РОЛЬ ПЕЙЗАЖНОЙ ЕДИНИЦЫ В ПОЭЗИИ Б. Л. ПАСТЕРНАКА "ЗИМНЯЯ НОЧЬ" - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РОЛЬ ПЕЙЗАЖНОЙ ЕДИНИЦЫ В ПОЭЗИИ Б. Л. ПАСТЕРНАКА "ЗИМНЯЯ НОЧЬ"

Щербинина Д.С. 1
1Армавирская государственная педагогическая академия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В данной статье рассматривается пейзажное пространство поэтического текста Б.Л. Пастернака на примере стихотворения Winter Night. Это стихотворение взято из известного произведения Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». В данном поэтическом тексте выделяются определенные ключевые моменты, символы и детали, организующие пространство пейзажа. Автору произведения «Winter Night» удалось передать человеческие чувства через банальные, тривиальные детали повседневной жизни. С первых строк стихотворения поражает простота изложения и передачи настроения человека, его стойкий характер, несмотря на трудности и проблемы в личной жизни. Поражает необычная простота лексико- семантической структуры текста, гладкость и легкость семантических переходов, сдержанность в использовании выразительных языковых средств. Автор ограничивает себя в использовании явных выразительных форм, в метафорах, нацеленных на создание правдивых чувств. Б.Л. Пастернак передает как содержание, так и общую тональность поэмы средствами утонченного и изысканного сочетания разных символических деталей. Этот метод позволяет раскрыть действие, состояние и чувство через вспомогательные детали. Для того, чтобы правильно интерпретировать стихотворение, необходимо уметь распредмечивать смыслы, которые автор передает в своем произведении. Интересно проследить, как Б.Л. Пастернак описывает страсть февральских вечеров с помощью символических деталей. Так, например, образ снежной бури и горящей свечи только постепенно окрашивается и наполняется символическим содержанием человеческой страсти.

Первые три строфы представляют общую тему стихотворения, которая отражает настроение зимней ночи, вызывающей у читателя чувство ожидания чего-то волшебного, т.к. само понятие «Winter Night» ассоциируется с Рождеством. Всем известна традиционная рождественская песня «Winter Night», текст которой построен на аллегории, т.е. ссылке на Библию, на рождественскую историю и это создает радостное, приятное чувство. Но с другой стороны, с самого начала стихотворение Б.Л. Пастернака, за счет снежной бури, описанной в первых трех строфах придает неспокойный оттенок февральской ночи. Читатель понимает, что это не святая зимняя ночь, а один из обычных зимних вечеров.

«All February the snow- storm swept.

Each time returning

A candle on the table wept,

A candle, burning»

Разберем первые три строфы. Здесь снежная буря и пламя свечи еще не наполнены этим новым и необычным содержанием. Можно даже предположить, что беспокойная природа и пламя свечи (особенно в первой строфе) внутренне противопоставляются. Можно сделать вывод, что беспокойная природа и пламя свечи взаимно противопоставляются. И это естественно, т.к. буря и горящая свеча это разные понятия. Свеча может быть погашена бурей. Но, несмотря на тот факт, что «it swept, it swept on all the earth» (мело, мело по всей земле), стойкое пламя свечи не было погашено снежной бурей, «a candle, burning» (свеча горела на столе, свеча горела). Семантически, самые важные строфы стихотворения являются две последующие строфы. Детали, приведенные здесь, служат для того, чтобы раскрыть точное человеческое содержание: насыщенность человеческой страсти поэтически выражается в мерцании и в трепетании теней, создающихся от объектов повседневной жизни:

«Entangled shadows spread across

The flickering ceiling,

Entangled arms, entangled legs,

And doom, and feeling».

Все символические детали, упомянутые здесь, семантически ясны и конкретны: тени на потолке, два маленьких башмачка, падающих на пол. Вплоть до последней детали, которая является реакцией на динамичность человеческих чувств:

«And drops of molten candle wax

Like tears were rolling»

Затем наступает лейтмотив снежной бури, как продолжение последующей строфы. Данная строфа также связана с силой страсти, в то время, как горящая свеча становится символом чистоты и хрупкости и в тоже время свеча воспринимается, как символ стойкости, прочности человеческих чувств.

Таким образом, данное стихотворение объединяет вместе схожие, и на первый взгляд, совершенно противоречивые лейтмотивы: общий фон снежной бури, символ горящей свечи и страсть. Все терялось в снежной мгле.

«And all was lost in snowy mist

Grey- white and blurring.

A candle on the table stood,

A candle, burning»

В последней строфе этот символ повторяется, как постоянная замена для повторяющегося действия:

«Each time returning

A candle on the table wept,

A candle, burning»

Как можно заметить, стихотворение «Winter Night» это короткий сюжет о человеческой истории, возможно о несчастной любви. Но, несмотря на все жизненные невзгоды, человек находит в себе силы, чтобы преодолеть все и не потерять веру, надежду и любовь. Доказательством этому могут быть эпифорические повторы, переходящие в символизм:

«A candle on the table wept,

A candle, burning»

«Плачущая» свеча все еще горит, несмотря на бушующую февральскую ночь.

В заключении можно отметить, что роль пейзажной единицы в поэзии имеет определенную цель - передать дополнительную, закодированную автором, информацию,; придать тексту изобразительную красоту. Таким образом, как автор художественного текста, так и поэтического, используя пейзажное пространство текста, создает дополнительный пласт информации, поддерживая определенную авторскую тему, создавая определенный тон и настроение.

Просмотров работы: 2269