений между странами:

а) Обеспечение равных шансов для всех участников;

б) эффективный механизм разрешения споров;

в) укрепление международной стабильности[1].

ВТО представляет собой сильную международную организацию, функционирующую на мировой арене более полувека. Членство в ВТО предполагает выполнение правил и обязательств, оформленных в соответствующих документах и обеспечивающих стабильность и порядок.

На момент вступления среди экспертов не было единого мнения касающегося преимуществ и недостатков вступления в ВТО для малого бизнеса. Ряд специалистов оценивало данный шаг как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. Обозначим положение малого бизнеса, с точки зрения готовности к вступлению в ВТО.

Обратимся к источникам, которые отражали имеющиеся мнения, до момента присоединения России во Всемирную Торговую Организацю.

По словам главы Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергея Катырина, вошедшего в состав созданного при президенте РФ Экономического совета: «В стратегии нашего присоединения к ВТО, к сожалению, слабо учтены интересы именно малого бизнеса, для которого членство в этой организации - одновременно и определенная опасность, и перспектива роста. Если не поддержать малое предпринимательство, то оно может оказаться в невыгодном положении в собственной стране по сравнению со своими конкурентами - небольшими иностранными компаниями, которые в ближайшем будущем начнут активно входить на российский рынок. У них возможности больше, чем у нашего малого предпринимательства, хотя бы потому, что на Западе другая стоимость кредитов, более простой и легкий доступ к «длинным» деньгам, чем в России Целесообразно особое внимание обратить на размещение государственных и муниципальных заказов. Речь о серьезных деньгах - более 13 трлн. рублей в год, и ТПП РФ считает необходимым увеличить обязательную минимальную квоту участия малых предприятий в выполнении заказов с 10 до 20%. Это способно серьезно поддержать наш малый бизнес»[4].

До момента вступления России во Всемирную Торговую Организацию многие представители малого и среднего бизнеса крайне настороженно относились к процессу присоединения России к ВТО, из-за недостаточности информации об условиях присоединения и возможных последствиях для экономики страны в целом и отдельных отраслей в частности. Несмотря на факт присоединения, многие предприятия до сих пор не готовы к работе в рамках ВТО, между тем зарубежные компании получили возможность вести себя на нашем рынке куда агрессивней, чем раньше.

Одним из препятствий успешного вхождения и продвижения отечественного товара на мировой торговой арене, предприниматели называли высокую стоимость организации и ведения бизнеса в нашей стране. Кроме того, смутное ощущение тревоги у субъектов малого и среднего предпринимательства вызывал тот факт, что два длительных процесса - вступление в ВТО и развитие малого и среднего бизнеса, шли параллельно, так и не став взаимопроникающими. Например, участники рынка отмечали отсутствие анализа влияния участия в ВТО на малый и средний бизнес, отсутствие национальной стратегии развития и поддержки отечественного предпринимательства.

В итоге под угрозой дестабилизации, по мнению деловых людей, сегодня оказалось несколько отраслей - это текстильная, пищевая, фармацевтическая промышленность, общепит, сельское хозяйство и услуги - консалтинговые, юридические и медицинские. По мнению многих предпринимателей, основная угроза российскому малому и среднему бизнесу кроется в необоснованно огромных преференциях крупным западным сетевикам, которые, как считают бизнесмены, со вступлением в ВТО будут только укрупнять свои позиции в нашей стране[2].

Корреспондент газеты «Стрингер» Курасова Елена предоставляет следующую информацию: «Не готов к рывку в ВТО малый бизнес. Восемьдесят процентов продукции в РФ производится на малых и средних предприятиях, но их товары не отвечают мировым стандартам. Текстильная индустрия РФ — кандидат в мертвецы, поскольку хлопок из-за внутреннего НДС покупают на 180 долларов выше мировых цен за тонну. Русская фармакология, некоторые отрасли машиностроения, авиация, финансовый рынок (банковские и страховые услуги) — в аналогичном положении»[3].

Газета «Деловая неделя» предоставила информацию, в соответствии с которой вступление в ВТО коснется лишь на крупного бизнеса.

По мнению руководителя бизнес-программ российско-американского института экономики и бизнеса Уральского госуниверситета Людмилы Ружанской: «Вступление России во Всемирную торговую организацию существенно не отразится на малом и среднем бизнесе.

По ее словам, вступление России в ВТО коснется только крупного бизнеса. "Крупный бизнес - вот кто будет чувствовать вступление России в ВТО", - сказала она, подчеркнув, что некоторые компании укрепят свои позиции, а некоторые будут вынуждены выгодно продаться. В то же время возрастет потребность в непрерывном бизнес-образовании. "С вступлением России в ВТО значительно возрастет конкуренция, и поэтому бизнесменам придется постоянно повышать свою квалификацию, участвуя в бизнес-тренингах, семинарах[6].

Нестабильное положение малого бизнеса на момент вступления в ВТО очевидно. Долгосрочная перспектива обещает предпринимателям рост рентабельности. В ближайшие же годы правительство берет на себя ответственность помощи отраслям, находящимся в затруднительном положении.

В общем и целом, в течение 18 лет ведения переговоров о присоединении России к ВТО в нашем законодательстве произошли такие серьезные изменения, что сегодня мы уже практически живем по правилам ВТО, и особо негативных последствий для промышленности, сектора услуг и рынка труда ожидать не приходится. Возможно, пострадают отдельные производители, но при этом надо помнить, что для улучшения ситуации мы всегда имеется возможность поддержки тех или иных отраслей или даже выхода на новые переговоры в рамках ВТО с целью пересмотра отдельных условий участия России в этой организации.

Присоединение к ВТО позволяет сделать серьезный шаг к повышению инвестиционной привлекательности России, сохраняет баланс интересов производителей и потребителей на уровне, достаточном для обеспечения нормальной конкуренции (без обострения в отдельных отраслях). В конечном итоге, выиграют потребители товаров и услуг.

Ожидается улучшение делового климата за счет повышения транспарентности законодательства, т.е. обеспечения полностью открытого доступа ко всем нормативным документам и материалам, касающимся торговли товарами и услугами, защиты интеллектуальной собственности и пр. Предполагается, что снизится административная нагрузка на бизнес, улучшатся условия доступа российских товаров, услуг и инвестиций на внешние рынки, снизятся и даже снимутся существующие барьеры в этой области.

На внутреннем рынке ожидается рост инвестиционной привлекательности, хотя в разных отраслях он будет происходить по-разному.

Важно отметить, что Россия не принимает на себя никаких обязательств по государственным закупкам в рамках ВТО, а это значит, что есть возможность предоставлять преференции отечественным производителям при осуществлении закупок по госзаказу товаров и услуг[2].

В рамках программы кредитования малых предприятий на базе открытого акционерного общества «Российский банк развития» малый бизнес получит не менее 100 млрд. рублей кредитов, через механизм гарантийных фондов - не менее 80 млрд. рублей[5].

Полноценное участие нашей страны в ВТО обеспечивает:

– снятие дискриминационных барьеров на пути российского экспорта на внешние рынки;

– право обращаться в органы ВТО по разрешению споров;

– участие в переговорах и отстаивание интересов России внутри этой организации;

– полноценное участие в мировых экономических форумах;

– присоединение к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Заместитель начальника отдела по торговым операциям департамента торговых переговоров Минэкономразвития России Виктор Батанин считает, что по итогам переговоров общий уровень тарифной защиты российского рынка понизился, можно сказать, не драматически. Но при этом, нужно иметь в виду, что ситуация по отраслям может быть разная.

В тех секторах экономики, где отечественные производители достигли определенных успехов и имеют перспективы развития, Россия добилась максимально льготных условий вступления в ВТО, обеспечивающих их защиту, т.е. возможности не понижать уровни ввозных пошлин. В тех же отраслях, где пока нет собственной конкурентоспособной продукции и перспективы ее появления туманны, а потребитель жизненно заинтересован в получении современной техники и оборудования, иностранцы получат более легкий доступ на наш рынок.

Но по наиболее чувствительным позициям удалось согласовать все-таки уровень тарифной защиты, практически адекватный действующим, в ряде случаев – даже выше[2].

Вице-президент по развитию и общественным связям Национального тарного союза Петр Бобровский считает, что вступление России в ВТО принесет малому бизнесу больше пользы, чем проблем. «Тароупаковочная индустрия обеспечивает нормальную работу отраслей, дающих до 40% ВВП. В прошлом году рынок упаковки составил более 26 млрд долларов. Выйдя на международный уровень, Россия сможет взаимодействовать в рамках Евразийской экономической комиссии и других наднациональных объединений, работать с профильными зарубежными союзами и ассоциациями. Кроме того, вступление в ВТО - стимул к решению таких проблем отрасли, как устаревшие ГОСТы, низкая инвестиционная привлекательность и "теневой" рынок»[7].

Малый бизнес получит положительную отдачу от вступления в ВТО только при полноценном участии России. Сейчас же предпринимателям имеет смысл заняться укреплением своих позиций на рынке и подвести продукцию к европейским стандартам, чтобы быть готовым к конкуренции с иностранными товарами.

Общие прибыли и потери для российской экономики оцениваются по-разному. Специалисты "ВТО Информ" и Strategic Business Solutions (SBS) считают, что российский бюджет понесет потери. Убытки в 2020 году они оценивают в 3% ВВП, что не менее 6,6 триллиона рублей. Всего, по мнению экспертов, Россия потеряет за восемь лет примерно 26 триллионов рублей[8].

По словам члена экспертно-консультационного совета при Совете Федерации Игоря Филькевича, малый и средний бизнес пока не осознал всех возможностей и последствий, а также угроз и рисков, которые принесет для него присоединение России к ВТО и последующее открытие внутренних рынков для более конкурентоспособных международных предприятий. "От присоединения России к ВТО получают преимущества такие отрасли, как металлургия, нефтяная и газовая промышленность, производство химических удобрений, то есть более крупные сегменты бизнеса.

В то время как машиностроение, пищевая и легкая промышленность, фармакология и розничная торговля проигрывают от ВТО. По его мнению, на малый бизнес сильно повлияет снижение ставок пошлин: «К примеру, на иностранные лекарства пошлины снизятся с 15% до 5%, а на медицинское оборудование до 2-3%. По рынку химической продукции - с 10% до 6,5%. Будут заметно снижены или отменены ставки пошлин на технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование, компьютеры и средства их производства».

Рис. 1. Ставки иностранных пошлин

По словам Юрия Кацнельсона, президента Российской гильдии пекарей и кондитеров, присоединение страны к Всемирной торговой организации повлияет и на рынок хлебопечения, поскольку он на 97% состоит из МСП. Он отмечает, что сильные конкурентные позиции имеет лишь 1/3 рыночной доли от общего объема рынка, которую составляют крупные предприятия[7].

Сайт, специально созданный для обсуждения проблем МСБ предоставляет следующую информацию, по вопросам присоединяя России к ВТО.

Изначальные условия присоединения России к Всемирной торговой организации были более кабальными. В течение долгих лет переговоров российской стороне удалось изменить ряд позиций, что позволит смягчить ожидаемые потери.

Первый минус: Вступление России в ВТО не сразу даст отдачу для малого и среднего бизнеса, не ликвидирует сырьевую направленность экономики. Объем и номенклатура экспорта высокотехнологичных товаров невелики, рост не намечается. Нам будут поставлять все, что захотят разместить на нашем рынке. А нашего возможно не останется ничего. ВТО в России погубит наш зарождающийся высокотехнологичный сектор экономики, а с ним малый и средний бизнес.

Второе: ВТО в мире защищает права интеллектуальной собственности только у сильнейших и в их пользу. Наш интеллектуальный потенциал в конечном итоге из-за своей неразвитости утечет за рубеж.

Третье: произойдет полное преобразование сферы бизнеса. При открытости экономики из нее будет вытеснен не только высокотехнологичный бизнес, но даже простой средний и малый бизнес, занятый в торговле, банках, инвестициях.

Отмена импортных пошлин, сокращение государственных субсидий, допуск иностранных компаний к конкурсам на государственные закупки, в конечном счете, обернется неподготовленностью персонала для занятий доходными видами деятельности. В очередной раз произойдет перетряска рынка труда. В период перестройки рабочие и промышленный персонал ушел в торговлю и финансовые услуги, сейчас произойдет падение качества рабочей силы, как не способной к новым условиям труда на иностранных предприятиях. Рост безработицы особенно в малом и среднем бизнесе неизбежен.

Это перекроит интересы авиапрома и автостроителей, производителей лекарств, мебели, текстиля, одежды, но главное, сельхозпроизводителей.

Четвертое: ВТО предполагает вступление России в международную конкуренцию не только в торговле, но и в политике, финансовых интересах разных стран, в изменение макроэкономических процессов.

Итак, Россия становится зависимым государством от интересов других стран, которые скажутся на каждом гражданине, на каждом малом и среднем бизнесе.

России придется согласиться на экспортные уступки, пойти на реструктуризацию отечественного рынка. Последствия будут аналогичны либерализации экономики в начале 90-х годов.

Но понадеемся на русский «авось» и скажем, что, все, что происходит с Россией идет ей на пользу.

Ясно одно, вступление в ВТО России не решит внутренних проблем страны в развертывании расширенного воспроизводства в каждом бизнесе, в каждом предприятии смешанных форм собственности. На ребенка опять надевают взрослые одежды или мешок и заставляют бежать с препятствиями. Упал, но отжаться сил может не хватить. Процесс либерализации затянулся, дальнейших реорганизаций не последовало.

Народившийся класс собственников и бизнесменов погибнет в схватке со взрослым и развитым классом иностранных предпринимателей, обладающих многовековым опытом завоевания себе места «под солнцем»[9].

Исследования проводимые множеством экспертов подтверждают, что экономические показатели будут занижены, это объясняется слабой конкурентоспособностью Российских товаров на мировом рынке. Также ожидается потери финансовых средств в результате новой таможенной и экспортной политики.

В целом, на момент вступления России в ВТО не имелось единой точки зрения относительно позитивных и негативных моментов присоединения. Слишком большая распыленность мнения экспертов, бизнесменов и предпринимателей не дает возможность конкретизировать данный процесс. Рассмотрение проблемы в долгосрочной и краткосрочной перспективе дает результаты, но и они весьма размыты, и сделать четкие выводы составляет серьезную трудность. Несмотря на это, 22 августа 2012 года Российская Федерация официально стала членом ВТО. Последствия этого шага, будут видны в ближайшее время, после заключения определенных договоров и подписания контрактов. Именно тогда можно будет с уверенностью оценить положительные и отрицательные моменты данного действия для Российской экономики.

Список использованной литературы

1. © World Trade Organization 2012//ВТО о себе/ http://www.wto.ru/chto.asp?f=about&t=8

2. © 2012. ЗАО «Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса»(РАПМСБ)// Малый и средний бизнес России в условиях ВТО/http://www.siora.ru/news/detail/novosti_rapmsb/Maliy_i_sredniy_bisness_Rossii_v_usloviyah_VTO/

3. © Библиотека думающего о России//ВТО: Маргарет туда не советует/http://www.patriotica.ru/actual/kuras_wto.html

4. © CИА 1991-2012. Рынок, финансы, недвижимость//Перспективы развития малого бизнеса в России после ее вступления в ВТО не однозначны/ http://sia.ru/?section=484&action=show_news&id=245339

5. © Центр маркетинговых компетенций//Вступление России в ВТО (ГАТТ). Опыт стран членов ВТО. Плюсы и минусы организации для РФ. Проблемы присоединения/http://marketolog.biz/reviews-60.html

6. © 2011 BisHelp// Малый и средний бизнес в наименьшей степени заметит вступление России в ВТО/http://www.bishelp.ru/ekonomika/detail.php?ID=13887

7. © 1998-2012 «Российская газета»//Эксперты советуют малому бизнесу использовать системы господдержки/http://www.rg.ru/2012/03/13/zaschita.html

8. © Городской информационный портал//Вступление в ВТО: плюсы и минусы для российской экономики/http://www.m24.ru/articles/3836

9. © Бизнес, собственник и ВТО//ВТО и Россия. Минусы вступления/http://biznes-i-vto.ru/o-vto/vto-i-rossiya-minusyi-vstupleniya-3#ixzz2EFY7L9BT

Просмотров работы: 3695