АУТСОРСИНГ КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ЗАТРАТ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

АУТСОРСИНГ КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ЗАТРАТ

Склярова М.В. 1
1Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П. Чехова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние годы практика аутсорсинга в нашей стране получила широкое распространение. Термин "аутсорсинг" заимствован из английского языка (от английского "outsourcing") и дословно переводится как использование чужих ресурсов.[4]

Аутсорсинг заключается в передаче какой-либо деятельности одной компании – другой – на длительное время. Предметом аутсорсинга могут быть все бизнес-процессы. На аутсорсинг часто передается ведение какой-либо непрофильной деятельности организации, которая может осуществляться и самостоятельными силами (документооборот, составление отчетности и др.) Однако значимые, стратегические функции компании также могут являться предметом аутсорсинга. К примеру, аутсорсинг маркетинговой службы, обучающего центра компании и т.д.[5] В связи с чем тема данной статьи является актуальной и практически значимой.

Одним из основных направлений деятельности фирм является, как правило, коммерческие затраты и обременения. Если выполнять их силами компании, например, если они требуют длительного обучения или наличия определенных материальных и нематериальных активов, в частности особой корпоративной культуры, мотивации, высокого уровня доверия покупателей и поставщиков. Все это нельзя приобрести в одночасье, а можно только получить со временем и благодаря целенаправленным усилиям.

Анализируя источники литературы по указанным проблемам, мы пришли к следующему выводу: наиболее очевидным решением проблемы восполнения недостающих ресурсов или функций, является передача трудоемких и затратных процессов специализированных компаний. Крайне редко полный набор недостающих ресурсов и возможностей сосредотачивается в одной компании, чаще они должны распределятся, по нашему мнению по нескольким специализированным компаниям. Союз или партнерство более эффективны в такой ситуации. Под этим союзом понимается «аутсорсинг». [1]

На сегодняшний день в мире существует множество разновидностей аутсорсинга бизнес-процессов, применяемых на российских предприятиях. В зависимости от специфики, отрасли деятельности, целей и задач в каждой конкретной организации процессы, передаваемые сторонним компаниям, в основном существенно отличаются друг от друга.

Из всех, рассмотренных нами разновидностей аутсорсинга, мы выделили три основных:

а) функциональный - передача функций управления;

б) операционный - передача функций производства;

в) ресурсный - отказ от собственных ресурсов и приобретение их на стороне.

Рассмотрев большое количество отраслей, мы выбрали те, в которых работа аутсорсеров наиболее востребована:

  • бухгалтерский учет и расчет налогов;

  • юридическое обеспечение деятельности;

  • расчет заработной платы сотрудников;

  • управление персоналом;

  • информационные системы и управление базами данных;

  • маркетинговые коммуникации и связи с общественностью;

  • управление проектами от разработки до реализации;

  • вопросы экономической и информационной безопасности;

  • управление логистикой и доставкой;

  • производство;

  • сборка и тестирование;

  • уборка и обслуживание;

  • управление транспортом, его техническое обслуживание и ремонт (воздушные и морские суда, автомобильный, железнодорожный транспорт)

С ростом экономики страны увеличиваются объемы производства и обороты компаний. Вследствие этого, им требуется больше времени на профильную деятельность, а значит, возникает нехватка в посторонней помощи для выполнения вспомогательных, но,тем не менее, важных функций. Работа аутсорсеров, по большей части, протекает в штате компании-исполнителя, а оказание услуг фирме-заказчику является лишь частью, выполняемых ими функций. Чаще всего заказчик не имеет отношения ни к выбору тех, кто будет непосредственно выполнять работу, ни к организации их труда. В процессе подготовки статьи, был сделан вывод, что аутсорсинг, с каждым годом, занимает все более значительные по степени важности позиции, прочно закрепляясь в деятельности предприятий любых форм собственности.

В условиях современной экономической ситуации можно вывести два основных тренда на рынке аутсорсинга. Во-первых, данный тип деятельности привлекает к себе интерес, в следствии того, что в значительной степени оптимизирует затраты. Во-вторых, аутсорсеры снижают цены на свои услуги, подстраиваясь под сокращающиеся бюджеты. А это значит, что предприятия экономят не только на содержании постоянного работника, но и на выполнении аутсорсерами их работы.

Исследуя данную проблему, было определенно, что в кризисных условиях изменяется структура спроса на аутсорсинговые условия. Сокращая персонал, предприятия передают на аутсорсинг отдельные бизнес-процессы. Впрочем, есть и обратный тренд: компании, которые когда-то передали «вовне» продвижение, маркетинг и т.д., теперь отказываются от услуг сторонних компаний.

Далее рассмотрим аутсорсинг, как способ выхода на кризисный рынок.Наибольшую выгоду от аутсорсинга получают крупные предприятия.

Уменьшая цены, аутсорсеры также вынуждены снижать качество сервиса либо сокращать объем работ. При ценообразовании они отталкиваются прежде всего от собственных издержек. На начальном этапе аутсорсер всегда работает в убыток как минимум полгода. Только после того, как все процессы отлажены, исполнитель начинает зарабатывать. Мы изучили некоторые отношения между аутсорсером и клиентом. В большинстве случаев они регулируются договорами, в которых стороны стараются оградить себя от денежных потерь и остальных рисков. В основном, проблемы могут возникнуть только в том случае, если клиент желает разорвать контракт, ведь аутсорсерам деваться некуда. При этом для аутсорсера важна репутация, поэтому он готов помочь клиенту безболезненно перейти на обслуживание, пусть даже конкурента. Аутсорсинг остается одним из наиболее эффективных и, главное, отлаженных инструментов оптимизации затрат.

Привлечение организации-аутсорсера заказчиком по нашему мнению, имеет ряд значительных преимуществ:

  • поскольку организация- заказчик передает аутсорсеру часть функций, то он имеет возможность сконцентрировать все внимание на основной деятельности организации. Кроме того, ранее задействованные ресурсы организации можно перераспределить и инвестировать в поддержку основного бизнеса;

  • нередко услуги организации-аутсорсера обходятся дешевле, чем работы своими силами. В рыночных условиях успех обеспечен тем организациям, которые ведут свой бизнес наиболее эффективным способом, при этом снижая затраты и сохраняя высокое качество товаров и услуг.

  • возможность сокращения штата организации;

  • более качественное выполнение отдельных функций организации специализированными фирмами;

  • надежность предоставляемых услуг аутсорсером за счет сочетания специализации и опыта уменьшает риски организации;

  • получение доступа к технологиям более высокого уровня;

  • при отсутствии собственных специалистов или ресурсов организация-потребитель аутсорсинга имеет возможность воспользоваться ресурсами специализированных фирм;

  • возможность передачи ответственности за выполнение конкретных функций;

  • Кроме того, как уже отмечено, представительствам иностранных фирм, например, нет необходимости нанимать дополнительный персонал и вникать в особенности ведения бухгалтерского учета по российским стандартам.

В следствии проведения нашей исследовательской работы были выявлены и недостатки аутсорсинга:

- передача некоторых функций в аутсорсинг нецелесообразна для крупных организаций, поскольку она может привести к потере конфиденциальности информации, к снижению оперативности в предоставлении необходимых сведений для управления организацией. Утечка же конфиденциальной информации в свою очередь может привести к потере конкурентоспособности фирмы;

Было обезличенно, что для компании жизненно необходимо воспользоваться услугами аутсорсинговой фирмы в следующих случаях:

  1. независимые партнеры выполнят функции компании лучше и дешевле;

2) этот вид деятельности не является конкурентно значимым и его передача в аутсорсинг не угрожает ключевой компетенции, возможностям и ноу-хау компании;

3) это снижает риск, связанный с изменениями технологии и/или покупательских предпочтений;

4) это повышает организационную гибкость и оперативность принятия решений, сокращает время разработки и выведения на рынок новых товаров, снижает издержки на координацию;

5) это позволяет компании сосредоточиться на основном бизнесе. То есть предприятие может освоить или сохранить за собой ключевые виды деятельности и при этом избежать недостатков вертикальной интеграции, если изберёт стратегию долгосрочных партнерских соглашений с ключевыми поставщиками и получит, таким образом, доступ к их компетенциям.

Исследуя более ранние экономические отношения, мы пришли к следующим выводам, что многие компании старались не работать с поставщиками слишком тесно и заключали с ними, в основном, краткосрочные контракты. Хотя при этом компании работали с поставщиками достаточно долго, последние опасались, что сотрудничество в любой момент может прекратиться, обычно при заключении контракта определяющим фактором была цена, и компании пытались получить самые выгодные условия поставки в обмен на долгосрочное сотрудничество. Анализируя труды Карданской Н.Л. [3] и Ермошкина Н. [2] прослеживается мысль, что отрицательным фактором развития аутсорсинговых отношений в те годы бала серьёзная угроза перейти к другому поставщику. И чтобы она действовала сильнее, компании вместо долгосрочных контрактов практиковали заключение краткосрочных с многочисленными поставщиками, создавая среди последних ожесточенную конкуренцию. В наше время наблюдается почти повсеместный отказ от этой стратегии в пользу долгосрочных союзов и партнерских соглашений с немногочисленными высокоэффективными поставщиками. На смену краткосрочным контрактам, заключаемым исключительно из-за выгодности цены, приходят длительные партнерские взаимоотношения.

Так же мы определили, что передача внешним партнерам функций одного или нескольких звеньев цепочки ценности обладает рядом стратегических преимуществ:

  • позволяет получить комплектующие или услуги выше качеством и/или дешевле;

  • улучшает инновационные возможности компании за счет взаимодействия и партнерства с поставщиками мирового уровня, имеющими большой интеллектуальный потенциал и богатый инновационный опыт;

  • обеспечивает большую гибкость компании в случае внезапного изменения рыночной ситуации или потребительских предпочтений: проще и дешевле найти новых поставщиков с необходимыми возможностями и ресурсами, чем перестраивать внутреннюю деятельность компании, ликвидируя одни мощности и ресурсы и создавая новые;

  • ускоряет приобретение ресурсов и навыков;

  • позволяет сосредоточиться на тех операциях, которые эффективно выполняются силами компании, и тех, которые стратегически целесообразно сохранить под ее контролем.

В процессе подготовки данной статьи мы пришли к следующему заключению: на данный момент в России широко развит аутсорсинг бизнес-процессов. Он представляет собой передачу сторонней компании отдельных бизнес-процессов, не являющихся для компании основными, например, управление персоналом, бухгалтерский учет, логистика, маркетинг, реклама. В связи с разными задачами, которые ставят перед собой заказчики, передавая на аутсорсинг отдельные функции компании, услуги, соответственно и договора на оказание работ (услуг) могут значительно отличаться в разных ситуациях и моделях бизнеса. Аутсорсинг позволяет фирме чётко специализироваться на выполнении своих основных функций, не затрачивает лишних денежных средств, оптимизируя затраты, и сокращает время, требуемое юридическому лицу, для достижения своей главной цели.

Список литературы

1. Аникин Б.А., Рудал И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: Учеб.пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007, с. 9.

2. Ермошкин Н. Что дает аутсорсинг? - Ведомости. - 2004. - 18 мая.

3. Карданская Н.Л. Управленческие решения: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003. 416 с.

4.http://www.cfin.ru/press/zhuk/2005-1/22.shtml. Журнал корпоративный менеджмент. Человеческий фактор в аутсорсинге.

5. http://www.e-xecutive.ru/publications/aspects/hr/article_3924/. Журнал E-xecutive.

Просмотров работы: 6357