Целями процесса анализа СМК являются:
Оценка адекватности, пригодности и эффективности СМК, а также принятие необходимых предупреждающих и корректирующих мер для её улучшения;
Определение политики, целей и путей достижения этих целей для совершенствования СМК.
Анализ системы менеджмента качества начинается с того, что руководство организации принимает решение о проверке, в результате которой осуществляется сбор и анализ данных, полученных в результате обобщения информации, полученной согласно требованиям международного стандарта ISO.
Данные, необходимые для оценки деятельности предприятия:
Данные об удовлетворенности потребителей (анализ претензий, данные обратной свзяи с потребителем);
Состояние выполнения корректирующих действий;
Состояние выполнения предупреждающих действий;
Последующие действия, вытекающие из предыдущего анализа СМК;
Изменения, которые могут повлиять на СМК (в том числе изменения к действующим отраслевым стандартам);
Приложения по улучшению деятельности;
Результаты аудитов СМК;
Результаты оценки процессов СМК;
Мониторинг целей в области качества.
Проверка и анализ функционирования СМК проводятся, как правило, в начале каждого года на совещании по качеству с участием высшего руководства, руководителей процессов и главных специалистов. При этом анализируются итоги работ всех подразделений, входящих в СМК, проверяется актуальность и эффективность системы, соответствие её установленным требованиям, политике и целям в области качества.
По результатам проверки формируется окончательный вариант решения, на основании которого готовятся мероприятия по совершенствованию СМК.
Следует отметить, что многие российские организации уделяют недостаточное внимание мерам по усовершенствованию СМК, и как следствию повышения качества. Но нужно помнить, что повышение качества продукции предоставляет огромные возможности для развития организации. При этом невозможно повысить качество без того, чтобы не изменить к нему отношение на всех уровнях производственного процесса. Руководство компании, заинтересованное в развитии своей организации, должно принимать все необходимые меры по внедрению и постоянному улучшению СМК, независимо от размеров организации.