ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ ГВИНЕЙСКИХ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ ГВИНЕЙСКИХ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В каждом социуме как в современном, так и в более раннем существуют образцы поведения человека. Причём очень часто они носят гендерный характер. В любом обществе можно найти черты, приписываемые «идеальной» женщине и «идеальному» мужчине. Однако стоит отметить, что гендерные стереотипы могут значительно отличаться в различные исторические эпохи и у представителей различных культур.

Изначально в первобытном обществе не было полового разделения труда: занятия и обязанности у всех мужчин (за исключением шаманов) и у всех женщин были одинаковыми [3]. Но в дальнейшем, в различных культурах исторически наблюдалось неодинаковое отношение к труду и к конкретным занятиям в частности.

К примеру, Уильямс и Бест (Williams & Best, 1986) [цит. по: 2] предположили, что гендерные стереотипы стали появляться, а затем и развились как механизм для поддержания поло-ролевой дифференциации. Они считали, что роль каждого пола сложилась исторически.

Гендерные стереотипы обладают определёнными функциями. Используя стереотипы, общество минимизирует различия между людьми одного пола и в то же время максимизирует их между членами гетерогенных групп. Также благодаря гендерным стереотипам происходит социализация, так как людям задаётся образец поведения [1].

Сейчас с развитием коммуникации между представителями различных культур очень важно знать особенности их поведения. Это может помочь успешно и эффективно общаться с ними. Особой актуальностью обладают исследования социальных стереотипов в поликультурном образовательном пространстве многонациональных университетов, где обучаются и взаимодействуют представители разных стран и континентов.

Целью нашего исследования являлось выявление и сравнение основных гендерных стереотипов гвинейских девушек и юношей.

Гипотеза состояла в том, что представители каждого пола склонны более стереотипно описывать свой пол.

В исследовании участвовали 25 гвинейских девушек и 25 гвинейских юношей, все студенты РУДН и МИИТ в возрасте от 18 до 25 лет. Гвинея – африканское государство, расположенное на берегу Атлантического океана. Столицей является Конакри. В основном жители исповедуют ислам.

Для выявления стереотипов использовалась методика «Семантический дифференциал» (СД), включавшая следующие шкалы: «логичность – интуитивность мышления», «абстрактность – конкретность мышления», «стремление к власти – подчинение», «коллективность – независимость», «сила воли – слабость воли», «пассивность – активность», «сдержанность – эмоциональность», «постоянство – непостоянство», «неверность – верность», «консерватизм – стремление ко всему новому», «упрямство – уступчивость», «боязнь старости – нет боязни старости», «грубость – чувствительность», «легкомысленность – серьезность и сосредоточенность». Первая характеристика является типично мужской, в то время как вторая является типично женской.

Испытуемым предлагалось по данным шкалам оценить себя, «типичную» женщину и «типичного» мужчину. При обработке оценки переводились в 7-бальную шкалу, причём, чем выше результат, тем он больше свидетельствует о проявлении маскулиности.

Методика позволила выяснить самовосприятие испытуемых, их представления о мужчинах и женщинах, тем самым определить насколько они соглашаются с социальными гендерными стереотипами, принятыми в обществе.

Гвинейские юноши в оценки самих себя (см. табл. 1) отметили такие типично мужские характеристики: логичность, независимость, конкретность, сила воли, активность. Однако из исследования видно, что им присущи такие типично женские черты, как постоянство, верность и боязнь старости.

«Типичной» женщине» (см. табл. 1) гвинейские юноши приписывают такие типично женские черты, как коллективность, боязнь старости, эмоциональность и такие мужские черты, как стремление к новому, упрямство, непостоянство и стремление к власти.

«Типичный» мужчина (см. табл. 1) в представлении гвинейских юношей обладает такими характеристиками, как логичность, стремление к власти, сила воли, активность. Гвинейские юноши приписывают мужчинам типичные женские черты: коллективность, постоянство и верность.

Таблица 1

Сводные оценки, полученные в группе гвинейских юношей (n=25) по методике СД

Шкалы СД

«Я»

«Типичная

женщина»

«Типичный мужчина»

Логичность – интуитивность мышления

5.88

3.48

5.72

Конкретность – абстрактность мышления

5.64

3.96

4.68

Стремление к власти – подчинение

5.20

4.24

5.36

Независимость – коллективность

4.72

1.28

3.76

Сила воли – слабость

5.96

3.8

5.64

Активность – пассивность

5.12

3.72

5.24

Сдержанность – эмоциональность

4.84

3.24

3.40

Непостоянство – постоянство

3.00

4.28

2.24

Неверность – верность

3.44

4.80

2.72

Стремление к новому – консерватизм

4.08

4.44

4.08

Упрямость – уступчивость

3.96

4.44

4.28

Нет боязни старости – боязнь старости

3.08

2.64

4.12

Грубость – чувствительность

3.88

4.00

4.52

Серьезность, сосредоточенность – легкомысленность

4.88

3.60

4.80

Стоит отметить, в описании самих себя юноши не всегда приписывают черты «типичного» мужчины, но чаще они всё-таки описывают себя схожими со стереотипами.

Гвинейские девушки при оценке самих себя (см. табл. 2) выделили следующие черты: верность, уступчивость, боязнь старости, чувствительность. Эти характеристики являются типично женскими, однако девушки выделяют в себе и типично мужские качества, а именно: конкретность мышления, активность, силу воли и сосредоточенность.

«Типичной» женщине» (см. табл. 2) гвинейские девушки приписывают такие типично женские характеристики как подчинение, слабость, боязнь старости и чувствительность, однако девушки считают, что типичной женщине присуще и мужские характеристики, такие как конкретность мышления, непостоянство и неверность.

Таблица 2

Сводные оценки, полученные в группе гвинейских девушек (n=25) по методике СД

Шкалы СД

«Я»

«Типичная

женщина»

«Типичный мужчина»

Логичность – интуитивность мышления

2.84

1.44

6.64

Конкретность – абстрактность мышления

5.96

6.32

4.76

Стремление к власти – подчинение

2.96

1.24

6.72

Независимость – коллективность

3.36

3.12

5.66

Сила воли – слабость

5.92

1.48

6.16

Активность – пассивность

5.56

1.28

6.40

Сдержанность – эмоциональность

1.92

3.52

1.20

Непостоянство – постоянство

3.60

5.44

2.48

Неверность – верность

2.72

4.72

1.76

Стремление к новому – консерватизм

4.84

3.16

5.72

Упрямость – уступчивость

1.92

2.56

4.72

Нет боязнистарости – боязнь старости

1.28

1.24

6.68

Грубость – чувствительность

2.32

1.20

6.72

Серьезность, сосредоточенность – легкомысленность

5.72

4.28

6.52

«Типичный» мужчина (см. табл. 2) в представлении гвинейских девушек обладает такими типично мужскими качествами, как логичность, стремление к власти, отсутствие боязни старости, грубость и сосредоточенность. Но они приписывают ему и типично женские характеристики: эмоциональность, верность и постоянство.

Из исследования видно, что гвинейские девушки не по всем критериям относят себя к «типичной» женщине. Они приписывают самим себе силу воли, в то время как женщинами дают такую характеристику, как слабость воли. Себя они описывают сдержанными в отличие от «типичных» женщин, которым свойственна эмоциональность.

Сравнивая данные, представленные в таблицах 1-2 можно сделать вывод, что как гвинейским юношам, так и гвинейским девушкам свойственна гендерная стереотипизация, причём как в оценке самих себя, так и в оценках «типичного» мужчины и «типичной» женщины. Однако представители различных полов не всегда сходятся в степени проявления того или иного гендерного стереотипа. Гипотеза исследования не подтвердилась, так как представители обоих полов описывают с приблизительно равной стереотипизацией свой и противоположный пол.

Перспективами исследования являются исследования стереотипов гвинейских юношей и девушек, проживающих на территории Гвинеи, и сравнение этих данных с данными гвинейских студентов, обучающихся в Москве. Также возможны проведения исследований российских студентов и сравнение их стереотипов со стереотипами гвинейских студентов.

Литература

1. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. – 1987. – №2.

2. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2001. – 320 с.

3. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством. – М.: Политиздат, 1984. – 272 с.

Просмотров работы: 1841