Опыт построения систем управления качеством в исполнительных органах государственной власти в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001-2008 имеется во многих странах: США, Японии, Франции, Великобритании, Германии, где более половины государственных органов сертифицировано на соответствие требованиям стандарта. Развиваются такие работы в Италии, Испании, Португалии, Швейцарии, Украине и др. [2,3]. В регионах РФ в настоящее время такие работы проводятся не системно и только в отдельных службах органов государственной власти: например, в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославской, Вологодской и Нижегородской областях [4-6]. Таким образом, мировой тенденцией является внедрение систем управления качеством в органах государственной власти с целью повышения эффективности их деятельности, однако в РФ это направление совершенствования управления востребовано недостаточно.
Создать гибкую систему организации законодательной деятельности, реагирующую на требования времени, можно на основе выполнения требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования». Однако из-за общего характера требований ГОСТ Р ИСО 9001-2008, относящихся преимущественно к производственным организациям и предприятиям сферы услуг, необходимо решить задачу адаптации требований стандарта к области законодательной деятельности, как это сделано, например, для государственных органов исполнительной власти в стандарте ГОСТ Р ИСО 52614.4-2007.
С целью повышения эффективности управления законотворческой работы разработан проект создания системы менеджмента качества законодательной деятельности представительного органа власти региона на основе ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Создание современной системы управления качеством в представительном органе власти региона на основе стандартов ИСО серии 9000 позволит:
оптимизировать процессы планирования, объективно оценивать результаты деятельности служб представительного органа власти;
создать стандарты и процедуры основных и обеспечивающих видов деятельности представительного органа власти;
уменьшить необоснованные затраты, в том числе, затраты времени;
формировать положительный имидж представительного органа власти.
Новизна и практическая значимость предлагаемых решений заключается:
В разработке системы взаимосвязи и взаимодействия всех видов деятельности представительного органа власти
В создании номенклатуры нормативных документов, регламентирующих систему управления качеством законодательной деятельности;
В повышении квалификации сотрудников представительного органа власти в области методов управления качеством.
С целью определения процессов системы управления качеством законодательной деятельности рассмотрим основные стадии принятия решений при осуществлении законодательной деятельности. Можно выделить шесть стадий принятия решений в законодательной деятельности, каждой из которых соответствует процесс системы управления качеством.
1 стадия: Изучение проблемы на основе получаемой информации от соответствующих органов государственной власти и гражданского общества.
Для осуществления этой стадии необходимо реализовать процесс ОП1 «Процессы, связанные с участниками законодательной деятельности», требования к которому содержатся в разделах 7.2,8.2.1 ГОСТ Р ИСО 9001-2008.Основной целью процесса ОП1 является получение соответствующей информации, ее регистрация, обработка и передача в соответствующие службы представительного органа власти для применения в законодательной деятельности и принятия решений.
2 стадия: Определение значимых для общества целей законодательной деятельности.
Для осуществления этой стадии необходим процесс ПУ «Управление деятельностью представительного органа власти», требования к которому содержатся в разделах 5, 8.2.2, 8.2.3, 8.4, 8.5 ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Основным результатом этого процесса должны быть Политика в области качества законодательной деятельности и задачи в области законодательной деятельности на определенный период времени.
3 стадия: Постановка конкретных задач законодательной деятельности по отдельным направлениям.
Для осуществления этой стадии необходим процесс ОП2 «Планирование законодательной деятельности», требования к которому содержатся в разделе 7.1 ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Основным результатом этого процесса является план работы представительного органа власти
4 стадия: Выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий предлагаемых законодательных решений.
Для осуществления этой стадии необходим процесс ОП3 «Разработка и экспертиза законов и правовых актов», требования к которому содержатся в разделе 7.3 ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Основной целью этого процесса является разработка проектов законов и правовых актов с обоснованием их цели, места в системе действующего законодательства, прогноза социально-экономических и других последствий их принятия.
5 стадия: Рассмотрение различных вариантов решений, выбор наиболее приемлемого предложения и его принятие.
Для осуществления этой стадии необходим процесс ОП4 «Законодательный процесс», требования к которому содержатся в разделах 7.5, 8.2.4, 8.3 ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Основной целью этого процесса является принятие закона, отвечающего требованиям времени (социальной, экономической, политической обстановке).
После процесса ОП4 выполняется регламентный процесс ОП5. «Учет, оформление, тиражирование, хранение и контроль исполнения законов», требования к которому содержатся в разделе 7.5.5 ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Основная цель этого процесса - доведение до заинтересованных юридических и физических лиц принятых законов и правовых актов.
6 стадия: Контроль и анализ результатов реализации законодательных решений.
Для осуществления этой стадии применяется процесс ОП1, с помощью которого представительный орган власти получает информацию о результативности принятия законов. Данная информация используется в процессах ПУ «Управление деятельностью представительного органа власти» и ОП2 «Планирование законодательной деятельности».
Кроме перечисленных основных процессов, составляющих основу законодательной деятельности, в системе управления качеством должны функционировать обеспечивающие процессы, цель которых создать благоприятные условия для выполнения основных процессов. К таким процессам, в первую очередь, относится процесс ВП1 «Управление документацией», требования к которому содержатся в разделе 4.2 ГОСТ Р ИСО 9001-2008.Основная цель этого процесса – обеспечение документооборота представительного органа власти.
Необходимым условием эффективного осуществления законодательной деятельности является полное использование компетентности депутатов и сотрудников аппарата представительного органа власти, для чего необходим процесс ВП2 «Управление кадрами», требования к которому приведены в разделе 6.2 ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Основной целью этого процесса является обеспечение осведомленности и компетентности сотрудников представительного органа власти.
Для организации работы представительного органа власти требуется соответствующая инфраструктура, создание которой является целью процесса ВП3 «Финансово – хозяйственное обеспечение». Требования к этому процессу содержатся в разделах 6.3;6.4;7.4;7.6 ГОСТ Р ИСО 9001-2008.
Схема взаимосвязи процессов СМК законодательной деятельности представительного органа власти приведена на рисунке 1, на примере Законодательного Собрания Владимирской области.
Р
Отдел по взаимодействию с общественными организациями ОП1
ис. 1. Схема взаимосвязи процессов системы управления качеством законодательной деятельности представительного органа власти
Учитывая нормативно- правовую направленность деятельности представительного органа власти, управление документацией имеет особое значение для информационного обеспечения деятельности представительного органа власти. Требования к управлению документацией системы управления качеством приведены в разделе 4.2 ГОСТ Р ИСО 9001-2008.Документация системы управления качеством должна включать:
а) документально оформленные заявления о политике и целях в области качества;
б) руководство по качеству;
в) документированные процедуры, требуемые настоящим стандартом;
г) документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими; а также записи.
Перечень обязательных документированных процедур системы управления качеством по ГОСТ Р ИСО 9001-2008:
а) управление документацией;
б) управление записями;
в) внутренние аудиты;
г) управление несоответствиями;
д) организация корректирующих и предупреждающих действий.
Для компьютеризации управления документацией системы управления качеством представительного органа власти разработана программа, предназначенная для распределения документов по соответствующим разделам стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Распределение документов по разделам стандарта осуществляется по классификации, приведенной на рисунке 2. Приведенная классификация позволяет адаптировать требования ИСО 9001 к условиям осуществления законодательной деятельности.
Рис. 2. Классификация документации системы менеджмента качества Законодательного Собрания Владимирской области в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2008
Программа позволяет классифицировать документы и компьютеризировать управление документацией системы управления качеством. Заполнение всех разделов приведенной классификации дает возможность сформировать руководство по качеству законодательной деятельности представительного органа власти. С помощью программы можно осуществлять идентификацию документов, введение их в базу документов, подразделение их по видам, формирование списка документов.
ЗаключениеОсновные результаты представленной работы можно сформулировать следующим образом:
1.На основании анализа построения систем управления качеством в исполнительных органах государственной власти в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001-2008, существующих тенденций применения процессного и системного подходов при организации законодательной деятельности, а также требований к качеству законодательной деятельности, проведена адаптация требований ГОСТ Р ИСО 9001-2008 применительно к законодательной деятельности.
2.Определены типовые процессы, необходимые для организации и управления законодательной деятельностью, исходя из анализа основных стадий принятия решений в ходе законодательной деятельности. Разработана обобщенная схема взаимосвязи процессов системы управления качеством представительного органа власти.
3.Разработана компьютерная программа управления документацией системы управления качеством законодательной деятельности, позволяющая классифицировать документацию в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2008.
Список использованной литературы1. Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
2. Постановление Кабинета Министров Украины от 11.05.2006 №614 «Об утверждении программы введения систем управления качеством в исполнительной власти».
3. Маслов Д.М. Обзор методов оценки эффективности государственного управления// Стандарты и качество. -2007.-№7. – С. 76-80
4. Федоренко М.В. Повышение качества государственного управления – главная задача реформы аппарата исполнительной власти// Стандарты и качество.-2011.-№11. – С. 20-23.
5. Есипов А.В., Шадрин А.Д. Менеджмент качества межведомственной комиссии районной администрации города// Стандарты и качество.-2012, -№1. –С. 73-75.
6. Рыжов А.Б. Управление качеством законодательства в Нижегородской области// Стандарты и качество.-2006.-№3. – С. 38-41.