ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ И ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ООО “САПСАНВНЕШТОРГ» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ И ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ООО “САПСАНВНЕШТОРГ»

Неверова Е.И. 1, Бухтиярова Т.И. 2, Демьянов Д.Г. 2
1Финансовый университет при Правительстве РФ, г.Челябинск
2Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Челябинск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация

В современных рыночных условиях хозяйственный субъект ориентирован на полную хозяйственную самостоятельность, конкурентоспособность, рыночную привлекательность. Современные условия организации продажи продукции и оказания услуг определяют объективную необходимость изучения особенностей ведения учета, анализа финансовых показателей, что в конечном итоге влияет на финансовый результат и конкурентоспособность предприятия малого бизнеса. В статье проанализированы основные показатели торговой деятельности ООО «Сапсанвнешторг» и предложены рекомендации по устранению недостатков и совершенствованию методов организации торговли и сбыта продукции.

Abstract

Today in market conditions, the undertaking is aimed at full economic independence, competitiveness, market appeal. Modern conditions of organizing the sale of products and provision of services is determined by the objective necessity of studying the characteristics of accounting, analysis of financial performance, which ultimately affect the financial performance and competitiveness of small businesses. The paper analyzes the main indicators of trading activity of LTD "Sapsanvneshtorg" and made ​​recommendations to address the deficiencies and improving the methods of the organization of trade and marketing.

В условиях рынка эффективность функционирования хозяйствующего субъекта малого и среднего бизнеса во многом определяется способностью обеспечивать прибыльность.

В действующей хозяйственной практике организация производства и управления малое и среднее предпринимательство рассматривается в качестве необходимого элемента (инновационно-активного) рыночной экономики. По состоянию на 01.10.2012 года в России насчитывается 238,1 тысяч субъектов малого предпринимательства [1]. Особенно активной является проблема формирования и реализации механизма доходов и расходов предприятий малого и среднего бизнеса. Наиболее приемлемой в этих условиях является разработка рекомендаций по совершенствованию организации и методики ведения бухгалтерского учета продажи продукции и оказания услуг на основе организационно-экономической характеристики субъекта, изучения системы организации и методики учетно-аналитического обеспечения, что в конечном итоге позволит определить направления повышения эффективности деятельности.

Современная экономическая среда России характеризуется следующими данными: оптовая торговля машинами и оборудованием составляет в малом предпринимательстве – 11,1%, а в коммерческих предприятиях – 10,3%.

Основной вид деятельности ООО «Сапсанвнешторг» - торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями (73%).

Таблица 1 - Расходы по обычным видам деятельности в поэлементном разрезе за 2010-2012г.г.

Элементы затрат по обычным видам деятельности

2010 год

2011 год

2012 год

Темп роста 2011г к 2010г

Темп роста 2012г к 2010г

тыс.руб

%

тыс.руб

%

тыс.руб

%

%

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Материальные затраты

2 192

40,54

49 012

86,35

2 700

42,00

2 236

123

Расходы на оплату труда

1 680

31,07

2 160

3,81

2 160

34,00

129

129

Отчисления на социальные нужды

739

13,66

950

1,67

950

15,02

129

129

Амортизация

16

0,30

224

0,4

162

2,56

1 400

1 013

Прочие затраты

780

14,43

4 411

7,77

351

5,55

566

45

ИТОГО

5 407

100

56 757

100

6 323

100

X

X

Анализ расходов по обычным видам деятельности в поэлементном разрезе за три года (Таблица 1) свидетельствует, что преобладающим элементом расходов являются материальные затраты.

Из данных отчета о прибылях и убытках видно, что к 2012 году произошел спад объема продаж. Так, в 2012 году по сравнению с 2010 годом: выручка снизилась на 49%; себестоимость увеличилась на 199%; валовая прибыль снизилась на 11%; коммерческие и управленческие расходы резко сократились. Наблюдаемые колебания прибыли от продаж можно объяснить несоответствием темпов изменений себестоимости (рост в два раза) и темпов выручки от продаж (снижение на 50%), что требует отдельного аналитического изучения изменений состава выручки и затрат в разрезе экономических элементов.

ООО «Сапсанвнешторг» имеет клиентскую базу во множестве регионов России, Казахстане, Украине и Белоруссии. С этих позиций, на наш взгляд, оправданным является организация сегментированного учета по региональному признаку.

Рост рентабельности продаж по чистой прибыли достигает 13% (чистая прибыль на рубль выручки составляет 13 копеек). Рентабельность продаж постоянно возрастает и в 2012 году составила 17% (Таблица 2). Рентабельность собственного капитала изменяется хаотично и в 2012 году снизилась до уровня - 18%. Снижение показателя означает неэффективное использование собственных средств. Валовая рентабельность предприятия в 2012 году по сравнению с 2010 годом претерпела снижение (показатель составил 17%).

На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что рост выручки в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 24 млн. 431 тысячу рублей произошел за счет изменения количества проданной продукции (24 млн. 405 тысячи рублей), за счет изменения цены (-722 тысяч рублей) и изменения структуры (748 тысяч рублей).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что основной прирост выручки был достигнут за счет увеличения общего количества проданной продукции, но в меньшей степени на прирост повлияло изменение структуры проданной продукции.

В ходе анализа данных, можно прийти к выводу, что в ООО «Сапсанвнешторг» следует увеличить продажу продукции АвтоГРАФ и ДУТ Ч, что позволит обеспечить прибыль – 10 млн. 500 тысяч рублей и 7 млн. 260 тысяч рублей.

Для обследуемого предприятия точкой критического объема является объем реализации в 56 млн. 101 тысяч рублей.

Запас финансовой прочности следует поддерживать на нормативном уровне (40 – 50%) на случай непредвиденных производственных затруднений [2]. У анализируемого предприятия данный уровень в 2011 году равен 4,139 %. В планируемом периоде по данным бизнес-плана запас будет на уровне нормативного значения (46,213). Продажи на уровне 73 млн. 190 тысяч рублей обеспечат абсолютный запас финансовой прочности 33 млн. 823 тысячи рублей (или 46,213 %) (Таблица 2).

Таблица 2 - Критический объем продаж за анализируемые периоды ипланируемый объем продаж, обеспеченный спросом

№ п/п

Показатель

2010 год

2011 год

На планируемый период, обеспеченный спросом

1

2

4

5

6

1

Выручка от продаж, тыс.руб.

22 715

58 523

73 190

2

Переменные затраты, тыс.руб.

5 707

15 851

10 909

3

Постоянные затраты, тыс.руб.

15 797

40 906

33 501

4

Прибыль от продаж, тыс.руб.

1 211

1 766

28 780

5

Маржинальный доход а составе выручки от продаж, тыс.руб.

17 008

42 672

62 281

6

Доля маржинального дохода в выручке от продаж

74,876

72,915

85,095

7

"Критическая точка" объема продаж, тыс.руб.

21 098

56 101

39 367

8

Запас финансовой прочности, тыс.руб.

1 617

2 422

33 823

9

Уровень запаса финансовой прочности в объеме продаж, %

7,119

4,139

46,213

При объеме продаж, равном нулю, компания будет нести убытки, соответствующие размеру постоянных затрат. Таким образом, каждая реализованная единица обеспечивает доход в сумме 42 млн. 672 тысяч рублей в отчетном периоде и 62 млн. 281 тысяч рублей в планируемом периоде.

Точка безубыточности достигается в том случае, когда совокупный маржинальный доход равен сумме постоянных издержек. Этой точкой оказывается объем реализации в 56 млн. 101 тысяч рублей и 39 млн. 367 тысяч рублей в 2011 и планируемом периодах. Свидетельствует о том, что фактический объем продаж в 2011 году был безубыточным и рентабельным.

Нами установлено, что структура предприятия не соответствует системе организации товарных операций, что касается системы нормативного документирования операций: отсутствует график документооборота, отсутствует штатное расписание, отсутствуют должностные инструкции, учетная политика составлена по отдельным разделам. Управленческий учет продаж продукции, работ, услуг на предприятии не организован.

Мы предлагаем мероприятия:

- ввести розничную торговлю с физическими лицами,

- разработать график документооборота, штатное расписание, должностные инструкции; учетную политику по всем аспектам (организационный, методологический, технический);

- разработать автоматизированную программу складского учета;

- ввести систему управленческого учета продаж;

- ввести систему стратегического управления затратами предприятия;

- провести инвентаризацию товарных запасов;

- организовать контроль дебиторской и кредиторской задолженности;

- использовать в работе методику анализа критической точки для планирования объема реализуемой продукции, прибыли и затрат на сбыт продукции.

Используя данные ООО «Сапсанвнешторг» применим экономико-математические методы для получения прогноза выручки от продаж продукции. Экономико-математические методы помогают овладевать искусством принятия эффективных управленческих и инвестиционно-финансовых решений, распределения и оптимизации ресурсов, анализа и обработки данных, прогнозирования перспектив развития экономических систем. Применение инновационных, постоянно развивающихся математических моделей интерактивного ценообразования также является необходимым условием обеспечения конкурентоспособности фирмы, как на международном, так и на внутреннем рынке.

Для прогнозирования результатов финансовой деятельности ООО«Сапсанвнешторг» построим однофакторную модель регрессии зависимости выручки от продажи товаров по основному виду деятельности (Y) от себестоимости проданных товаров (X) за период с 2010 года по 2012 год. Показатели деятельности представлены поквартально в таблице 1.

Таблица 1 – Показатели ООО «Сапсанвнешторг» за 2010-2012 г.г.

Показатели

2010 год

2011 год

2012 год

1кв.

2кв.

3кв.

1кв.

2кв.

3кв.

1кв.

2кв.

3кв.

Выручка

7 746

12 881

22 715

12 654

40 395

58 523

6 198

8 125

11 092

Себестоимость

1 734

2 078

4 627

9 861

35 141

52 346

5 558

6 624

9 192

Для получения прогноза необходимо:

- построить однофакторную модель регрессии зависимости выручки от себестоимости проданных товаров;

- доказать адекватность и оценить точность модели;

- выполнить прогноз показателя Y на 1 шаг вперед с вероятностью 0,95;

- отобразить на графике исходные данные, результаты моделирования и прогнозирования и интерпретировать полученные данные.

Проведем оценку коэффициентов линейной регрессии ООО«Сапсанвнешторг» с помощью пакета прикладных программ «VSTAT» (таблица 2).

Таблица 2 - Оценка коэффициентов линейной регрессии ООО«Сапсанвнешторг»

Переменная

Коэф-фициент

Среднекв.

Отклонение

t-значение

Нижняя оценка

Верхняя оценка

Эластич-ность

Бета-

Коэф-т

Дельта

Коэф-т

Св. член

6 955,84

2 830,40

2,46

67,37

13 844,32

0,00

0,00

0,00

Показатель

0,96

0,12

7,77

0,66

1,26

0,68

0,90

1,00

Критическое значения t-pаспpеделения пpи 6 степенях свободы (p=95%) = +2.434

Исходя из полученных данных в таблице 2 модель зависимости выручки от себестоимости проданных товаров выглядит следующим образом:

 

Y = 6 955,84 + 0,96Х,

(1)

где y – модельное значение выручки;

х –затраты в себестоимости продукции.

При вероятности 95% нижняя граница равна 0,66, верхняя - 1,26, границы доверительного интервала имеют одинаковые знаки, следовательно, коэффициент уравнения регрессии β = 0,96 признается значимым [4].

Анализ регрессии однофакторной модели показывает, что при увеличении себестоимости на 1 тысячу рублей выручка увеличивается в среднем на 0,96 тысяч рублей.

Для анализа качества модели (доказательство адекватности и анализ точности) служит таблица 3.

Таблица 3 – Характеристики остатков ООО «Сапсанвнешторг»

Характеристика

Значение

Коэффициент детерминации

0,91

Критерий адекватности

83,13

Критерий точности

90.96

Критерий качества

89,01

Гипотеза о среднем

0,00*

Гипотеза о независимости

0,00*

Уравнение значимо с вероятностью 0.95

* - «0»-значения означают, что соответствующие свойства остаточной компоненты выполняются

По данным таблицы 3 качество модели оценивается коэффициентом детерминации R2 = 0,91. Означает, что фактором среднеквартальной выручки можно объяснить 91% вариации (разброса) среднеквартальной себестоимости. Значение близко к единице, поэтому качество модели можно признать хорошим [3].

В целом модель признана не полностью адекватной в силу невыполнения свойства случайности, хотя по критерию независимости остатков модель адекватна.

На завершающем этапе моделирования для анализа необходима таблица «Прогноз уровня выручки» (Таблица 4), в которой представлены данные точечного и интервального прогноза на заданный период прогноза (1 квартал 2013 г.) с заданной вероятностью в Рr = 0,90.

Таблица 4 – Прогноз уровня выручки ООО «Сапсанвнешторг»

Упреждение

Прогноз

Нижняя граница

Верхняя граница

1

15 806,66

3 165,16

28 448,15

В результате проведенного анализа была построена регрессионная модель (1) зависимости выручки от продажи товаров по основному виду деятельности от себестоимости проданных товаров. Также был определен прогноз выручки ООО «Сапсанвнешторг», который ожидается в 1 квартале 2013 года в размере 15 млн. 806,66 тысяч рублей. Данное прогнозное значение с вероятностью 90% будет находиться в промежутке между верхней границей равной 28 млн. 448,15 тысяч рублей и нижней границей - 3 млн. 165,16 тысяч рублей. Оптовая торговля системой мониторинга автотранспорта имеет тенденцию роста выручки к 2013 году.

На рисунке 1 в виде графика для наглядного представления отражены данные прогноза выручки ООО«Сапсанвнешторг», рассчитанные из таблицы 5.

Рисунок 1 – Фактические и прогнозные данные уровня выручки

ООО «Сапсанвнешторг»

С целью совершенствования оптовой торговли рекомендуется осуществлять постоянный мониторинг выручки организации в зависимости от различных факторов: цен на товары, издержек, системы скидок, потребности в данной продукции на отечественном и зарубежном рынке, дебиторской задолженности, снижения запасов.

Применение математического моделирования к анализу финансовых процессов позволит оперативно отслеживать результаты торговой деятельности и своевременно принимать управленческие решения.

Список литературы

  1. Федеральная служба государственной статистики: Российский статистический ежегодник – 2011, 2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_01/IssWWW.exe/Stg/d11/pred-3.htm.

  2. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. М.А. Вахрушиной. – М.: Вузовский учебник, 2008.

  3. Компьютерные технологии моделирования финансово-экономических процессов. Методические указания для студентов всех специальностей ВЗФЭИ. - Смоленск. : ВЗФЭИ, 2012. - 110 с.

  4. Практикум по эконометрике: Учеб. пособие / И.И. Елисеева, С.В.Курышева, Н.М. Гордеенко и др.; Под. ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2007.

9

Просмотров работы: 4062