ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На человека постоянно воздействует масса самых различных раздражителей. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Что-то находится в поле ясного сознания, что-то осознается не вполне отчетливо, что-то – весьма смутно, а многое вообще не замечается. Из массы окружающих объектов – предметов и явлений – человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем.

Обучение в школе – сильнейший стимул для развития внимания. Внимание – одно из основных условий успешной учебной деятельности. В свою очередь невнимательность младших школьников – одна из наиболее распространенных причин сниженной успеваемости.

Внимание – один из основных компонентов познавательной деятельности, который приобретает особое значение в младшем школьном возрасте, когда только формируются основы учебной деятельности. Поэтому выбранная тема работы – «Диагностика и развитие внимания в младшем школьном возрасте» – является актуальной.

Проблема исследования: какие методы и приемы способствуют развитию внимания детей младшего школьного возраста?

Целью работы является исследование и развитие свойств внимания у учащихся младшего школьного возраста.

Объект – внимание младших школьников.

Предмет – особенности развития свойств внимания у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: развитие внимания младших школьников будет проходить эффективнее, если:

  • учитывать индивидуальные и возрастные особенности младших школьников;

  • включить в педагогический процесс систему заданий для развития концентрации, устойчивости, объема, распределения и переключения внимания;

  • при работе опираться на принцип постепенного перехода от простого к сложному.

Задачи:

1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме развития внимания младших школьников.

2. Выявить уровень развития свойств внимания младших школьников.

3. Апробировать систему дидактических игр для развития свойств внимания.

4. Провести повторный анализ свойств внимания младших школьников.

5. Проверить эффективность выбранной нами программы развития внимания.

Теоретическая основа исследования: Проблемы внимания, понимания физиологических объектов внимания рассматриваются в работах многих русских и зарубежных психологов и физиологов, например, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, Ю.Б.Дормашева, В.Я. Романова, Ю.Б. Гиппенрейтер и др.

Методы исследования:

  • теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы;

  • наблюдение;

  • тестирование;

  • эксперимент;

  • методы математико-статистической обработки результатов исследования.

Практическая значимость: результаты исследования и методика применения дидактической игры могут быть использованы для:

  • выстраивания стратегической программы педагогической, воспитательной работы, включающей в качестве необходимой составляющей деятельность, направленную на развитие внимания учащихся;

  • развития умения видеть те, связанные с особенностями внимания, проблемы – возрастные и индивидуальные, которые могут лежать в основе трудностей в поведении, усвоении учебного материала детьми разных возрастов, и делать из этого правильные выводы;

  • организации занятий, направленных на развитие внимания детей;

  • ведения грамотной консультативной работы с родителями по разъяснению возрастных особенностей внимания детей, особенностей внимания конкретных детей и организации правильной родительской помощи своему ребенку;

  • своевременного выявления детей с низким уровнем развития внимания и обеспечения правильного отношения к ним как в школе, так и в семье.

База исследования: экспериментальное исследование было проведено на базе МОУ СОШ №4 г.Шуи Ивановской области, в котором участвовало 30 детей младшего школьного возраста.

На констатирующем этапе эксперимента мы изучали уровень свойств внимания у школьников младших классов (30 учащихся). Для этого мы использовали следующие методики: «Запомни и расставь точки», «Корректурная проба», «Проставь значки», «Найди и вычеркни».

По итогам изучения объема внимания у детей младшего школьного возраста можно сделать следующие выводы: у большинства испытуемых (60 %) объем внимания находится на среднем уровне; низкий уровень развития объема внимания выявлен у 4 школьников; очень низкий уровень объема внимания – у 3 школьников.

Результаты диагностики по выявлению у младших школьников уровня концентрации внимания свидетельствует о том, что у детей преобладает средний уровень концентрации внимания (17 школьников – 56,6%); у 5 детей выявлен высокий уровень концентрации внимания; у 8 учащихся концентрация внимания находится на низком и очень низком уровнях.

Результаты исследования диагностики переключения внимания у младших школьников таковы: 4 школьника имеют высокий уровень переключения внимания, что составляет 13,3 % от общего количества детей; у 20 учащихся выявлен средний уровень переключения внимания, что составляет 66,7%; у 4 школьников (13,3 %) обнаружен низкий уровень переключения внимания; 2 ученика (6,7%) показали очень низкий уровень переключения внимания.

По данным исследования уровня устойчивости внимания можно сделать вывод о том, что 70% обследуемых младших школьников (т.е. 21 человек) имеют устойчивое внимание; у 3 школьников (10 %) выявлен высокий уровень устойчивости внимания; низкий уровень устойчивости внимания показали 5 учеников (16,7%) и у 1 школьника выявлен очень низкий уровень устойчивости внимания.

На формирующем этапе эксперимента была разработана и реализована программа по развитию внимания, направленная на преодолении трудностей в развитии внимания у детей младшего школьного возраста.

Работа велась по двум направлениям:

1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.

2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

Выполнение некоторых заданий на развитие концентрации внимания представляли для детей трудность. Так, например, упражнение «Пальчик», заключалось в том, что младший школьник должен преодолеть внешнюю привлекательность других картинок и сосредоточить внимание только на той, которую назовет учитель. Так, в этой игре он учится управлять своим вниманием, что требует некоторых усилий. Но эти усилия вознаграждался тем, что ребенок получает найденную картинку в качестве награды за то, что он был внимательным.

Также известную трудность представляли задания на развитие объема внимания. В программе были использованы упражнения (например, «Найди животное») на развитие внимательности, быстроты распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Т.к. данные игры проводились одновременно со всеми детьми, то желание, азарт и приз победителю делали их еще более увлекательными.

Были использованы упражнения на выполнение двух дел одновременно. Подобными упражнениями формируется такое качество, как помехоустойчивость у ребенка.

Для тренировки переключения внимания использовались упражнения, имеющие в своей основе тест «Красно-черные таблицы».

Для выявления эффективности предлагаемой нами программы развития свойств внимания у детей младшего школьного возраста по окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный срез в экспериментальной группе. Контрольный этап эксперимента формально и содержательно повторял этап констатирующий. На основании результатов, полученных после проведения повторной диагностики, нами был сделан сравнительный анализ уровня развития внимания у младших школьников до проведения коррекционно-развивающей работы и после.

В ходе контрольного этапа эксперимента у детей, с которыми проводилась программа развития свойств внимания, улучшились показатели по следующим характеристикам: по уровню объема внимания; уровню концентрации внимания; уровню переключения и распределения внимания; уровню устойчивости внимания.

1. Уровень объема внимания у учащихся младших классов вырос:

на констатирующем этапе эксперимента у младших школьников наблюдался очень низкий уровень объема внимания у 5 школьников и низкий – у 2 школьников, на контрольном этапе эксперимента уровень объема внимания у 6 школьников вырос до среднего уровня; 1 школьник показал высокий уровень развития объема внимания.

2. Уровень концентрации внимания у младших школьников вырос:

на констатирующем этапе эксперимента у 2 учеников наблюдался очень низкий уровень концентрации внимания и у 5 учеников – низкий уровень концентрации внимания; на контрольном этапе эксперимента уровень объема внимания вырос до среднего уровня у 6 учащихся; 1 ученица показала высокий уровень концентрации внимания.

3. Уровень переключения и распределения у младших школьников вырос:

на констатирующем этапе эксперимента у 3 младших школьников наблюдался очень низкий и у 4 – низкий уровень переключения и распределения внимания; на контрольном этапе эксперимента эти 7 школьников показали средний уровень переключения и распределения внимания.

4. Уровень устойчивости внимания у младших школьников вырос:

на констатирующем этапе эксперимента у 2 школьников наблюдался очень низкий и у 5 – низкий уровень устойчивости внимания; на контрольном этапе эксперимента эти 7 школьников показали средний уровень устойчивости внимания.

На контрольном этапе эксперимента нами также были продиагностированы остальные учащиеся класса. По данным диагностики уровень внимания у контрольной группы остался на прежнем уровне.

Для того чтобы убедиться в том, что формирующий эксперимент удался, воспользуемся статистикой t-критерия Стьюдента. Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости, т.е. группы на статистически значимом уровне различаются между собой.

Показатели в экспериментальной группе увеличились по всем свойствам внимания (объём, концентрация, устойчивость, переключение, распределение), по развитию уровня которых мы судили о развитии внимания. Уровень развития внимания увеличился с низкого уровня по составляющим его свойствам при первичной диагностике до среднего – при контрольной диагностике. Данный факт позволяет нам сделать вывод о том, что выдвинутая нами в начале работы гипотеза полностью подтвердилась, и если учитывать индивидуальные и возрастные особенности младших школьников, включить в педагогический процесс систему заданий для развития концентрации, устойчивости, объема, распределения и переключения внимания, при работе опираться на принцип постепенного перехода от простого к сложному, то развитие внимания младших школьников будет проходить эффективнее.

Результаты экспериментальной работы позволяют говорить нам о том, что развитию внимания детей младшего школьного возраста способствуют, прежде всего, наглядные (показ иллюстраций, картинок, применение наглядных пособий, таблиц) и практические (устные и письменные упражнения и игровые элементы) методы. Для развития внимания эффективными приемами реализации этих методов являются: игровые приемы, показ с пояснением, корректурные задания, «рисованием по воздуху», упражнения по методике Мюнстербегра (например «Найди слоги»), упражнения на выполнения несколько дел одновременно и т.д.

Просмотров работы: 17166