КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЬМИ С ДИАГНОЗОМ ДИЗАРТРИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЬМИ С ДИАГНОЗОМ ДИЗАРТРИЯ

Курбанова Н.Б. 1, Гаджиев И.А. 1
1ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическими поражениями центральной и периферической нервной системы.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков «смазанная речь», в более тяжелых наблюдаются и искажения, и замена, и пропуски звуков, страдает темп, выразительность модуляция в целом произношение становится невнятным.

У детей частота дизартрии прежде всего связана с частотой перинатальной патологии (поражением нервной системы плода новорожденного). Дизартрия наблюдается у детей наиболее часто при ДЦП от 65-до 85% (М.Б. Эйдинова и Е.Н. Правдина-Винарская , 1959; Е.М. Мастюкова, 1969 г., 1971 г.; И.А. Гаджиев 1999 г. 2010 г.).

Методика логопедической работы определялась клинической картиной – формой дизартрии. При определении динамики восстановительной работы выделялись две стороны: 1) улучшение, 2) значительные.

Как известно из статистического анализа эффективность логопедической работы возрастает в среднем на 80 %при применении специально разработанных методик. Коррекционно-логопедическая работа проводилась в кабинете логопедии на базе кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ДГПУ. При осмотре детей дошкольных учреждений в количестве 450 выявлено с дизартрией 7 (0,8 %) из осмотренных учащихся в количестве 2564, с дизартрией выявлено -13 (0,5 %).

В результате логопедических мероприятий интенсивность и распространенность гиперкинезом снизилась. В процессе восстановления наблюдается переход из одной формы дизартрии в другую, что объяснилось снижением спастичности или подавлением гиперкинезов в результате компенсаторных мероприятий: рефлексы запрещающих позиций, мануального массажа. (И.А. Гаджиев, 1996 г.).

При постановке данных: 1974-75 гг. 0,6 %; 1998-99 гг. -0,7 %; 2009-10 гг. – 0,8 не наблюдалось снижение речевой патологии. Данное явление объясняется недостаточной разработанностью методик и вопросов повышения квалификации заняты некомпетентные в данных вопросах специалисты, из-за отсутствия достаточной сети специальных учреждений для данного контингента детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Дети с первично сохранным интеллектом попадают во вспомогательные учреждения.

Большинство детей имеют парезы верхних конечностей, и это ограничивает возможности их различной деятельности. С данным контингентом детей необходимо более раннее обучение, проводить дыхательные упражнения, комплекс рефлексов запрещающих позиций работу по общему развитию ребенка.

Увеличение запаса знаний, углубление главнейших общих понятий и представлений, формирование обобщенных умений и навыков все это становится благоприятным фоном, значительно повышающим эффективность специальных логопедических упражнений. Благотворно отражаются мануальный а так же точечный массаж, которым обучаются родители.

Учитывая возраст детей все занятия проводились преимущественно в форме игры. Положительные результаты дают систематичность и доступность обучения, активность и максимальная сознательность обучающего ребенка. Постепенное усложнение работы при постоянной доступности и посильности е достижения следующими путями:

  1. На каждом занятии темп работы менялся в зависимости насколько привычно и знакомо детям то или иное действие.

  2. В зависимости от того, насколько он различает стороны тела на себе, а затем на другом.

  3. Уменьшение степени поддержки в ходе занятия.

  4. Постепенное усложнение предметного оборудования.

Такая работа успешно подводит детей к взаимности школьного обучения.

Литература:

  1. Гаджиев И.А. Дизартрия и реабилитационная работа. Махачкала, 1999, с. 85.

  2. Гаджиев И.А. недостатки устной речи у детей. Тезисы докладов Всесоюзных педагогических чтений. АПН СССР. НИИД. М., 1976, -с.113.

  3. Эйдинова М.Б., Правдина - Винарская Е.н., детские церебральные параличи и пути их преодоления. М., изд-во АПН РСФСР, 1959, - с.74.

Просмотров работы: 1631