САМОРЕКЛАМА ГОРОДСКОЙ ГАЗЕТЫ (НА ПРИМЕРЕ СМИ Г. ШАДРИНСКА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ) - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

САМОРЕКЛАМА ГОРОДСКОЙ ГАЗЕТЫ (НА ПРИМЕРЕ СМИ Г. ШАДРИНСКА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях средства массовой информации не могут обойтись без рекламы и саморекламы. Во-первых, реклама – это одна из доходных частей редакционного коллектива, во-вторых, за ее счет происходит привлечение аудитории. Именно через саморекламу о СМИ узнают читатели и рекламодатели.

Такие ученые как Н.Ю. Войтонис, Ф. Клике и Я.Я. Рогинский рассматривали саморекламу на примере самопрезентаций личности с древних времен по сегодняшний день. В настоящее время, понимая актуальность представления себя в выгодном свете, не только люди и предприятия опубликовывают рекламу себя, но и сами средства массовой информации должны заявлять о себе, показывать преимущества и достижения. Однако именно распространение информации о СМИ еще мало изучено в современной науке.

Обычно СМИ используют следующие виды саморекламы, выделенные в классификацию О.С. Богачевой:

  • Печатная продукция;

  • Сувениры с логотипом издания;

  • Материалы, информирующие о расценках и видах рекламы, предоставляемых данным СМИ;

  • Интернет-версии и сайты;

  • Рекламные листовки и различного рода наклейки небольших форматов.

Разумеется, газеты мегаполисов используют их очень интенсивно, в отличие от провинциальных газет со сложившейся преданной аудиторией.

Рассмотрим, как используются эти виды саморекламы на примере шадринских городских газет «Ваша Выгода», «Исеть», районной газеты «Шадринский курьер» провинциального города Шадринска Курганской области, насчитывающей около 85 000 населения. Первое издание имеет десятилетнюю историю, второе намного старше и в 2013 году будет отмечать свое столетие, третье уступает «старейшине» десятилетие. «Вашу выгоду» приобретают молодые предприимчивые люди для получения какой-либо выручки, соответственно, газета в большей степени продается в розницу. «Исеть» рассчитана на подписчиков, потому что ей доверяют люди пенсионного возраста, которым нужна информация о происходящем в городе больше, чем реклама. «Шадринский курьер», также как «Исеть» имеет большую часть подписчиков, нежели розничной торговли, однако его читателям интересны публикации, косаемые происшествий территориального характера (района).

К каким методам саморекламы прибегают данные издания?

Печатная продукция

Баннеры.Их использование на улицах города является самым распространенным видом саморекламы. Региональные СМИ берут пример с федеральных, поэтому зачастую повторяют за ними не только оформительные элементы, но и методы рекламы. Газета «Ваша Выгода» не упустила возможность воспользоваться им, и в преддверии празднования дня города и разместила поздравительный баннер на центральной улице, а позднее он был заменен ярким баннером в честь десятилетия издания, на котором написано: «10 лет с вами!».

«Исеть» более активно использует этот вид саморекламы: несколько лет на одной из второстепенных улиц города размещен рекламный щит, на котором четко просматривается название газеты, а также год ее основания и логотип, в качестве которого использовано изображение достопримечательности Шадринска Спасо-Преображенского собора. Два баннера газеты «Исеть» размещены на главной улице города. На одном из них показан финиш участников соревнований и имеется всего лишь одна надпись: «эстафета на призы газеты «Исеть»». На втором крупно показано околологотипное пространство газеты, а также фото ее самого узнаваемого корреспондента Петра Чаринцева. По выражению лица журналиста ясно видно его удовольствие от того, что он представляет любимое издание.

«Шадринский курьер», распространяемый в большинстве по подписке по району не пользуется баннерами, так как об этой газете уже не надо сообщать жителям населенных пунктов – они ее знают и любят. Городское население мало интересуется жизнью сел, поэтому редакционная коллегия делает больший упор на работу со своей устоявшейся аудиторией.

Блокноты и ручки.Этим видом саморекламы городские провинциальные газеты пользуются довольно редко. Так, заказ ручек и блокнотов с логотипом СМИ «Ваша выгода» осуществлялся лишь однажды, для празднования юбилея издания. Тогда были изготовлены 25 наборов, состоящих из ручек и блокнотов, впоследствии подаренные приглашенным на торжество гостям (частым рекламодателям, коллегам и представителям администрации города), а также корреспондентам. Во-первых, это дает газете шанс на получение заказов в будущем, во-вторых, делает рекламу издания для тех, кто еще не прибегал к помощи этой газеты с целью распространения информации о себе.

«Исеть» еще не занималась подобными саморекламными акциями, но планирует на свой юбилей сделать заказ на блокноты со своим логотипом. Редакция этого издания понимает необходимость такого рекламного хода в современных условиях конкуренции.

Районная газета «Шадринский курьер» последний раз пользовалась этим методом саморекламы более 10 лет назад. На празднование юбилея издания для всех сотрудников редакции (штатных и внештатных) были изготовлены блокноты с логотипом, врученные на торжестве. В советский период также корреспонденты пользовались такими канцелярскими принадлежностями, однако сохранились они лишь у тех, кто давно «вышел на пенсию» и больше не занимается журналисткой деятельностью.

Поздравительные открытки с собственной символикой. Газета «Ваша Выгода» обычно к праздникам подготавливает такие открытки, но не тратит большие суммы на их изготовление, а пользуется бесплатным вариантом, то есть рассылает своим контактам по сети Интернет. Так каждый, кто сотрудничает с этой газетой, получает яркое, эмоциональное поздравление накануне праздника, что способствует поддержанию имиджа издания в глазах рекламодателей и коллег.

«Исеть» же до сих пор не занималась работой над подобными рекламными проектами, аргументируя тем, что им не на кого производить впечатление столь «дешевыми трюками». Для своих контактов это издание закупает обычные открытки и отправляет своим читателям простые символические поздравления. Но чаще «Исеть» просто публикует очерки о важных для издания людях, взяв за информационный повод день рождения или памятный день для аудитории. Например, ко Дню Победы рассказывает о ветеранах, а в преддверии дня города - об известных личностях Шадринска.

«Шадринский курьер» поступает подобно «Исети» и публикует материалы, рассказывающие о людях района. Однако эта газета довольно часто повествует о юбилярах и поэтому знаменательные даты у данного издания – не редкость (например, день села, различные праздники местного масштаба).

Ежедневники, отрывные и настольные календари, папки, конверты и другие канцелярские товарыгазеты «Ваша Выгода» и «Исеть» не изготовляли ни разу за свою историю. Это говорит о недостаточном развитии в этом направлении саморекламы. Однако «Исеть» не желает оставаться в стороне от центральных изданий и к своему столетию уже разрабатывает дизайн карманных календарей, планируя выделить из своего бюджета некоторую сумму на их изготовление. Несмотря на то, что небольшим изданиям достаточно сложно позволить себе траты на такую саморекламу, но иногда подобное встречается в провинциальном Шадринске. Следовательно, для обоих изданий еще есть пространство, куда расти и совершенствоваться, как в вопросах масштабов охвата, так и в тираже и саморекламе.

На рабочих местах сотрудников редакции «Шадринского курьера» красуются настольные календари с логотипом издания, изготовленные в преддверии Нового года. Около 20 штук в последние дня декабря 2011 года были розданы активным подписчикам и сотрудникам администрации района.

Сувенирная продукция с логотипом издания. Сюда входят:

  1. Футболки

  2. Бейсболки

  3. Пакеты

  4. Кружки

  5. Брелоки

  6. Зажигалки и др.

Все три издания обладают слишком маленьким бюджетом, поэтому не могут себе позволить траты на такой вид саморекламы. Тем не менее, в городе можно встретить молодых людей в одежде, на которой красуется рекламная надпись «Вашей Выгоды» или «Исети». Это - те сотрудники, кто хотел бы как-то прорекламировать свое издание, они заказывают индивидуально для себя футболки с символикой издания. Подобные действия можно назвать саморекламой, хотя они и являются личной инициативой сотрудников.

Специальные материалы, подготовленные рекламным отделом, всесторонне представляющие газету и работу рекламной службы, а также помогающие рекламодателю расширить знания в области рекламы в печатных СМИ:

  1. Рекламные листовки

  2. Прайсы (расценки на рекламу)

  3. Образцы нестандартной рекламы

  4. Буклеты.

Все три издания не распространяют такие материалы рекламного отдела, рекламодатель может ознакомиться с расценками и видами рекламы, которая может быть издана в этой газете, лишь в редакциях и на сайтах газет.

Интернет-версии и сайты.

В данный момент большинство изданий имеет свои Интернет-версии и сайты, что является, в какой-то мере, саморекламой для СМИ. На сайте «Исети» ежедневно выкладываются новости, обновляются рекламные сообщения, но нет архива выпусков. У «Вашей выгоды» также около двух лет назад появился свой сайт, но он далек от совершенства, поскольку представляет собой архив, точнее Интернет-версию издания. Для провинциального города такой формат неудобен, так как выпуски выкладываются не в лучшем качестве и читателю сложно воспринимать мелкий шрифт и большие объемы публикаций. «Шадринский курьер» до сих пор не зарегистрировал свой сайт, поэтому новости районного масштаба читателям приходится искать в других электронных источниках. С одной стороны, это говорит о неполноте обхвата аудитории. С другой – это объясняется практически полным отсутствием Интернета в отдаленных деревнях, где информацию жители получают только благодаря изданиям, приходящим им по подписке.

Рекламные листовки и различного рода наклейки небольших форматов.

Некоторые издания используют этот вид очень эффективно. Так, ярким примером саморекламы газеты федерального уровня «Комсомольской правды» является рекламное сообщение, имеющееся практически на каждом киоске Роспечати возле окошка: «Комсомольская правда – самая читаемая газета». Это дает изданию по сравнению с другими несомненное превосходство, потому что читатель, обращая на это сообщение внимание, может сделать свой выбор именно в его пользу.

Региональные СМИ не могут себе позволить выделить из бюджета средства на подобные, безусловно, весьма действенные рекламные проекты, которые эффективны только в случае охвата большой территории.

Таким образом, становится очевидно, что городская газета «Ваша Выгода» в меньшей степени использует методы саморекламы. Из всех перечисленных видов это издание пользуется лишь баннерами, прайс-листами на рекламные сообщения и единожды заказывало наборы блокнотов и ручек со своей символикой. Это свидетельствует о том, что газете следует продумать перспективы развития в направлении саморекламы.

Районная газета «Шадринский курьер» уверенно занимает свою нишу в средствах массовой информации своей территории, пользуется традиционными методами саморекламы, которые характерны изданию с давней историей. Редакция придерживается консервативных взглядов и не спешит прибегать к более новым методам, таким как изготовление футболок, брелков, пакетов и т.п. Баннеры для «Шадринского курьера» - неэффективный способ привлечения аудитории, поэтому газета не тратит бюджет на их изготовление и размещение.

Городская газета «Исеть» несколько активнее рекламирует себя, понимая острую необходимость таких действий в рамках своего населенного пункта. Хотя на данный момент это издание имеет баннеры, прайс-листы и поздравительные материалы к памятным дням, но их использование более обширно, чем в «Вашей выгоде» и «Шадринском курьере», а также к середине 2012 года планируется увеличение использования методов саморекламы, что говорит о положительной тенденции развития средства массовой информации в провинциальном городе.

Таким образом, можно утверждать, что региональные СМИ в области саморекламы во многом копируют федеральные, повторяя за ними приемы: от мельчайших деталей верстки до больших рекламных кампаний. В какой-то степени это подталкивает региональные издания к совершенствованию, но провинциальные газеты не делают практических выводов, то есть не стремятся развиваться сами, вносить аутентичность в собственную рекламу. С одной стороны, они безынициативны в этом вопросе, с другой, если и появляются свои идеи, то они боятся предлагать их читателю, предпочитая идти проторенными путями.

Просмотров работы: 3615