ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ СКАНДИНАВСКИХ СТРАН - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ СКАНДИНАВСКИХ СТРАН

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная семья претерпевает существенные изменения, вызывающие такие негативные явления, как взаимное отчуждение супружеских связей, снижение авторитета родителей, значимости семейных отношений, которые оказывают наиболее существенное влияние на благополучие ребёнка в молодой семье и его дальнейшее развитие

Понятие молодой семьи появилось и стало активно использоваться в научной литературе и официальных документах с начала 1980-х годов и "отвечало реалиям советского времени". Политика государства в отношении семьи позднесоветского периода была направлена на снижение уровня разводов (значительная часть которых приходилась на семьи со стажем совместной жизни 1-3 года), что привело к выделению молодой семьи (пара, где возраст супругов/родителей не превышает 30 лет) как особого типа, требующего специальных мер поддержки, главным образом связанных с улучшением материальных и жилищных условий.

Северные страны имеют одну из лучших в мире моделей социальной помощи населению, в том числе молодой семье. Например, Швеция достигла одного из самых высоких уровней жизни в мире. Неотъемлемой частью «шведской модели» является мощная система социального обеспечения населения, бесплатное образование, высокий уровень здравоохранения и пенсий, разнообразная помощь инвалидам и существенные материальные пособия семьям, имеющим детей. Скандинавская модель благосостояния базируется на таких универсальных принципах, как право каждого на социальную защиту, независимо от места жительства и экономического статуса; бюджетное финансирование; правительственная система социального обеспечения; общественная ответственность и равный доступ к медицинским услугам. Одним из главных в социальной работе является принцип субсидиарности, предполагающий законодательное регулирование взаимодействия в социальном секторе государственных и негосударственных структур, отдающее предпочтение при финансировании гражданским (общественным), частным инициативам в области социальных программ по сравнению с государственными структурами. В северных странах услуги населению предоставляются и государственными, и общественными некоммерческими неправительственными организациями, имеющими бюджетное финансирование.

Российский демографический кризис – самая, пожалуй, серьезная государственная проблема, о необходимости решения которой говорят практически все госслужащие. Как известно, где права – там и обязанности. В этом смысле каждый порядочный гражданин обязан не только родить здоровое потомство, но и обеспечить своих детей счастливым будущим. Если с первым условием россияне более или менее справляются, то со вторым - отказываются наотрез. Более того, сама рождаемость в России далеко не на высоком уровне. При этом некоторые оправдывают себя популистскими утверждениями типа "Европа стареет и не воспроизводит себя». Конечно, в целом европейская демография пошатнулась, но, как показывают наблюдения, только не в Финляндии. Сегодня эта северная страна переживает настоящий "бэби-бум", рождаемость растет не по дням, а по часам. Причины демографического взрыва кроются далеко не в финансовом и материальном благополучии финнов, а в хорошем социальном обеспечении граждан страны.

Целью данной работы было изучение политики скандинавских стран по отношению к молодой семье, материнству и сохранению семейных традиций.

Актуальность работы состоит в том, что трансформация режима воспроизводства и ее последствия заставляют общество менять приоритеты проведения семейной политики. Насущной потребностью в настоящее время становится систематизация направлений семейной политики, нацеленных на улучшение положения семьи, на основе анализа проводимых мероприятий с учетом соответствующих социально-демографических особенностей каждой из стран.

В Финляндии, в отличие от многих европейских индустриально развитых стран, где под воздействием негативных тенденций, вызвавших спад рождаемости и, как следствие, старение нации, финнам удалось сохранить стабильными темпы роста населения, а в последние десятилетия даже их увеличить. Достаточно сказать, что в сложные 1990-е годы, когда страну охватил острый экономический кризис, население выросло почти на 200 тысяч. А, начиная с 2002 года, кривая роста рождаемости медленно, но верно ползет вверх, значительно обгоняя показатели смертности. Ныне в стране каждый год появляется в среднем тысяча и более новых граждан. Государство работает в тесном контакте с Федерацией семьи Финляндии – организацией, досконально знающей все проблемы матери и ребенка, и потому вполне закономерно, что большинство ее рекомендаций легли в основу важнейших социальных программ. По расчетам демографов, к 2040 году население Финляндии увеличится на 100 тысяч человек и составит 5 миллионов 366 тысяч граждан. Строить такие прогнозы государству позволяет успешная реализация глубоко продуманной социальной политики, эффективно работающей и на отдельных граждан, и на общество в целом.

Сейчас в Финляндии отмечается повышенное желание среди молодежи заводить семьи, рождать детей. Во многом это заслуга государства, которое предоставляет различные льготы молодым семьям и родителям. Так, в Финляндии очень удобно быть молодым родителем. По финскому законодательству право на декретный отпуск имеет не только мама, но и папа. Местные власти страны обеспечивают функционирование служб первой помощи и больниц, финансирование которых идет из налоговых поступлений. При центрах здоровья работают терапевты, клиники матери и ребенка и службы здравоохранения для детей. Услуги центров здоровья открыты для всех граждан, проживающих на территории закрепленных за центром районов. Наряду с государственной системой здравоохранения в стране существуют частные медицинские практики. Услугами государственной системы здравоохранения могут пользоваться все граждане страны. Профилактические мероприятия, консультационные и информационные услуги бесплатны. Сейчас Финляндия разрабатывает новую программу по улучшению состояния семьи и детей в стране. Государство рассматривает такие вопросы как: развитие социальных служб с упором на потребности людей, пользующихся их услугами; увеличение числа мероприятий, направленных на стимулирование рождаемости и создание системы профилактики и лечения бесплодия; более активное привлечение мужчин к процессу планирования семьи; создание национальной информационной системы для специалистов, проявляющих интерес к проблемам планирования семьи. Так же стоит отметить, что Финляндия – одна из тех стран, где к вопросам семьи подходят с трепетом, что позволяет быть ей успешной в плане демографии страны. Как можно заметить, финское правительство трепетно относится к молодым семьям, созданию семьи, рождению детей и поддержанию различных традиций. Финляндия довольно консервативная страна по отношению к своим обычаям, но они так же терпят изменения за счет развития страны и мира. Одновременно это является и плюсом, так как правительство может применять инновационные идеи в политике по отношению к молодым семьям, молодым родителям и семьям в целом.

В Норвегии очень долговечные браки. Существует много семей, супруги которых с детства знают друг друга. Отношения начинаются с детского сада, с возрастом перерастают в прекрасное чувство – любовь и создается семья. Регистрация отношений в этих семьях вовсе необязательна, многие пребывают в неофициальном браке длительный период. Для Норвегии характерно существование множества семей, имеющих по нескольку детей, но так и не узаконивших свои отношения. Дети, родившиеся в гражданском браке, имеют такие же права, как и дети от законного брака. Молодые люди в Норвегии начинают самостоятельную жизнь с 18 лет. С этого времени они могут начинать личную жизнь, самостоятельно зарабатывают себе на жилье и питание, предметы существования. Родители не определяют пути становления своих детей, а принимают их личный выбор. Молодым людям предоставляется полная свобода в выборе своей профессии и социального статуса. Брак заключается обычной регистрацией, или церковным венчанием. В Норвегии, на сегодняшний день, один из самых высоких индексов рождаемости в Европе – 1.9. По этому показателю Норвегия опережает такие страны, как Италия и Испания, и все это во многом благодаря сбалансированной государственной политике. Сейчас в стране ведется активная политика равноправия полов, что не было характерно для нее раньше, но теперь граница между «Мужским» и «Женским» стала окончательно размываться в связи с появлением достатка и развитием технического прогресса. Особое внимание в политике семьи Норвегии уделяется изменению роли мужчин в семье, поскольку даже на государственном уровне бытует мнение, что и мужчины и женщины должны обладать абсолютно равными правами не только на выборах или поступлении на работу, но и в семейной жизни, особенно ввиду того, что в норвежских семьях обычно работают как муж, так и жена. Но сейчас норвежские власти готовятся нанести очередной удар по институту традиционной семьи. Министерство по делам семьи, детства и социальным вопросам предлагает правительству ввести в стране новые критерии для оценки детского благополучия.

Главное предложение – биологические родители больше не должны иметь приоритета в воспитании своих собственных детей. Подобные меры не вызвали всеобщую горячую поддержку в норвежском обществе. Впрочем, некоторые не видят в таком вмешательстве государства в дела семьи ничего странного, так как считают, что для того, чтобы государству защищать права детей, ему необходимо быть информированным. В последнее время Норвегия ведет политику, направленную на изменение консервативного института семьи и поддержку карьерного роста у граждан страны. Такая политика негативно сказывается на семье, как первичном институте.

В Швеции кризис института семьи наступил. В течение длительного периода лидирующую позицию в стране занимает социал-демократическая партия, которая пытается осуществлять полный контроль над обществом. Швеция – это обеспеченное общество, но, к большому сожалению, здесь очень много одиноких людей. Государство осуществляет масштабные социальные программы, которые направлены на поддержание незащищенных слоев общества. Например, в стране есть бесплатное медицинское обслуживание. Большая часть подоходных налогов, где-то 80 %, уходит на финансирование здравоохранения. Швеция, наряду с Норвегией и Финляндией, поддерживает равноправие полов в отношениях и, в частности, в семье, тем самым разрушая значимость института семьи. Но социальная политика по отношению к ребенку считается одной из самых лучших в мире. Вся социальная система выстроена вокруг ребенка. Как детям, так и матерям доступны различные социальные блага и льготы. Материнство шведок стимулируется значительными финансовыми дотациями на каждого ребенка, притом, чтобы многодетность не препятствовала ни карьерному росту, ни элементарной мобильности, так, на любой автозаправке появляется место для пеленания младенцев, в любом деловом учреждении оборудуется детская игровая комната, в любом ресторане имеется детское меню, существенно отличное и по содержанию и по цене от взрослого. На повышение рождаемости начинают ориентироваться все, а не только роддома. Поэтому 10-12 лет назад произошел демографический взрыв – страна по рождаемости оставила далеко позади страны Африки и Азии. Потом бэби-бум стал постепенно проходить. Сегодня 50% всех детей рождаются вне брака. В Швеции существует социальная организация «Семейный дом», которая имеет четыре субструктуры: Центр матерей, Медицинский поликлинический центр, Центр социальной службы и Открытый детский сад. Такая организация позволяет успешно координировать работу разных специалистов, помогающих матерям, детям, семьям. Швеция делает упор на политику защиты ребенка, делая возможным развитие детей как свободных личностей.

Во всех обществах возникают социальные проблемы, которые проявляются по-разному. По-разному и сами общества реагируют на них, используя те или иные социальные программы в рамках социальной политики; по-разному и социальные работники используют свой богатый теоретический арсенал при решении тех или иных социальных и личностных проблем. Знание того как это происходит в разных странах, помогает избежать лишних расходов на социальные нужды, предвидеть возникновение новых проблем и находить адекватные решения. Именно этим объясняется важность изучения международного опыта социальной работы и возможности его использования даже в странах, значительно различающихся по социальному и культурному уровню. Изучение социального опыта развивающихся стран имеет социальную значимость и для развитых стран, в частности, изучение социальных программ для иммигрантов, этнических и культурных меньшинств, программ снижения детской смертности, социальной работы в условиях чрезвычайных обстоятельств (природных или техногенных катастроф и др.), оказания социальной помощи в условиях острого дефицита материальных и социальных ресурсов. Изучение международного социального опыта особенно актуально в нынешних условиях, когда возрастает опасность глобальных катастроф. Сегодня события в одной стране могут легко затронуть устои жизни людей в других обществах, даже если их культуры различны.

В наше время общечеловеческие проблемы стали основой, которая объединяет социальную практику большинства стран мира в единое целое, а социальная работа (как наука, так и практика) ориентирована именно на решение этих проблем – общих и частных. Направления семейной политики составляют основную часть систем социальной защиты, относящихся к рождению ребенка и уходом за ним. Направления семейной политики часто поддерживаются различными системами страхования, которые включены в другие направления системы социальной защиты.

Основными принципами социальной стратегии Северных стран являются:

• сочетание всеобщности с дифференцированным подходом к различным группам населения, баланс во взаимоотношении семейного и государственного бюджета при решении социальных проблем (жилья, коммунально-бытовых, транспортных услуг и т.д.)

• сочетание комплексности с целевым, адресным подходом к решению социальных проблем, установление минимальных жизненных стандартов, в том числе общественно приемлемых норм обеспечения социально значимых услуг в сочетании с целевой, адресной помощью особо нуждающимся группам населения;

• усиленный адресный характер социальной политики с помощью использования социального мониторинга и анализа социальных индикаторов, которые показывают ситуацию социального состояния страны и потребностей.

Проведя анализ современной социальной ситуации, можно сделать вывод, что страны избрали правильную тактику в предоставлении помощи гражданам своей страны и стимулирования рождаемости прироста людей.

Государство обязано создавать условия для развития человека, семьи, поддержания культурных традиций своего народа. Механизм социальной политики Скандинавии направлен на государственное регулирование обеспечения благосостояния всего населения, регулирование социальных процессов и проведение социальной политики, направленной на снижение социальных издержек.

Основные направления социальной политики ориентированы на:

• достижение уровня и качества жизни населения, в том числе в области получения образования, здравоохранения, воспитания детей, экологии, обеспечения экономических прав и свобод граждан, защиты от преступности их личности и имущества;

• развитие человеческого потенциала, гармонизацию социальных благ, ослабление социальной поляризации и предотвращение дезинтеграции общества.

Скандинавские страны могут стать неким эталоном среди других стран Европы, как страны, которые заботятся о своих гражданах, делают все возможное для поднятия уровня жизни. В этих странах в полной мере идет защита и улучшение состояния молодой семьи, а социальные услуги сформированы непосредственно для развития демографии государства и борьбы с существующей тенденцией в мире против брака и рождения детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акимова C.Л., Здоровье молодежи и укрепление молодой семьи / C.Л. Акимова. – СПб.: Санкт-Петербургский общественный фонд «Поддержка медицины», 2011. – 56с.

2. Ламеко П. Г. Шведская модель социальной реформы // Белорусский банковский бюллетень. 2001. № 2, с.46-52.

3. Пагротски Л. Европейскую модель необходимо модернизировать // Дипкурьер. 2001. № 10, с.12-17.

4. Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого. Очерки. Хрестоматия. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. – 352с.

5. Jouni Sirkiä (Йони Сиркия), Väestöliittory (Семейная федерация Финляндии) / Jouni Sirkiä (Йони Сиркия), 2007. http://www.vaestoliitto.fi/kansainvalisyys/.

6. Sosiaalihuolto Suomessa(Социальное обслуживание в Финляндии), Helsinki, 2007.

7. http://psydon.ru/viewpage.php?page_id=161

8. http://psylist.net/family/00024.htm

Просмотров работы: 10540