Компьютерное общение – это целесообразное взаимодействие реальных субъектов с неявными видами компьютерных субъектов, осуществляемое в компьютерной деятельности [1]. Виртуальное общение во многом повторяет реальное. Взаимодействие протекает в системе «человек – человек». Создается особое пространство (виртуальная реальность) со специфическим видом опосредованного общения, благодаря которому возникают новые нормы и связи в среде межличностных отношений. Виртуальное общение –средство коммуникации, при котором контакт между людьми опосредуется компьютерами, включенными в сеть, все взаимодействия осуществляются в пространстве виртуальной реальности [2].
В настоящее время большую часть аудитории Интернета составляют лица юношеского возраста от 18 до 24 лет. При этом отмечается, что число молодежи в сети Интернет растет быстрее, чем количество представителей других возрастных групп [6].
Наиболее значимы межличностные контакты в юношеском возрасте. В связи с поглощенностью настоящим и ориентацией в будущее общение в юности занимает огромное место в жизни и представляет самостоятельную ценность. Преобразования в общественной жизни существенно отражаются и на уровне коммуникативной культуры юношей. В силу специфичности деятельности в «онлайновых» коммуникативных ресурсах сети и отличия подобных коммуникаций от общения в «реале», деятельность юноши в чатах начинает приобретать бытийный характер [7].
В юности уровень требований к жизни завышен, из-за чего развивается негативизм в оценках, установка на отрицательную позицию в общении, поэтому юноши пытаются ограничить общение кругом доверенных лиц [5], для них характерно демонстративное увлечение модными в данный момент вещами, к которым можно отнести и компьютер. Специфичность деятельности юношей в виртуальной реальности может иметь следствием неадекватность восприятия реальных контактов и привести к деформации межличностных отношений. В виртуальном общении в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, а также коммуникативная компетентность человека, ее невербальная часть [4]. Опасность стать зависимым от Интернета подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются иногда единственным средством общения.
Причины возникновения интернет-зависимости часто связывают именно с особенностями общения. По данным К. Янг, 91% интернет-зависимых активно пользуются сервисами Интернет, связанными с общением [3].
Мотивом общения в Интернете является поиск новых знакомств с людьми по интересам, обретение друзей или единомышленников, удовлетворение потребности в эмоциональной поддержке и бесцензурном общении. В Интернет-сообществах можно наблюдать простейшее социальное состояние, которое «в противоположность нормативной, институционализированной сущности социальной структуры» характеризуется спонтанными и непосредственными взаимоотношениями между равноправными личностями, неразделяемыми по ролям и статусу. Интернет как способ подобной реализации уникален, но лишь одно это не может объяснить появление интернет-зависимости, должна присутствовать определенная личностная предрасположенность, что-то вроде «комплекса недостаточности», застенчивость, осознание внимания к своей персоне. Выявлены следующие личностные характеристики, затрудняющие общение: отчужденность, глубокая интровертированность, чрезмерная сенситивность [3]. Гармонично развитая личность обладает адекватной самооценкой, проявляющейся в переживаниях и поведении.
Под самооценкой подразумевается ценность, в формировании которой играют роль оценка результатов собственной деятельности, окружающих, а также соотношение реального и идеального представлений о себе. Таким образом, самооценка является когнитивно-конотативным конструктом личности, влияющим на успешность построения межличностных взаимоотношений.
Таким образом, в настоящее время большую часть аудитории Интернета составляют лица юношеского возраста от 18 до 24 лет. При этом отмечается, что число молодежи в сети Интернет растет быстрее, чем количество представителей других возрастных групп.
На сегодняшний день существует много различных точек зрения относительно психологических черт личности. В частности, одни авторы говорят о том, что свойства личности могут быть связаны с темпераментом индивида (Г. Айзенк и др.), другие указывают на связь с типичными приспособительными реакциями и социальными отношениями (Д. Мак-Клелланд, Г. Олпорт, Р. Стегнер и др.).
Интернет для юношей является тем пристанищем, где восполняется потребность в общении, затрудненная в реальности. Юность сензитивна к нравственной зрелости и установлению личностного статуса. Мотивом общения в Интернете является поиск новых знакомств с людьми по интересам, обретение друзей или единомышленников, удовлетворение потребности в эмоциональной поддержке и бесцензурном общении.
Сеть для юношей является тем пристанищем, где восполняется потребность в общении, затрудненная в реальности. Юность сензитивна к нравственной зрелости и установлению личностного статуса. Мотивом общения в Интернете является поиск новых знакомств с людьми по интересам, обретение друзей или единомышленников, удовлетворение потребности в эмоциональной поддержке и бесцензурном общении;
Специфичность деятельности юношей в виртуальной реальности может иметь следствием неадекватность восприятия реальных контактов и привести к деформации межличностных отношений. В виртуальном общении в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, а также коммуникативная компетентность человека, ее невербальная часть.
Рекомендации родителям по взаимодействию с Интернет-зависимыми детьми (18-25 лет).
В данном возрасте родителям часто уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернете они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, особенно важно строго соблюдать правила Интернет-безопасности – соглашение между родителями и детьми.
Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии сына или дочери и требуйте безусловного его выполнения. Укажите список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в Интернете, руководство по общению в Интернете (в том числе в чатах).
Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате.
Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.
Используйте средства блокирования нежелательного контакта как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
Настаивайте на том, чтобы сын или дочь никогда не встречались лично с друзьями из Интернета.
Объясните детям, чтобы они никогда не выдавали личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.
Обязуйте вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом.
Помогите им защититься от спама. Научите детей не выдавать в Интернете своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Арестова, О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский // Вестник МГУ. Серия ХIV. Психология. – №4, 1996. – С. 14-20.
Вишневский, Ю. Р. Социология молодежи / Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко. Учеб. пособие. : Екатеринбург, 1995. – 297 с.
Войскунский, А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А.Е Войскунский. Психол. журн. Т. 25.№1. 2004. – С. 90–100.
Жичкина, А. Взаимосвязь идентичности в Интернете пользователей юношеского возраста: автореф. дис. канд.психол. наук. М.: МГУ, 2002. 18 с.
Кон, И. С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. М. : 1979. 309 с.
Мониторинг российского Интернета // Группа Monitoring.ru – М : 1999–2001. URL:http://www.monitoring.ru/-produchts/internet/
Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных / А.Д. Наследов. Учебное пособие – 2-е изд, испр. и доп. – СПб. : Речь, 2006. – 586 с.