ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Любой малый бизнес является одной из многих, однако, необходимой ячейкой экономической системы любого государства. Что мы можем сказать о такой ячейке? Малый бизнес выполняет немало как экономических, так и социальных задач. Во-первых, как и любая другая организация, малое предпринимательство даёт населению дополнительные рабочие места, причём зачастую рабочие места для социально-нестабильных слоёв населения: бывшие заключённые, женщины, дети, инвалиды… Во-вторых, малое предпринимательство является важным налогоплательщиком для региона любого уровня, будь то округ или конкретный муниципалитет. В конце концов, малый бизнес способствует чистой конкуренции, которая (в соответствие с современными экономическими воззрениями) благоприятно влияет на экономическую атмосферу в целом.

Итак, мы понимаем, что малое предпринимательство – это необычайно полезная ячейка экономического пространства, однако разнообразные факторы могут приводить малый бизнес в упадок. Результат влияния тех или иных факторов мы можем наблюдать на примере России прямо сейчас: по международным оценкам уровень предпринимательской активности стабильно сокращается, доля разорившихся предпринимателей больше доли вновь вошедших на рынок. Но что именно негативно влияет на развитие малого предпринимательство в частности в России?

Цель работы: определение барьеров на пути развития малого предпринимательства в России;

Задачи:

  1. Изучить законодательные границы понятия «малый бизнес»;

  2. Выявить слабые стороны российского малого бизнеса, испытавшего на себе влияние экономического кризиса 2008 года;

  3. Предложить альтернативное решение проблем малого предпринимательства.

§1. Категория «малый бизнес» в России

В соответствие с Федеральным законом от 24.07.2007 №209 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства»1, субъекты малого и среднего предпринимательства – это внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий). А также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Кроме общего определения, малое и среднее предпринимательство должно соответствовать следующим критериям:

  • Для юридических лиц – доля участия внешнего капитала не должно превышать 25%. Данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ;

  • Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

  • Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

С 2008 года и до сегодняшнего времени, согласно постановлению Правительства Российской Федерации N5562 установлены такие предельные значения:

  • микропредприятия — 60 млн рублей;

  • малые предприятия — 400 млн рублей;

  • средние предприятия — 1000 млн. рублей.

§2. Проблемы российского малого бизнеса.

Когда в стране спокойная и стабильная обстановка, часто предприниматели не обращают внимания на проблемы своего бизнеса. Однако в период кризиса, когда закрывать на что-либо глаза уже просто невозможно, руководители лицом к лицу сталкиваются именно с самыми актуальными проблемами, видят самые слабые места в конструкции своего предпринимательства. Рассмотрим «всплывшие» проблемы несколько подробнее.

Ухудшение производственной ситуации в IV квартале 2008 года (начало кризиса) как на малых предприятиях, так и на средних и крупных, прежде всего, связано с резким падением спроса на продукцию. Вследствие этого, наблюдалось значительное уменьшение объёмов производства, что в свою очередь явилось причиной снижения уровня загрузки производственных мощностей и увольнением рабочих. Стоит отметить, что падение спроса на продукцию малых промышленных предприятий было более интенсивным, чем у средних и крупных промышленных организаций. Итак, первое слабое место – нестабильность рынком сбыта для малых предприятий.

В период кризиса ещё больше возросло негативное влияние фактора «недостаток финансовых средств». Данная проблема имеет комплексное строение. Отток или недостаточный приток финансовых средств можно объяснить, по крайней мере, с трёх позиций: неплатёжеспособность заказчиков, высокая стоимость материалов, конструкций и оборудования, высокий уровень налогов. Особенно сложна ситуация с налогами. Ещё до наступления кризиса, политика децентрализации привела к более полной автономии регионов. Вследствие этого, бюджеты регионов в середине 2000-х годов главным образом опирались на самовосполнение.

Однако далеко не во всех регионах такое возможно в силу отсутствия, например, прибыльных производств. Поэтому единственным методом стабилизации регионы находят повышение налогов в частности на предпринимательскую деятельность. В течение 2007 года налоги в некоторых регионах по кадастровой оценке возросли в 30-100 раз3. Более того, даже если налоговые выплаты уменьшаются благодаря государственным органам, то на бухгалтеров ложится неимоверная работа по подготовке финансово-отчётных документов. Но на малых предприятиях, фирмах зачастую в штате состоит всего лишь один бухгалтер, который физически не справляется с объёмом работы. Поэтому актуальна и проблема с отчётной документацией.

Кроме названных причин зачастую деловую активность предпринимателей снижает неопределённость экономической обстановки. Большинство руководителей (по сведениям опросов) слабо ориентируются в текущей, а тем более в складывающейся экономической обстановке. Как последствие – жалобы на высокую конкуренцию. Естественно, что конкуренция не всегда дает положительные результаты, но если управленец не разбирается в экономической ситуации, то он никогда и не сможет использовать конкуренцию в своих интересах. Также под словом конкуренция могут скрываться следующие подпункты: увеличение размеров начального капитала, необходимого для успешного старта, усиливающееся давление со стороны региональных и локальных монополистов, перекрывающих пути для входа новичков на рынок4.

Мотивация российских предпринимателей также заслуживает анализа и внимания. Для 12,5% российских предпринимателей начало своего дела является вынужденным шагом, связанным с отсутствием либо неприемлемостью других вариантов экономической самодеятельности. Для половины (49%) российских предпринимателей приход в бизнес — добровольный шаг, связанный с поиском дополнительных преимуществ; при этом у подавляющего большинства (более 60%) главными побудительными мотивами выступают психологические факторы: стремление к независимости и т. п., а не экономический интерес. Это означает, что новоиспеченные предприниматели не ставят себе экономические цели, а пытаются выжить или самореализоваться. Однако любая из вышеназванных целей способна реализоваться лишь через призму устойчивого и прибыльного бизнеса.

§3. Возможные способы поддержки малого предпринимательства.

Вновь обращаясь к Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства»5, мы можем ознакомиться с мерами, направленными на поддержку малого предпринимательства:

1) Специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3) Упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4) Льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5) Особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

6) Меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

7) Меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) Меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Как мы видим, большинство проблем экономической ориентации государство планирует решать. Однако, как подтверждают сейчас все научные общества, необходимо рассматривать совокупность стимулирующих факторов, а не частную составляющую. В настоящее время есть пути решения и неэкономических проблем.

В настоящее время существует общероссийская общественная организация «Опора России», объединяющая малое и среднее предпринимательство Российской Федерации. На данный момент в организации состоит более 125 некоммерческих организаций страны. Основная цель деятельности организации – содействие консолидации предпринимателей и иных граждан для участия в формировании благоприятных политических, экономических, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации, обеспечивающих эффективное развитие экономики.6 «Опора России» имеет официальный сайт http://opora.ru/, где любой желающий предприниматель может пообщаться с единомышленниками, задать грамотным юристам вопросы, ознакомиться со своими правами и в целом повысить свою правовую грамотность. Также на сайте публикуются материалы интервью, международных конференций, связанных с развитием малого и среднего бизнеса, и любой предприниматель (если его кандидатура удовлетворяет определённым требованиям), может вступить в «Опору России», подав заявку прямо на сайте.

Ещё одним актуальным направлением развития для малого предпринимательства является социальное направление. К сожалению, у России нет свободной временной ниши для спокойной и размеренной реализации сначала экономической, а потом уже социальной стабильности. Поэтому для повышения уровня доверия со стороны потребителей, работников и поставщиков к малому бизнесу, необходимо направить усилия на поддержку социального развития бизнеса наряду с финансовой и бухгалтерской помощью.

Для начала социальная ответственность может ограничиться своевременной уплатой налогов и выплатой достойной заработной платы. И если государство готово оказывать финансовую поддержку малому предпринимательству, то, например, эти деньги можно направить на поддержку рабочих и выплату налогов, а не на другие несоциальные мероприятия. В более зрелой модели «провалы» рынка хотя бы отчасти должен компенсировать сам бизнес.7 А по мере расширения круга социально-ответственных предпринимателей постепенно снижаются риск и экономические издержки социально ответственного поведения.

Подобная переориентировка целей необходима. Статистические данные показывают, что более 30% работников убеждены, что величина их заработка зависит непосредственно от директора предприятия и другого начальства. Лишь около 25% связывают заработок в первую очередь с результатами своей работы и коллектива и менее 1% – с экономическим положением предприятия, наличием заказов, увеличением выпуска продукции.8 У государства есть возможность повлиять на социальную составляющую бюджета бизнеса.

Вывод

В ходе реферативной работы мы рассмотрели положение малого бизнеса в России, изучили его проблемы, обозначили возможные пути решения подобных проблем. Задачи реферативной работы выполнены и цель достигнута.

В заключение хотелось бы отметить, что в будущем сухое финансовое стимулирование малого бизнеса должно отойти на второй план. Любое предпринимательство поднимается и развивается благодаря человеческому капиталу, а не только валютному. Обеспечив коллектив благоприятными условиями, мы сможем получить взамен большую производительность. Курсы предпринимателей – один из вариантов повышения предпринимательских способностей российских граждан. А это в свою очередь метод для преобразования вынужденных предпринимателей в успешных и развивающихся бизнесменов.

Список используемой литературы

  1. Кульков В.М. Российская экономическая модель. М., Теис, 2009

  2. Глисин Ф. Малые предприятия в условиях кризиса//Экономист, 2009, № 7.

  3. Лушин В. Реакция на кризис и ее последствия для реального сектора российской экономики//ВЭ, 2011, №1.

  4. Образцова О., Чепуренко А. Развитие российского частного предпринимательства в межстрановом сопоставлении // ВЭ, 2008,№ 8.

  5. Соболева И. Социальная ответственность бизнеса: глобальный контекст и российские реалии. // ВЭ, 2005, № 10.

  6. Википедия – свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

  7. Идеи малого бизнеса: кредитование малого бизнеса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kreditbusiness.ru/

  8. Консультант Плюс. Надёжная правовая поддержка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/

  9. Опора России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://opora.ru/

1 Консультант Плюс. Надёжная правовая поддержка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=115870;div=LAW;dst=100005

2 Википедия – свободная энциклопедия

3 Глисин Ф. Малые предприятия в условиях кризиса//Экономист, 2009, № 7.

4 Соболева И. Социальная ответственность бизнеса: глобальный контекст и российские реалии. // ВЭ, 2005, № 10.

5 Консультант Плюс. Надёжная правовая поддержка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=115870;div=LAW;dst=100005

6 Опора России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://opora.ru/

7 Соболева И. Социальная ответственность бизнеса: глобальный контекст и российские реалии. // ВЭ, 2005, № 10.

8 Соболева И. Социальная ответственность бизнеса: глобальный контекст и российские реалии. // ВЭ, 2005, № 10.

Просмотров работы: 10896