ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА С БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШИХ КЛАССОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА С БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШИХ КЛАССОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это полиморфный клинический синдром, главным проявлением которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, нарушение внимания и импульсивность [7, 8].

Возникновение симптомов СДВГ или их нарастание, как правило, относят к младшему школьному возрасту [4]. По данным зарубежных и отечественных исследований, частота СДВГ среди детей этих возрастных групп достигает 4,0 — 9,5%, при этом СДВГ преобладает среди мальчиков, и соотношение мальчиков и девочек с СДВГ в среднем составляет 5:1 [4-5]. Диагностическими критериями СДВГ являются: особенности поведения появляются до 8 лет, которые обнаруживают, по меньшей мере, в двух сферах деятельности (в детском учреждении и дома, в труде и в играх и пр.); данные нарушения не обусловлены какими-либо психическими расстройствами, вызывают значительный психологический дискомфорт и нарушают адаптацию [6].

В связи с этим актуальность проблемы исследования эффективности разных методов коррекции СДВГ очевидно, поскольку в последние годы отмечают рост встречаемости данного нарушения развития в детской популяции [1-3]. Поскольку известно, что СДВГ является генетически обусловленным нарушением развития, в основе которого лежат особенность морфологического строения отдельных структур мозга [9], полиморфизм генов дофаминовых рецепторов [10], медикаментозная терапия СДВГ малоэффективна. Поэтому актуальным является применение методов с биологической обратной связью для снижения проявлений у детей данного синдрома.

Целью данного исследования явилось изучение степени эффективности альфа- и бета-тета тренингов при синдроме дефицита внимания и гиперактивности у младших школьников.

С использованием стандартного комплекта тестов было изучены степень выраженности дефицита внимания и/или гиперактивности у детей младшего школьного возраста; эффективность альфа–тренинга и бета–тета тренинга у детей с дефицитом внимания и/или гиперактивностью.

Методы исследования. В обследовании приняли участие 60 детей с СДВГ: 30 детей с импульсивностью и гиперактивностью (18 мальчика и 12 девочек) 9-10-летнего возраста, которым проводили альфа-тренинг, а также 30 детей с синдромом дефицита внимания (17 мальчика и 13 девочек) 8-10-летнего возраста, которым проводили бета-тета тренинг. Результаты тестирования по таблице Анфимова у детей с СДВГ сравнивали с показателями здоровых детей (n=35) без СДВГ. Все дети на момент обследования были здоровы (отсутствовали резидуальные нарушения). Обследование и коррекционные мероприятия проводили в осенний период 2011 года. Проведение тренингов проводили на комплексе реабилитационном психофизиологическом для тренингов с биологической обратной связью (БОС) «РЕАКОР».

Курс тренингов с использованием биологической обратной связью (ЭЭГ-БОС) составляет в среднем 15-20 сеансов, занятия проводили 2-3 раз в неделю.

Перед занятиями ребенку объясняли, как будет проходить процедура, в том числе зависимость параметров обратной связи от функционального состояния мозга, уровня внимания.

Сеансы аппаратного биоуправления осуществляли с помощью зрительного сигнала обратной связи. Управляемым параметром служило отношение мощности тренируемого ритма к мощности колебаний всех остальных диапазонов ЭЭГ. Визуальная обратная связь обеспечивается изображением на мониторе гистограммы этого отношения в виде столбца голубого цвета на сером фоне, разделенном горизонтальной чертой на верхнюю (светло-серую) и нижнюю (темно-серую) половины. Высота столбца меняется в зависимости от мощности управляемого ритма в ЭЭГ пациента. В течение процедуры ребенок должен постараться не только почувствовать, но и осознано зарегистрировать те моменты, когда высота столбца превышает разделительную (пороговую) черту, запомнить эти ощущения и научиться воспроизводить их, а также удерживать в своем сознании на протяжении всего тренинга. Кроме этого процедура ведется и от нижнего порога (отношение минимального значения ритма пациента к сумме мощности остального спектра), при достижении которого на мониторе также появляется сигнал обратной связи.

Основной задачей метода является обучение пациента навыкам эффективной саморегуляции и способам нейрофизиологического контроля работы центральных и периферических управляющих систем организма. Метод безопасен, так как при его использовании не оказывается физического воздействия, а происходит психофизиологический тренинг, в ходе которого мозг обучают работать в «правильном» режиме. Бета-тета тренинг используют для коррекции дефицита внимания. Альфа-тренинг используют при нарушениях сна, головной боли, депрессии, а также с целью приобретения навыков расслабления и саморегуляции [2]. Результаты исследования обрабатывали с использованием пакета программ Statistica 6.5.

Результаты. При анализе результатов тестирования по таблице Анфимова оценивали значения умственной работоспособности у детей без СДВГ и школьников с данным синдромом (табл. 1). Согласно полученным результатам коэффициент точности (А) и умственной продуктивности (Р) был достоверно ниже значений у детей, не страдающих СДВГ, соответственно, на 29% и 32%.

Как показала практика, применение метода с биологической обратной связью требует индивидуализации в зависимости от вида нарушения и исходного, в том числе и психоэмоционального состояния ребенка. Согласно полученным результатам, в процессе прохождения тренингов у детей с дефицитом внимания выявлено снижение значений индексов мощности бета - и тета-активности к 14 тренингу.

В этот период происходит адаптация ребенка к процедуре проведения тренинга. Однако эффект биологической обратной связи для коррекции синдрома дефицита внимания (СДВ) начинает закрепляться уже с 11 тренинга, а становится устойчивым - к 17-20 тренингам. Об этом свидетельствуют результаты анализа динамических изменений индекса тета/бета в процессе прохождения тренингов (рис. 1). Поскольку ранее в нашей лаборатории было показано, что у детей с высоким уровнем импульсивности и гиперактивности тета/бета тренинги обладают меньшей эффективностью, чем при синдроме дефицита внимания без гиперактивности, у детей с гиперактивностью и импульсивностью проводили курс альфа-тренингов (рис. 2).

Согласно полученным результатам, в процессе прохождения тренингов у детей с СДВ выявлено повышение значений индексов мощности альфа-активности к 10 тренингу (рис. 2). В этот период происходит адаптация ребенка к процедуре проведения тренинга. Тогда как формирование навыков самоконтроля и саморегуляции начинается спустя 14 тренингов. Однако эффект биологической обратной связи для коррекции синдрома дефицита внимания начинает закрепляться уже с 11 тренинга, а становится устойчивым - к 17-20 тренингам.

После проведенных тренингов коэффициент точности у детей с СДВГ повысился на 23% (р

Просмотров работы: 2961