СОДЕРЖАНИЕ БИОЭЛЕМЕНТОВ В ОРГАНИЗМЕ ЖИТЕЛЕЙ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ ИЗ ЧИСЛА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДНОСТЕЙ СЕВЕРА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОДЕРЖАНИЕ БИОЭЛЕМЕНТОВ В ОРГАНИЗМЕ ЖИТЕЛЕЙ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ ИЗ ЧИСЛА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДНОСТЕЙ СЕВЕРА

Степанова Е.М. 1
1Научно-исследовательский центр «Арктика» ДВО РАН
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Известно, что к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (КМНС) относятся народы численностью менее 50 тысяч человек, проживающие в северных районах России, в Сибири и на российском Дальнем Востоке на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. На территории Магаданской области КМНС обособленно продолжают проживать только в нескольких отдаленных поселках, например, Северо-Эвенского или Ольского районов, а в большинстве своем относительно равномерно распространены среди пришлого населения и уроженцев из числа европеоидов в областном центре и крупных поселках. По данным переписи населения 2010 г. в Магаданской области зарегистрировано 4841 аборигенов (КМНС): эвены – 2635 чел., коряки – 900 чел., ительмены – 613 чел., чукчи – 285 чел., камчадалы – 280 чел., юкагиры – 71 чел., чуванцы – 57 чел., что составило 3,19 % из числа лиц, указавших соответствующую национальность.

Кризисное состояние традиционных видов хозяйственной деятельности в результате интенсивного промышленного освоения природных ресурсов северных территорий, их низкая конкурентоспособность, обусловленная малыми объёмами производства, высокими транспортными издержками, отсутствием современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов, в последние десятилетия привело КМНС к неприспособленности их традиционного образа жизни к современным экономическим условиям и, в результате, к развитию целого ряда заболеваний и патологий среди представителей малочисленных народов Севера. Значительно выше среднероссийских показателей среди этих народов показатели младенческой (в 1,8 раза) и детской смертности, заболеваемости инфекционными заболеваниями и алкоголизмом.

Одним из условий поддержания высоких функциональных резервов на Севере является адекватное потребностям поступление и достаточное содержание в организме человека нутриентов. Многолетняя ассимиляция и метисация КМНС обусловили сбой успешной адаптации к действию естественных северных биогеохимических факторов и приблизили их адаптационный потенциал к жителям Севера из числа европеоидов.

В настоящее время состояние здоровья детей, подростков и студенческой молодежи в РФ вызывает особую тревогу. Воздействие на организм большой эмоциональной и информационной нагрузки, высокой интенсивности обучения северных регионов усугубляется бедностью минеральной составляющей природных питьевых вод, обусловленной особыми биогеохимическими условиями территории, и ограниченностью поступления в организм жизненно необходимых макро- и микроэлементов (МЭ) из свежих овощей и фруктов. Влияние биогеохимических параметров на формирование элементного профиля организма КМНС, живущих по образу и подобию жителей Магаданской области из числа европеоидов (пришлых или уроженцев) изучено крайне недостаточно, что определило цель исследования: оценить особенности содержания МЭ в организм юношей и девушек из числа КМНС, родившихся и проживающих на территории Магаданской области.

Методом атомной эмиссионной спектрометрии с индуктивно связанной аргоновой плазмой в Центре биотической медицины (г. Москва) определяли содержание 25 МЭ в волосах студентов Центра народов Севера Северо–Восточного государственного университета (СВГУ) в возрасте от 17 до 25 лет. Обследуемые лица были разделены на 2 группы: 1 группа – юноши и девушки из числа КМНС (эвены, коряки, чукчи), 2 группа – европеоидные метисы – юноши и девушки, рожденные от национально–смешанных браков европеоидов с одним из родителей из числа КМНС (эвены, коряки, чукчи, камчадалы, юкагиры, якуты, эскимосы, ительмены).

При изучении содержания МЭ в волосах выявлено, что среди студентов из 1 группы у 73 % девушек выявлен дефицит Ca и Co, у 55 % – Zn и Mg, у 46 % – I. У 73 % обследованных девушек отмечен избыток Р. У 93 % юношей обнаружен дефицит Co и у 57 % – избыток Р. Среди студентов из 2 группы у 58 % девушек обнаружен дефицит Ca и I, у 56 % – Mg, 54 % – Co и Cu. В волосах 42 % обследованных обнаружен избыток Mn и P, 40 % – Si. У 88 % юношей выявлен дефицит I, 71 % – Co, 53 % – Mg, 47 % – Ca и Fe. В волосах 47 % обследованных юношей выявлен избыток Р. Следует отметить, что повышение уровня концентраций ряда элементов часто указывает на усиленное выведение их из организма и может наблюдаться при нарушении межэлементных соотношений. В свою очередь, по ряду макро- и микроэлементов зафиксировано отклонение от референтных значений концентраций химических элементов (Скальный А.В., 2003). В 1 группе у девушек ниже нижней границы физиологической нормы оказались Al, Ca, Cd, Co, Pb, Se, во 2 группе – Cd, Co, Cr, Pb, Se. Выше верхней границы нормы – концентрации Si у девушек и K у юношей в обеих исследованных группах.

Кроме того, выявлено, что между девушками и юношами есть половые отличия в содержании МЭ в волосах. Так, среди девушек и юношей 1 группы достоверные отличия среди показателей встречались между 12 элементами, в то время как среди обследованных лиц 2 группы между 13. Что касается достоверности отличий в содержании химических элементов в волосах КМНС и европеоидных метисов, то среди девушек отмечены достоверные различия по 7 элементам, а среди юношей – по 2.

Таким образом, несмотря на генетическую предрасположенность КМНС к особым биогеохимическим условиям Севера, при длительном проживании в современных социально–экономических условиях урбанизированных территорий, элементная система организма КМНС, наряду с элементной системой организма европеоидных метисов, близка к элементной системе жителей Магаданской области из числа европеоидов и имеет характерные черты так называемого «северного типа», с глубоким дефицитом жизненно необходимых МЭ (50–90 % от числа обследованных лиц): кальция, кобальта, магния, меди, цинка, йода (Степанова Е.М. (Атласова Е.М.), Луговая Е.А., 2012). Ввиду того, что хронический дефицит основных биоэлементов в условиях северных регионов создает благодатную почву для развития дисфункций систем организма и широкого спектра патологий в целом, усугубляя тем самым процессы адаптации к условиям урбанизированных территорий, коррекция элементной системы молодых людей из числа КМНС и европеоидных метисов заслуживает не меньшего внимания, чем элементное благополучие представителей других этнических групп.

Просмотров работы: 2281