ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Малютина А.С. 1
1Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Подростковый возраст психологи называют временем второго рождения личности, и в этом с ними нельзя не согласиться. Ни в один из всех прочих возрастных периодов человек не переживает столь бурного всплеска в своем развитии и столь масштабного изменения в своей личности.

Подростковый возраст – критический период в развитии ребенка, и именно в этот период ему как никогда нужна поддержка. На фоне глобальной гормональной перестройки организма происходит развитие всей сферы личности подростка. Изменения охватывают все стороны субъективного развития. Формируются центральные новообразования возраста, такие как абстрактное мышление, самосознание, половая идентификация, чувство взрослости, переоценка ценностей, автономная мораль, «Я-концепция».

Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является общение, но, как правильно, большинство подростков еще не вполне обладают коммуникативными умениями. Этот факт затрудняет общение, а, как нам известно, без реализации ведущего вида деятельности не могут возникнуть новообразования возраста, влияющие на дальнейшее успешное и безболезненное развитие.

Не умея общаться, подростки занимают позицию «не принятых» в коллективе сверстников. Поскольку сверстники – это тот круг, в котором человек реализуется именно в подростковом возрасте, постольку непринятие в этот круг негативно влияет на подростка – на его самооценку, на формирование «Я-концепции» и пр. В ситуации непринятия в коллектив подросток не может научиться общаться, а без умения общаться он не сможет войти в коллектив – получается замкнутый круг. Однако и обладание коммуникативными навыками и вхождение в круг сверстников важно для развития всех сторон личности подростка, а значит, в подобной ситуации ему нужна помощь со стороны. В первую очередь это – помощь и поддержка родителей дома, в школе же – помощь психологов и педагогов.

Однако многие подростки, попавшие в любую из выше обозначенных ситуаций или попавшие в другую – еще не названную, как правило, отказываются принимать помощь педагогов (т.к. это может усугубить их и без того сложное положение) и родителей (т.к. взрослые, по мнению самих подростков, не понимают их или же и вовсе действуют насильственно).

Чувство взрослости – как одно из новообразований, формирующихся у подростков, заключается в том, что, не став еще в полной мере самостоятельным и взрослым человеком, подростки стремятся к тому, чтобы их взрослость признавали и с их мнением считались. Так почему же не согласиться с этой позицией? И одним из аспектов этого негласного соглашения может быть не навязывание своей позиции подростку. Но помощь (а мы говорим о той ситуации, когда подростку нужна помощь) психолог должен оказать.

Ведь на самом деле подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый, а в связи с этой довольно шаткой позицией любая помощь и поддержка должна иметь ненавязчивый, ненасильственный характер.

И в этом ключе мы хотели бы предложить один из ненавязчивых, безопасных, безболезненных путей помощи подростку в плане формирования у него коммуникативных навыков и умений войти в коллектив сверстников. И путь этот – использование методов арт-терапии.

Арт-терапия – отмечает И.В.Сусанина - это метод изменения состояния сознания, эмоционального состояния человека посредством самостоятельной творческой деятельности, позволяющей выразить его эмоции и иные составляющие психики. [1, с 5.]

Подросток разными путями стремится к самовыражению – потому, что это способ понять себя, создать себя таким, каким он хотел бы стать. А самовыражение через творчество – один из наиболее высоких путей к познанию самого себя, и арт-терапия может его предложить. Предложить без лишнего упора на изучение тех или иных областей искусства, а через собственный опыт творчества и со-творчества в коллективе. Подростки часто бывают торопливы, им нужен результат здесь и сейчас, и они могут его получить.

Именно за счет работы с разными видами искусства (музыка, изобразительное искусство, театр и пр.) арт-терапевтические тренинги предпочтительнее других тренингов, направленных на развитие тех же коммуникативных умений, но идущих другими путями.

Итак, методы и средства арт-терапии поистине обширны, но мы хотели бы остановиться на тех, которые, на наш взгляд, были бы предпочтительны для работы с подростками и направлены, соответственно, на развитие коммуникативных умений и навыков. Также в ключе разных направлений арт-терапии мы хотели бы предложить примеры упражнений, которые могут быть использованы в арт-терапевтическом тренинге.

Музыкотерапия - это вид арт-психологии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях.

Одно из направлений музыкотерапии - музыкопсихотерапия решает задачи нормализации психоэмоционального состояния посредством выхода человека из отрицательных переживаний, наполнения его положительными эмоциями, реконструированием его эмоционального состояния, когнитивной сферы.

Активная музыкотерапия предполагает активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс, что приводит к разрешению внутреннего конфликта и, как следствие, к стабилизации психоэмоционального состояния, к регуляции функций организма. Активная музыкальная деятельность обеспечивает возможность выстроить «Я-концепцию» в музыкально-творческом проявлении.

Очень важно помнить о том, что невозможно развивать одну сторону личности, не влияя на остальные. Кроме того, для успешного развития коммуникативных умений подростка важно работать и на формирование его адекватной самооценки, положительного образа своего «Я», ведь эти факторы, сформированность которых является следствием успешной реализации ведущей деятельности периода, так же и ложатся в основу благополучного ее освоения, ведь структура личности неразрывна и взаимовлияние ее элементов очевидно.

Одно из упражнений музыкотерапии, которое может быть использовано в тренинге развития коммуникативных способностей для подростков, называется «Звучание моего друга». Суть упражнения в следующем: один из участников садится на стул в центре круга, а остальным предлагается объединиться в группу и при прослушивании отрывков мелодий определить, какая из мелодий подходит этому участнику и почему. Далее они высказывают свое мнение, после чего участник, для которого мелодия подбиралась соглашается или не соглашается с мнением коллектива и объясняет почему. После этого упражнение повторяется с другими участниками, в конце – рефлексия.

Следующий метод арт-терапии – имаготерапия (от лат. imago – образ). Основой этого метода является театрализация психотерапевтического процесса. Опирается на теоретические положения об образе, а также о единстве личности и образа. Задачи имаготерапии заключаются в укреплении и обогащении эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей, а также в воспитании способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций, а также способности выполнять роль, соответствующую течению событий, — принимать адекватный образ и «уходить» таким путем от деформированного образа своего «Я».

Упражнение «Мир перевоплощения» главным образом направлено на снятие мышечных зажимов (поэтому может включаться в упражнения «на разогрев» в начале тренинга) и развитие невербальных средств коммуникации. В этом упражнении сочетаются элементы музыкотерапии, имаготерапии, библиотерапии, изотерапии. Суть упражнения: учащимся предлагается поговорить на языках разных видов искусств. На каком языке говорит театр, балет, музыка, литература, изобразительное искусство? Чтобы это понять, нужно на языках этих видов искусства показать весну (возможен любой объект). По завершении упражнения проводится рефлексия – что удалось/не удалось, что было сложно?

Упражнения имаготерапии – одни из наиболее захватывающих в арт-терапии, и еще одно из них называется «Скульптор и глина». Суть: участники разбиваются на пары, в каждой паре один человек играет роль «скульптора», а второй – «глины». Задача скульптора вылепить из глины скульптуру, выражающую какое-либо эмоциональное состояние, делается это путем непосредственных физических воздействий на глину без использования слов. Задача глины – быть пластичной, податливой, максимально полно воплотить замысел скульптора. После окончания работы получившиеся скульптуры выставляются на всеобщее обозрение, а другие участники выдвигают гипотезы о том, что они выражают. Когда все гипотезы выслушаны, скульпторы делятся своим первоначальным творческим замыслом. По завершении - рефлексия.

Данное упражнение способствует развитию экспрессивности, умения выражать свои эмоции и чувства, развитию способности давать «обратную связь», эмпатии, направлено на развитие групповой сплоченности.

Изотерапия — лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

Направления:

1. Использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации пациентами;

2. Побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.

Изотерапия в плане упражнений с созданием самостоятельных работ может использоваться как проективная методика, которая позволит с другой стороны взглянуть на личность подростка и также - на те изменения, которые произошли, позволяя корректировать работу психолога в определенном направлении.

Одно из упражнений изотерапии называется «Протяни свою руку». Выкладывается ватман, каждый участник намазывает краской свою ладонь (краской, цвет которая импонирует в данный момент) и оставляет отпечаток своей ладони в том месте ватмана, в котором посчитает нужным. Обсуждение: где чья рука? Что побудило расположить ее именно на этом месте листа и раскрасить таким образом?

Данное упражнение направлено как на создание пространства для самовыражения учащихся, так и на рефлексию в отношениях между учащимися класса. Это упражнение предпочтительнее применять в завершении тренинга.

 

«Как оживить картину?»

Следующее упражнение, в котором сочетаются элементы изотерапии и имаготерапии - «Как оживить картину» направлено на снятие физических и эмоциональных зажимов, непосредственное развитие коммуникативных навыков, укрепление собственного «Я» подростка, развитие чувства самоценности. Суть: создаются группы по пять человек, каждой группе предлагается картина, в которой пять и более персонажей. Задача учеников – распределить роли в картине и проиграть сюжет, который, на их взгляд запечатлен в картине. Можно также предложить реквизит для соответствия образов, каждая группа проигрывает сценки. Затем – рефлексия: какие возникли сложности и почему.

 

Итак, нами были описаны три наиболее ярких направления арт-терапии, которые могут быть наиболее эффективными в работе с подростками для развития их коммуникативных способностей, умения войти в коллектив, а также, что немаловажно, направленные на формирование позитивной самооценки и отношения к собственному «Я». Кроме того, примеры упражнений, представленные нами, позволяют наглядно представить применение того или иного метода на практике.

Список литературы:

  1. Сусанина, И.В. Введение в арт-терапию. – М.: Когито-Центр, 2007. – 94 с.

Научный руководитель – канд. психологических наук, доцент Н.В. Басалаева

Просмотров работы: 7159