КОНФЛИКТ. СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

КОНФЛИКТ. СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать или немедленно разрешать. Конфликт чаще всего рассматривается как конкуренция в удовлетворении интересов.[6]

Конфликт также может рассматриваться как состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур. В этом определении М. Робер и Ф. Тильман указывают на современное понимание конфликта как позитивного явления.[1]

Дж. Фон Нейман и О. Моргенштейн определяют конфликт как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также с планированием целенаправленных действий.[2]

К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. В работах Левина рассматриваются внутриличностные и межличностные конфликты. С точки зрения ролевой теории под конфликтом понимается ситуация несовместимых ожиданий (требований), которым подвержена личность, играющая ту или иную роль в социальной и межличностной структуре. Обычно такие конфликты делятся на межролевые, внутриролевые и личностно-ролевые.[3]

В теории социального конфликта Л. Козера конфликт — это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками. Автор также отмечает позитивную функцию конфликтов — поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.[4]

Конфликты классифицируются:

Функциональные

По сферам жизни

По субъектам

По внутреннему содержанию

дезинтегративные

семейно-бытов.

личностные

рациональные

интегративные

экономические

межличностные

эмоциональные

А так же конфликты могут быть: политическими, межгрупповыми, трудовыми, международными.

Конфликты, несмотря на свою специфику и многообразие имеют в целом общие стадии протекания, стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм, стадию перехода потенциального конфликта в реальный или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов,· стадию конфликтных действий, стадию снятия или разрешения конфликта.

Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.

По У. Линкольну, положительное воздействие конфликта проявляется в следующем:

  1. конфликт ускоряет процесс самосознания;

  2. под его влиянием утверждается и подтверждается определенный набор ценностей;

  3. способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у других сходные интересы и они стремятся к тем же целям и результатам и поддерживают применение тех же средств — до такой степени, что возникают официальные и неофициальные союзы;

  4. приводит к объединению единомышленников;

  5. способствует разрядке и отодвигает на второй план другие, несущественные конфликты;

  6. способствует расстановке приоритетов;

  7. играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций;

  8. благодаря ему обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении, понимании, признании, поддержке, юридическом оформлении и разрешении;

  9. приводит к возникновению рабочих контактов с другими людьми и группами;

  10. благодаря ему стимулируется разработка систем справедливого предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими.

Отрицательное воздействие конфликта часто проявляется в следующем:

  1. конфликт представляет собой угрозу заявленным интересам сторон;

  2. он угрожает социальной системе, обеспечивающей равноправие и стабильность;

  3. препятствует быстрому осуществлению перемен;

  4. приводит к потере поддержки;

  5. ставит людей и организации в зависимость от публичных заявлений, от которых невозможно легко и быстро отказаться;

  6. вместо тщательно взвешенного ответа он ведет к быстрому действию;

  7. вследствие конфликта подрывается доверие сторон друг к другу;

  8. вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или даже стремится к нему;

  9. в результате конфликта подрывается процесс формирования союзов и коалиций;

  10. конфликт имеет тенденцию к углублению и расширению;

  11. конфликт в такой степени меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие интересы.

Какую ситуацию можно назвать конфликтной? На этот вопрос отвечает теорема Томаса: если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям, то есть конфликт становится реальностью тогда, когда он переживается как конфликт хотя бы одной из сторон.

Существует несколько способов или методов определения причин конфликтного поведения. В качестве примера рассмотрим один из них - метод картографии конфликта, разработанный Х.Корнелиусом и Ш.Фэйром.[5]. Суть его в следующем:

· определите проблему конфликта в общих чертах. Например, при конфликте из-за объема выполняемых работ составьте диаграмму распределения нагрузки, · выясните, кто вовлечен в конфликт (отдельные сотрудники, группы, отделы или организации);

В конфликтной ситуации или в общении с трудным человеком следует использовать такой подход, который в большей степени соответствовал бы конкретным обстоятельствам и при котором вы могли бы чувствовать себя наиболее комфортно.

Наилучшими советчиками в выборе оптимального подхода разрешения конфликта являются жизненный опыт и желание не осложнять ситуацию и не доводить человека до стресса. Можно, например, добиться компромисса, приспособиться к нуждам другого человека (особенно партнера или близкого человека); настойчиво добиваться осуществления своих истинных интересов в другом аспекте; уклониться от обсуждения конфликтного вопроса, если он не очень важен для вас; использовать стиль сотрудничества для удовлетворения наиболее важных интересов обеих сторон. Поэтому лучшим способом разрешения конфликтной ситуации является сознательный выбор оптимальной стратегии поведения.

Рассматривают следующие методы урегулирования конфликта:

  1. Избегание конфликта

  2. Переговоры

  3. Посредничество

  4. Откладывание

  5. Метод арбитража

  6. Сглаживание

  7. Метод скрытых действий

  8. Метод быстрого разрешения

  9. Метод компромисса

Литература:

  1. Рабер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и групп //Москва 1979.

  2. Дж. Фон Нейман, О. Моргенштерн//Теория игр и экономическое поведение //Наука 1970.

  3. Левин К. и др. Уровень притязаний. Психология личности. Тексты // Москва:МГУ,1982.

  4. Козер Л. Функции социального конфликта // Москва:1956.

  5. Корнелиус Х.,Фэйром Ш. Выиграть может каждый. Картография конфликта.// Москва:Стрингер 1992.

  6. http://ru.wikipedia.org

Просмотров работы: 4179