ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Курбанова Н.Б. 1, Гаджиева Ф.Г. 1
1ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Наши исследования показали, что наряду с расстройством звукопроизношения, на учебу поступают дети с тяжелыми расстройствами речи. Из-за своевременно не выполненной логопедической работы по устранению расстройств речи, дети в школе пополняют ряды неуспевающих. Из осмотренных по детским дошкольным учреждениям детей численностью 474, с расстройством речи оказались 151 (31,8%) детей. При повторном осмотре задания несколько усложнялись. Помимо речевого развития нас интересовали степень готовности детей к полному анализу односложного и двусложного слова, исследование способности к послоговому чтению, степень готовности детей к школьному обучению.

Результаты ежегодных исследований состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, звукового анализа, различных речевых нарушений центрального и периферического характера каждого ребенка сравнивались между собой, что позволило разграничить возрастные особенности в речи детей старших и подготовительных групп от патологического речевого расстройства.

У большинства осмотренных детей отмечались различные расстройства звуков речи, несмотря на отсутствие отклонений со стороны речевых органов. Помимо всего этого, встречались индуцированные расстройства звукопроизношения.

При выяснении состояния слухового восприятия допускались специфические ошибки и испытывались различные затруднения в овладении звуковым анализом.

Расстройства звукопроизношения из различных фонематических групп отмечались в большинстве случаев. Это послужило фактором задержки речевого развития.

В исследованиях было замечено, в результате патологии речевого аппарата, неблагоприятной речевой среды, в результате отсутствия своевременной работы по устранению дефектов артикуляционного аппарата, устранения речевых нарушений, субституты имели тенденцию к закреплению, что в результате привело к снижению слухового контроля. Исследование готовности к звуковому анализу позволило установить, что дети легко устанавливают элементарные, нередко и более сложные формы звукового анализа, однако при этом требуется многократное повторение заданного звука экспериментальном и разъяснение задания на примерах.

Анализ материалов изучения особенностей фонематического развития у детей подготовительной группы показал, что состояние слухового восприятия и готовности к звуковому анализу у них находится в тесной зависимости от состояния их произношения: от характера нарушений произношения звуков, от количества нарушенных звуков и от того, какие фонетические группы эти нарушения охватывают.

Дети с нарушением письменной речи в ряде заданий испытывали значительно большие трудности, чем здоровые дети. Худшие результаты дети имели в заданиях на кратковременную слухо-речевую память (субтест «повторения цифр» из методики WISC Д. Векслера), на ориентировку в сторонах тела (на себе, собеседнике и при выполнении речевого варианта пробы Хеда), на способность к запоминанию, автоматизации и воспроизведению серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого «кулак – ребро – ладонь») или слов, чередующихся в определенной последовательности (времена года, дни недели) или серий постукиваний с чередующимися в определенной последовательности длинными и короткими интервалами между ними («звуковые ритмы»), срисовывание фигур и рисунок «дом, дерево, человек» и в ряде других заданий.

Брались за основу указанные закономерности, на которых базируется методика раннего выявления предрасположенности к нарушению у детей письменной речи до начала их обучения в школе. Из числа заданий, вызывающих небольшие затруднения у большинства детей с нарушением письменной речи, в методику включены наиболее простые в использовании, требующие малой затраты времени и легкие для интерпретации:

1. «Рядоговорение» (времена года, дни недели).

2. «Ритмы» (воспроизведение звуковых ритмов).

3. Тест Озерецкого «кулак – ребро – ладонь».

4. Субтест «повторение цифр» из методики WISC.

5. Рисунок «дом, дерево, человек».

6. Срисовывание геометрических фигур.

7. Ориентировка в «право – лево».

8. Составление рассказа по картинкам.

Детям с речевой патологией (общее недоразвитие речи, задержка речевого развития, полиморфная дислалия и т.п.), выполнение тестовых заданий давалось труднее, чем здоровым.

Использование данной методики обследования детей с речевой патологией позволяет выявить предрасположенность к нарушению письменной речи в большинстве случаев. Данная методика использовалась среди массового контингента детей шести-семи лет и детей с речевой патологией семи-восьми лет. Такой подход позволял выявить детей с высоким риском возникновения нарушения письменной речи, которые детально обследовались клинико-психологически и логопедически.

Стойкое нарушение письменной речи с большой вероятностью следует ожидать, если дети имели низкие результаты не менее, чем в двух из следующих трех субтестах: «недостающие детали» (оценка ниже 11 баллов) и «кодирование» (оценка ниже 8 баллов). По наблюдениям подобный прогноз оправдывается в 87% случаев.

Просмотров работы: 1862