МЕТОДИКА ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ ХРОНИЧЕСКИХ РЕСПИРАТОРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ У ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МЕТОДИКА ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ ХРОНИЧЕСКИХ РЕСПИРАТОРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ У ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Лечебная физическая культура служит одним из главных средств лечения хронических заболеваний органов дыхания у детей и подростков. По данным медицинской литературы [1, 5], а также, по мнению практиков, основной её формой является лечебная гимнастика. Однако приходится констатировать, что теория вопроса об её применении у детей школьного возраста разработана на сегодняшний день пока ещё недостаточно хорошо.

Знакомство с медицинской литературой позволяет отметить тот факт, что достаточно хорошо разработаны комплексы упражнений лечебной гимнастики при хронических заболеваниях лёгких (пневмония, эмфизема, плеврит) у детей [4, 5]. Гораздо меньше исследований по применению физических упражнений для лечения заболеваний дыхательных путей.

Есть данные о применении лечебной гимнастики при бронхиальной астме у детей дошкольного и младшего школьного возраста [2]. Для школьников методика ЛФК разработана менее детально. Рекомендации носят общий характер и ограничиваются больше не гимнастическими упражнениями, а упоминаниями о пользе пребывания на свежем воздухе, закаливании, туристических походах и катании на лыжах [4]. Но специфике лечебной гимнастики именно для среднего школьного возраста у авторов речи не идёт.

В.И. Дубровский (2004), например, по вопросу методики занятий с детьми, больными бронхиальной астмой, говорит очень кратко и неконкретно. Упомянуты лишь группы упражнений лечебной гимнастики (общеразвивающие, дыхательные и расслабляющие), без описания отдельных упражнений и без дозировки. Приводятся только рисунки упражнений. Тем более не отражена специфика методики лечения хронических болезней верхних дыхательных путей при помощи физических упражнений.

Складывается впечатление, что методик лечебной гимнастики, позволяющих эффективно излечивать хронические заболевания верхних дыхательных путей у детей и подростков, пока ещё не разработано. Тем более на практике отсутствуют дифференцированные подходы для каждого конкретного патологического процесса из этой группы, например, отдельно для хронического тонзиллита (воспаление нёбных миндалин) или для аденоидов (разрастание железистой лимфоидной ткани в задней стенке носоглотки).

Между тем, результаты наших предшествующих исследований позволяют утверждать, что проблема заболеваемости детей среднего школьного возраста хроническими респираторными заболеваниями весьма актуальна [6]. В частности, по материалам обследования учащихся школы посёлка Исеть установлено, что подобная патология встречается у 12 % подростков. Причём заболеваний лёгких не выявляется, а поражаются только дыхательные пути. Подобная ситуация требует практических мер для своего решения. Однако ни в теории, ни на практике вопрос о достаточно эффективной методике лечения подобных заболеваний путём применения физических упражнений пока ещё в должной мере не разработан.

В связи с вышесказанным, цель настоящей работы – создать, обосновать и методически оформить новый комплекс упражнений лечебной гимнастики, который может послужить эффективным средством лечения хронических заболеваний дыхательных путей у школьников 14 – 16 летнего возраста.

При составлении комплекса упражнений лечебной гимнастики для подростков 14 – 16 лет с хроническими респираторными заболеваниями мы руководствовались определёнными практическими и теоретическими соображениями. Практические соображения на данном этапе работы вышли на первое место. При разработке комплекса ЛФК нам постоянно приходилось учитывать ряд «отягчающих» обстоятельств.

Эти обстоятельства следующие.

Во-первых, в посёлке Исеть отсутствует специалист по лечебной физической культуре. Значит, занятия с больными школьниками придётся проводить не медицинскому, а педагогическому работнику с базовым физкультурным образованием. То есть, это будет учитель физкультуры, который предварительно освоит определённый объём медицинской информации и практических навыков. В связи с этим упражнения комплекса не должны быть слишком сложными.

Во-вторых, нет кабинета ЛФК. Следовательно, занятия с больными детьми придётся проводить в неприспособленном помещении и без специального медицинского оборудования. Самым реальным представляется вариант со спортивным залом школы и с минимальным количеством инвентаря (мячи, гимнастические палки и не более того).

В-третьих, занятия трудно организовать. Учитывая дефицит времени и у преподавателя физвоспитания, и у учеников, а также постоянную перегруженность спортивного зала школы, заниматься упражнениями ЛФК больным детям удастся, как представляется, только во время уроков физкультуры. Предполагается, что комплекс лечебной гимнастики будет выполняться во время основной части урока, пока здоровые школьники занимаются ОФП или спортивными играми. Лечебный комплекс, несомненно, не должен быть слишком длинным и долгим, максимум минут на 15.

И, наконец, в-четвёртых, заниматься лечебной гимнастикой придётся одновременно со школьниками, у которых имеются различные болезни дыхательной системы. По нашим данным, у детей с одинаковой частотой выявляется патология как верхних (хронический тонзиллит, аденоиды носоглотки), так и нижних (бронхиальная астма) дыхательных путей [6]. Отсюда следует, что комплекс физических упражнений не должен быть слишком специфическим.

Теоретическое обоснование разработки нового комплекса упражнений лечебной гимнастики тоже играло в нашей работе существенную роль. Прежде всего, учитывался механизм лечебного действия гимнастических упражнений. В этом вопросе мы ориентировались на данные медицинской литературы. В частности, говоря о механизме лечебного действия физических упражнений при хронических вялотекущих респираторных заболеваниях, Н.А. Белова (2001) отмечает, что мышечная система и органы дыхания находятся в определённых взаимоотношениях между собой, благодаря условно-рефлекторным связям через кору головного мозга. В результате этого применение специальных дыхательных упражнений даёт заметный оздоравливающим эффект. По данному же поводу Э.Н. Вайнер (2011) подчёркивает, что у детей в связи с повышенной реактивностью организма любое заболевание органов дыхания быстро приводит к общим расстройствам и к нарушениям функций всех органов и систем. Поэтому, применяя дыхательные упражнения, следует обязательно учитывать, что их действие будет в достаточной мере эффективно лишь в том случае, если они выполняются на фоне упражнений с общим воздействием.

Исходя из этих рекомендаций, мы и разработали комплекс упражнений лечебной гимнастики для детей среднего школьного возраста с различными хроническими заболеваниями дыхательных путей. За основу взят уже имеющийся комплекс ЛФК при бронхиальной астме для детей младшего школьного возраста [3]. Однако нами осуществлена заметная его коррекция.

Все упражнения нового комплекса логически увязаны между собой. Они детально описаны, с обязательной подробной дозировкой, указанием темпа и числа повторений. Мы также удалили слишком специфические упражнения, в особенности дыхательные, такие, например, как надувание воздушных шариков или произвольное удлинение выдоха в течение 20 секунд. Применение подобных упражнений оправдано и даже необходимо для предотвращения или купирования приступа удушья, но в межприступный период не обязательно. Тем более, такие специализированные упражнения не обязательны при других хронических заболеваниях дыхательных путей. Во всяком случае, в доступной медицинской литературе мы подобных рекомендаций не встретили.

В целом, для лечебного комплекса подбирались не очень специфические и не слишком сложные упражнения. Разделения на группы дыхательных, расслабляющих и общеразвивающих упражнений не проводилось. Наоборот, предпочтение отдавалось неспецифическим упражнениям, в которых одновременно сочеталось бы и респираторное, и релаксирующее, и общетонизирующее влияние на больной организм. Подобный подход соответствует мнению специалистов по ЛФК, указывающих, что движение в любой форме, если оно адекватно физиологическим возможностям детского организма, всегда является оздоровительным фактором [4, 5]. Именно этим можно объяснить наблюдаемую практиками высокую эффективность самых разнообразных методик лечебной физкультуры в педиатрии, основой которых является принцип общего воздействия на организм больного ребёнка [1, 3].

Новый комплекс лечебной гимнастики с детьми среднего школьного

возраста, страдающими хроническими болезнями дыхательных путей

  1. И.п. стоя, ноги вместе, руки опущены. На вдохе поднять руки вверх, на выдохе опустить. Выдох вдвое длиннее вдоха. Повторить 5 – 6 раз.

  2. И.п. стоя, ноги врозь, руки на пояс. Дыхательные упражнения с удлинением выдоха и произношением звуков «а» и «о» на выдохе, вытянув губы трубочкой. Повторить 5 – 6 раз.

  3. И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела. На вдохе повернуться влево, медленно поднимая руки вверх. На выдохе вернуться в и.п. Выполнить так же в другую сторону. Повторять по 4 – 6 раз в каждую сторону

  4. И.п. стоя, руки опущены вдоль тела, ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх – вдох через нос, опустить – выдох через рот. Повторить 3 раза. Темп медленный.

  5. И.п. стоя, ноги врозь, руки на пояс. Наклониться вперед, дотянуться до носков – выдох через рот. Вернуться в и.п. – вдох через нос. Повторить 4 – 5 раз.

  6. И.п. стоя, руки вытянуты вперед, ладони соединены. Поднять правую руку вперед и сделать ею круговое движение назад с большим размахом вперед, затем поменять движение рук. Повторить 2 – 4 раза в каждую сторону. Темп медленный, дыхание свободное.

  7. И.п. стоя, руки на голове. Наклон туловища вправо и влево. Повторить по 4 – 6 раз в каждую сторону. Темп средний, дыхание свободное.

  8. И.п. стоя, руки с мячом подняты над головой. Опустить мяч к правому колену, наклонив туловище вправо, – выдох через рот. Вернуться в и.п. – вдох через нос. Выполнить то же в левую сторону. Повторить по 2 раза в каждую сторону. Темп медленный.

  9. И.п. стоя, в опущенных руках палка, ноги на ширине плеч. Присесть, поднимая палку перед грудью, – выдох через рот, встать – вдох через нос. Повторить 2 – 4 раза. Темп медленный.

  10. И.п. стоя, палка зажата сзади в локтевых суставах. Наклоняться вправо, затем влево. Повторить по 4 – 6 раз. Темп средний, дыхание свободное.

  11. И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища. Присесть, вытянуть руки вперед – выдох через рот. Вернуться в и.п. – вдох через нос. Повторить 4 – 5 раз.

  12. Медленная ходьба в сочетании с дыханием, на 2 шага – вдох, на 4 шага выдох. Продолжать 1 минуту.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что на сегодняшний день проблема лечения физическими упражнениями подростков 14 – 16 лет с хроническими респираторными заболеваниями разработана до возможности постановки эксперимента. Апробация нового комплекса лечебной гимнастики в реальных условиях средней школы посёлка Исеть и будет следующим этапом нашей работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белова Н.А.Лечебная физкультура и массаж: учебное пособие / Н.А. Белова. М.: Советский спорт, 2001. 273 с.

  2. Вайнер Э.Н. Лечебная физическая культура: учебник / Э.Н. Вайнер. М.: Флинт. 2011. 424 с.

  3. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура: учебник / В.И. Дубровский. 3-е изд., испр. и доп. М.: ВЛАДОС, 2004. 624 с.

  4. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина: учебник / В.А. Епифанов. 3-е изд., доп. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. 565 с.

  5. Лечебная физическая культура: учебник / под ред. С.Н. Попова. 2-е изд. М.: Academia, 2005. 416 с.

  6. Шихов А.В. Лечебная физическая культура у детей и подростков с хроническими заболеваниями органов дыхания / А.В. Шихов, К.А. Ляшенко // Социальные и медико-биологические аспекты развития физической культуры и спорта: материалы I Научно-практической конференции молодых учёных с международным участием. Екатеринбург: УрФУ, 2012. С. 87 – 91.

Просмотров работы: 6127