АНАЛИЗ ТЕМ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 13. 00. 04. РАССМАТРИВАЮЩИХ ВОПРОСЫ РЕАБИЛИТАЦИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

АНАЛИЗ ТЕМ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 13. 00. 04. РАССМАТРИВАЮЩИХ ВОПРОСЫ РЕАБИЛИТАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение………………………………………………………………………...…4

1. Научные исследования в сфере ФК и С……………………………………....5

2. Расставим точки над i…………………………………………………………13

2.1. Обсуждение результатов исследования…………………………………....13

2.2.Моделирование приоритетного направления……………………………....17

Заключение………………………………………………………………………..18

Список литературы……………………………………………………………….19

Введение

Сущность исследовательской работы, прежде всего, заключается в том, что благодаря ей происходят, с одной стороны, адаптация науки и ее методов к уровню практики, с другой стороны, получение нового знания.

Для своего исследования мы взяли диссертационные работы, которые основываются или в которых упоминается физическая реабилитация, и пронаблюдали, какие вопросы затрагиваются современной наукой в этой области.

Актуальность вопроса подтверждается тем, что количество диссертационных работ по данной тематике составляет значительный процент от общего числа диссертаций защищенных по специальности 13.00.04.

Противоречия: изучив темы диссертационных работ, мы выявили противоречия между необходимостью определения новых направлений исследований и большим количеством выполненных диссертационных работ.

Проблема: каковы актуальные направления исследований в рамках физической реабилитации.

Объект: темы диссертационных работ связанных с физической реабилитацией по специальности 13.00.04.

Предмет: систематизация тем диссертационных работ, связанных с физической реабилитацией по специальности 13.00.04. Моделирование приоритетного направления исследования.

Цель: изучить, систематизировать и смоделировать приоритетное направление диссертационных работ, связанных с физической реабилитацией по специальности 13.00.04.

Задачи:

  1. Рассмотреть темы диссертационных работ.

  2. Систематизировать темы диссертационных работ.

  3. Смоделировать приоритетное направление диссертационной работы.

  1. Научные исследования в сфере физическая культура и спорт

В данной работе представлена тематика более 40 докторских диссертационных работ, защищенных в сфере физической культуры и спорта за период более 10 лет. Материал систематизирован по основным направлениям. Включены работы по педагогической специальности 13.00.04 и смежным специальностям, в которых рассматривались вопросы, связанные с физической культурой, спортом и туризмом (педагогические, биологические, медицинские, психологические, философские, экономические и др.).

Данный материал предназначен для облегчения поиска необходимой информации, определения тематики наиболее важных научных исследований, а также для избежания дублирования научных исследований.

В сфере физической культуры и спорта научно-методическая деятельность выделена как одна из основных. Каждый магистрант должен иметь представление о процессах «наука - производство», «наука - образование»; знать методы организации и проведения научно-исследовательской работы, основы методической деятельности в сфере физической культуры и спорта; уметь организовывать и проводить научно-исследовательскую и методическую работу по проблемам физического воспитания, оздоровительной физической культуры и спортивной тренировки, применять навыки научно-методической деятельности для решения конкретных задач, возникающих в процессе проведения физкультурно-спортивных занятий.

Наука в современных условиях является важным фактором, обусловливающим прогрессивные преобразования в обществе во всех областях деятельности, в том числе в образовании, физической культуре, спорте, физическом воспитании. Научно-методическая подготовка служит важнейшей составляющей профессионализма действующих магистрантов и залогом высокого уровня профессиональной готовности.

Научно-исследовательские работа - работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе, научных обобщений и научного обоснования проектов.

Научно-исследовательская работа должна предусматривать изучение и реферирование литературных источников (отечественных и зарубежных) по теме исследования, составление литературного обзора, сообщения и доклады по этапам научных исследований, участие магистранта в обсуждениях докладов и сообщений других учащихся, участие в научных дискуссиях, конференциях, диспутах.

Магистерские диссертации отличаются от дипломного проекта наличием элементов научно-исследовательской работы по теме, соответствующей данной магистерской программе.

Научно-исследовательская работа студентов преследует следующие цели:

- расширить и углубить знания студентов в области теоретических основ изучаемых дисциплин, получить и развить определенные практические навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

- проводить научные изыскания для решения актуальных задач, выдвигаемых наукой и практикой;

- выработать навыки грамотно излагать результаты собственных научных исследований и способность аргументировано защищать и обосновывать полученные результаты;

- привить навыки пользователей вычислительной техники при проведении научных исследований и обработке полученных результатов;

- широко внедрить новые информационные технологии при проведении НИРС, обеспечить информационно-программную поддержку изысканий и сопровождение полученных результатов;

- формировать системную методологию познания разнообразных объектов, принципов и способов их исследования;

Понятие «научно-исследовательская работа студентов» включает в себя два элемента: 1) обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого туда; 2) собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством профессоров и преподавателей. НИРС является продолжением и углублением учебного процесса, одним из важных и эффективных средств повышения качества подготовки магистрантов.

Основные задачи научной работы студентов:

а) развитие творческого и аналитического мышления, расширение научного кругозора;

б) привитие устойчивых навыков самостоятельной научно исследовательской работы;

в) повышение качества усвоения изучаемых дисциплин;

г) выработка умения применять теоретические знания и современные методы научных исследований в юридической деятельности.

Научная работа студентов подразделяется на учебно-исследовательскую, включаемую в учебный процесс и проводимую в учебное время (УИРС), и научно-исследовательскую, выполняемую во внеучебное время (НИРС).Сформулированная проблема должна отвечать следующим критериям:

1) отражать то, что нужно исследовать исходя из проблемы практики или самой науки;

2) содержать истинные предположения о том, что в известной сфере действует закон (или существует способ решения задачи) неизвестный науке;

3) содержать истинное предположение о том, что выделенное неизвестное действительно является неизвестным.

Проблема исследования может совпадать с предметом исследования. Предмет – это элемент объекта и может быть взят в качестве проблемы исследования, но, в то же время, проблема может иметь и свою специфику, она может являться характеристикой некоторого существующего противоречия между предметом исследования и объективной реальностью или практикой, существующей на данном этапе функционирования объекта исследования.

Проблема исследования, в конечном счете, всегда связана с совершенствованием предмета исследования или с разработкой системы мер, направленных на повышение эффективности и качества функционирования предмета исследования в практике работы или в развитии теории о предмете.

Таким образом, проблема является, с одной стороны, как бы уточнением предмета исследования, с другой стороны – характеристикой цели исследования.

Так, если проблемой исследования является имеющееся положение вещей (например, проблема повышения эффективности обучения по физическому воспитанию), то целью исследования будет повышение эффективности обучения по физическому воспитанию в результате тех выводов, рекомендаций, предложений, которые будут выработаны в ходе исследования, так как цель исследования – это то, к чему должен прийти исследователь в результате исследования. Ю.К. Бабанский по этому поводу пишет: «Практически проблема исследования перерастает в цель исследования, которую поставил перед собой исследователь в процессе разрешения возникшей проблемы – поиска, т.е. цель исследования состоит в том, чтобы разрешить какую-то проблему».

Разрабатывая систему целей исследования в области педагогики, Ю.К. Бабанский предлагает следующую их иерархию:

– обоснование новой или предлагаемой системы мер по совершенствованию предмета исследования;

– обоснование новой или предлагаемой педагогической закономерности в области физической культуры и спорта;

– выявление комплекса необходимых учебных, воспитательных, психологических условий успешного решения педагогических задач сегодняшнего дня в сфере физического воспитания;

– отбор оптимального объема, сложности физических упражнений для содержания обучения и воспитания;

– обоснование новых методов обучения, форм средств обучения и воспитания;

– разработка методологических методов педагогических исследований в области физической культуры и спорта.

В этом перечне целей охвачены все основные компоненты учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию, но в самых общих формулировках, что предполагает постановку более общих и более частных целей исследования в области дидактики.

Проблема, прежде всего, должна быть актуальной и соответствовать социальному заказу общества. Это значит, что при определении проблемы, как и предмета, и цели надо учитывать требования общества к процессу физического совершенствования в самых общих чертах. К таким проблемам могут быть отнесены разработки проектирования нового содержания, форм, средств и методов обучения по физической культуре и спорту.

Важно также значение исследований, связанных с решением задач, систематизацией знаний или обобщением передового педагогического опыта. К таким исследованиям могут быть отнесены классификация, обобщение методов средств обучения, передового педагогического опыта в области использования новых педагогических технологий по физическому воспитанию и др.

Научная проблема, предмет и цель исследования должны удовлетворять требованиям научной новизны исследования.

Лауреат Нобелевской премии известный физик Дж. Томсон пишет по этому поводу: «Самый главный фактор, определяющий успех исследования, искать в правильном направлении. В любой момент, в любом научном вопросе существует несколько точек роста, несколько почек, которые вот-вот раскроются. Именно там и надо работать, и искусство состоит в том, чтобы распознать эти точки роста…».

Следует заметить, что теория физического воспитания в этом отношении – наиболее благодатный участок научного знания, так как сама наука находится на стыке двух наук, педагогики и экономики, что само по себе создает наглядный пример для проведения исследования как в той, так и в другой области.

Чрезвычайно важными исследованиями являются те из них, которые связаны с разработкой проблем методологического плана, с разработкой теории целостного учебно-воспитательного процесса, создающего систему единства учебной и воспитательной работы по формированию личностных качеств обучаемого в процессе занятий физической культурой и спортом.

Ценность педагогических исследований поэтому тем выше, чем в большей мере в них связаны теоретические достижения с обоснованием системы практических мер, реализация которых повысит эффективность решения актуальных проблем современной системы физического воспитания.

В соответствии с предметом исследования проблема исследования может быть следующей:

– совершенствование содержания, форм и методов воспитательной работы в процессе занятий физической культурой и спортом;

– осуществление связи теории с практикой физического воспитания;

– повышение качества обучения в образовательных учреждениях и т. д.;

– повышение эффективности обучения по физическому воспитанию путем применения новых средств обучения;

– формирование познавательной активности обучающихся в процессе занятий спортом;

– совершенствование межпредметных и внутрипредметных связей в процессе обучения и т.д.

При выборе темы следует учитывать и свои личные склонности, способности, уровень теоретических знаний. Надо заметить, что на выбор темы влияет не только индивидуальный уровень теоретической подготовки исследователя, но и уровень, достигнутый в познании данного явления обществом в целом. Более того, важны те теоретические позиции, с которых современная наука решает данную проблему.

Количество тем, требующих разработки, и теоретически и практически неисчерпаемо. Перед таким обилием тем человек, впервые приступивший к научным исследованиям, часто становится в тупик. Выбрать тему исследования действительно нелегко. Однако знание некоторых общих положений, касающихся выбора темы, поможет малоопытному исследователю успешно преодолеть «первую трудность в науке».

Прежде всего, нельзя забывать, что тему научной работы не следует искать где-то на стороне, вне своей практической деятельности. Глубокий интерес к исследованию какого-либо вопроса зарождается, как правило, в процессе практической работы или при непосредственном участии в исследованиях в роли помощника при одновременном изучении литературы по данному вопросу.

Избранная тема должна быть актуальной. Об этом можно судить по тому, какое приложение находит в практике физического воспитания ее разработка. Именно поэтому ведущим направлением в научной работе по физическому воспитанию считается изучение обусловленности целей, задач, средств и методов объективно существующими потребностями общества на каждой стадии его развития.

Одним из внешних признаков актуальности той или иной темы является ее отношение к проблемам, над которыми в данное время усиленно работает мысль ученых. Примером подобного сосредоточения сил ученых в области физического воспитания является разработка системы физического воспитания детей.

Тема, оторванная от общего направления научных интересов, не может быть плодотворной. Это обстоятельство объясняется определенными причинами. Во-первых, проблемы, встающие перед наукой, порождаются потребностями общества. Во-вторых, научная работа планируется, что позволяет сосредоточить крупные исследовательские силы на ее ведущих участках.

В некоторых случаях актуальность темы определяется местными условиями. Тема научной работы не должна быть навязана исследователю. Он должен выбирать ее по собственному желанию, будучи искренне увлеченным предстоящей работой. Для правильно избранной темы характерно не количество поставленных вопросов, а тщательность, глубина их разработки. Тема должна иметь четко очерченные границы. Чрезмерно обширная тема не позволяет изучать явление во всех его связях, приводит к такому обилию материала, что всесторонне проработать его одному человеку становится невозможно.

Знание перечисленных положений позволит, во-первых, правильно выбрать частную тему для индивидуального решения в условиях коллективного исследования проблемы в целом и, во-вторых, избрать такую по сложности тему, которую под силу будет решить одному человеку при имеющихся материальных возможностях.

Все это, разумеется, ни в коей мере не снижает роли научного руководителя, консультантов.

2. Расставим точки над i

2.1. Обсуждение результатов исследования

По направлению специальности:

13.00.04

24

55,8139%

14.00.51

12

27,9069%

13.00.04 и 14.00.51

7

16,2790%

Свое исследование мы начали с отбора диссертационных работ по двум направлениям:

13.00.04 "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры", которое определяет основные направления теоретических, фундаментальных и прикладных исследований по научному обоснованию методологических подходов, средств, методов, нормативных требований, способов управления и организации, а также направленности таких компонентов системы физической культуры, как физическое воспитание, спорт, профессионально-прикладная оздоровительная и адаптивная физическая культура. И смежным ему направлением 14.00.51 «Восстановительная медицина, спортивная медицина, курортология и физиотерапия».

Комплексная специальность, занимающаяся изучением механизмов действия и разработкой методов применения природных и искусственных физических факторов, физических упражнений и других средств лечебной физкультуры, факторов традиционной терапии, улучшающих эффективность профилактических и лечебно-реабилитационных мероприятий у здоровых людей, спортсменов, больных и инвалидов с целью восстановления функциональных резервов организма человека или компенсации утраченных функций и повышения уровня здоровья и качества жизни населения. Восстановительная медицина изучает закономерности процессов формирования и сохранения, восстановления и укрепления здоровья человека путем динамической оценки и коррекции адаптационных возможностей организма, определяет методологические основы профилактики заболеваний. Спортивная медицина, включая лечебную физкультуру, изучает механизмы действия физических упражнений и нагрузок на лиц, занимающихся физической культурой и спортом, и больных. Разрабатывает новые диагностические, лечебно-профилактические и восстановительные технологии, их использование для совершенствования физического развития и физической подготовленности человека. Курортология и физиотерапия изучает механизмы действия природных и искусственных физических факторов и разрабатывает лечебно-профилактические технологии их применения, в том числе в комплексе с традиционными методами лечения и биологически активными веществами растительного и животного происхождения.

Проведенное нами исследование показало, что из 43 отобранных работ, направлению 13.00.04, соответствуют 24 исследования и 7, которые относятся одновременно к двум направлениям.

По формулированию темы:

Изменение «чего-то» у «кого-то» в «каких-то» условиях

1

3,2258%

Условия изменения «чего-то» у «кого-то»

0

0%

«Это», как «что-то»

1

3,2258%

«Что-то» в «чем-то»

6

19,3548%

Констатация чего-либо

23

74,1935%

Отобрав работы по направлению специальности, мы разделили их по способу формулирования темы.

Тема – это «свернутое» в одно предложение основное содержание диссертации, раскрытию которого она посвящена. Тема через посредство ключевых понятий и их сущностных связей выражает главную идею, мотив, пафос исследования. Тема и является заголовком любой научной работы.

Выбор темы может происходить по-разному. Можно подбирать ее под готовое содержание, производя его свертывание, спрессовывание до размеров лапидарной мысли, а затем одного предложения. Тема как бы вырастает из содержания. Если же исследование начинается с определения научного интереса, с поиска идеи, то работа имеет «заказной», плановый характер.

Формулировка темы один из важнейших этапов написания диссертационной работы. Существует притча о двух аспирантах:

Решили два молодых аспиранта диссертацию написать. Выбрали себе темы и разошлись по кафедрам. Зашел к одному из них в гости знакомый профессор и увидел молодого человека за работой. Обрадовался, да и заинтересовался:

- Какая же у тебя тема?

- Тема простая. «Чем дальше в лес, тем больше дров».

- Да кто ж так тему-то формулирует! Надо по научному, посолиднее.

Например, «О нарастании топливных ресурсов с продвижением вглубь лесного массива»...

- Здорово! - обрадовался аспирант, с трудом узнавая родную тему.

На следующий день встречает он своего друга и спрашивает:

- Ты как работу свою назвал?

- «О роли музыкальных инструментов в индивидуальном развитии домашних животных» - с гордостью отвечает друг.

- Это ты сам выдумал или профессор подсказал?

- Конечно, профессор подсказал.

- А как до этого-то было?

- До этого? «Для чего козе баян»

Существует пять алгоритмов формулирования тем диссертационных исследований. Именно по этим пяти критериям и были разделены отобранные работы. Оказалось, что отобранные работы (31 исследовательская работа) распределились не равномерно.

Из предоставленной таблицы видно, что большинство формулировок носит обобщенный характер, выражая собой констатацию какого-то факта, к этой категории мы отнесли 23 темы диссертационных исследований. Нам не удалось найти работ, в которых бы были описаны условия изменения «чего-то» у «кого-то», то есть мы не нашли самой важной формулировки для физической реабилитации, ведь именно физическая реабилитация создает условия для восстановления.

По диагнозу:

Реабилитация конечностей

10

32,2580%

Верхние

2

6,4516%

Нижние

8

25,8064%

Реабилитация позвоночного столба

6

19,3548%

Поясничный отдел

2

6,4516%

Грудной отдел

1

3,2258%

Шейный отдел

2

6,4516%

Осанка

1

3,2258%

Реабилитация нервной системы

5

16,1290%

ДЦП

4

12,9032%

Ишиас

1

3,2258%

Реабилитация дыхательной системы

4

12,9032%

Астма

2

6,4516%

Органы дыхания

2

6,4516%

Реабилитация после инсульта

1

3,2258%

Реабилитация после инсульта

1

3,2258%

Нарушения органов слуха

1

3,2258%

Нарушения органов слуха

1

3,2258%

Общая реабилитация

4

12,9032%

Общая реабилитация

4

12,9032%

Выяснив, к каким алгоритмам формулировок, обращаются чаще, а к каким реже, мы распределили работы по описанным диагнозам в них.

Из таблицы результатов видно, что область верхних и нижних конечностей наиболее разработанная, в то время как постинсультное состояние и нарушение органов слуха практически не освещено. Из таблицы так же видно, что реабилитация позвоночного столба занимает значительную часть от общего числа работ, но если обратиться к тематикам работ, то мы увидим, что число работ по каждому из отделов позвоночного столба не превышает 2 работ.

2.2. Моделирование приоритетного направления

Реабилитация, как наука, начала развиваться еще в прошлом веке и ей посвящены множество статей, разработок и программ, однако диссертационных исследований по направлениям 13.00.04 и 14.00.51. в период с 1996 по 2009 года не составило даже и 50 (всего было найдено 43 работы, в частности по направлению 13.00.04. их 24).

Последние работы датируются 2009 годом, то есть даже разработанные направления, такие как реабилитация конечностей, нервной системы и позвоночного столба, начинают устаревать. Технологический прогресс не стоит на месте, а значит, открываются новые возможности.

Формулируя приоритетное направление в области реабилитации нужно учитывать сложившуюся ситуацию в мире исследовательских работ:

  1. Данные диссертационных работ устаревают.

  2. Работы имеют обобщенный характер, мало узкопрофильных работ, углубленных в проблему.

  3. Для работы с людьми с ограниченными возможностями недостаточно тех работ, которые существуют на данный момент.

Исследуя диссертационные работы, мной не были замечены работы по реабилитации спортсменов. Это огромный пробел в науке. Спортсмены нуждаются в физической и психической реабилитации, как на начальном этапе, так и на этапе высшего спортивного мастерства.

Новизну внесет любая авторская научно обоснованная разработка по внедрению средств и принципов в процесс подготовки спортсменов.

Внедрив реабилитацию в профессиональный спорт и спорт высших достижений, мы можем продлить пребывание человека в спорте. И в таких видах спорта, как художественная гимнастика, спортсмены не будут завершать занятия в самом расцвете жизненных сил и открывающихся возможностей.

Заключение

Наука в современных условиях является важным фактором, обуславливающим прогрессивные преобразования в обществе во всех областях, в том числе в образовании, физической культуре, спорте, физическом воспитании. Научно-методическая подготовка служит важнейшей составляющей профессионализма магистрантов и залогом высокой готовности магистрантов.

Проанализировав литературные источники по данной теме можно сказать, что методика педагогических исследований – совокупность способов проведения какой-либо работы; отрасль педагогической науки, которая излагает правила и методы проведения экспериментов.

Педагогические исследования требуют от исследователя: знать методы организации и проведения научно-исследовательской работы, уметь организовывать и проводить методическую работу, применять навыки работы для решения конкретных задач, подготовить и защитить свое исследование.

Благодаря изучению и последующей систематизации тем диссертационных исследований по специальности 13.00.04 рассматривающих вопросы реабилитации, удалось выявить приоритетное направление.

Список литературы:

  1. Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя. – Екатеринбург: Издательство Дом учителя, 2000. – 236 с.

  2. Артемьева Т .И. Методологический аспект проблемы способностей Т.И. Артемьева. - М. : Наука, 1977. - 184 с.

  3. 2. Ашмарин В.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / В.А. Ашмарин. - М. : Физкультура и спорт, 1978. 223 с.

  4. 3. Выдрин В.М. Методологические проблемы"тёории физической культу. ры Теория и практика физической культуры / В.М. Выдрин. - 1984. - N2 1. - С. 5

  5. 4. Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье / Л.М. Куликов. - М. : ФОН, 1995. - 395 с. .

  6. 5. Найн А.Я. Подготовка и защита магистерской диссертации: методические рекомендации / А.Я. Найн, Е.Ф. Орехов. - Челябинск: УралГ АФК, 2000. - 19 с.

  7. 6. Попков В.Н. Советы аспиранту: методическое пособие. Попков В.Н.Омск: СиБГ АФК, 1995. - 70 с.

  8. 7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека К. Роджерс. - М. : изд. группа «Прогресс», «Универе», 1994. - 480 с.

  9. 8. Столяров В.И. Методологические принцип определения понятий в процессе исследований физической культуры и спорта / В.И. Столяров. - М. :ГЦОЛИФК, 1984. - 96 с.

  10. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды: В 2 т. Б.Г. Ананьев - М. : Педагогика, 1980. - Т. 1. - 232 с.

  11. Анисимов О.С. Основы методологического мышления О.С. Анисимов.- М. : 1989. -412с.

Просмотров работы: 4567