Ключевые слова: эргономика, психология, пользовательский интерфейс.
В наше время Интернет и Информационные Технологии играют огромную роль в жизни человека и являются важным фактором развития различных сфер жизни, в том числе и образования. Сегодня едва ли не каждое образовательное учреждение имеет свою страничку или целый сайт с информацией различного рода. Астраханский Государственный Университет не исключение. Он так же имеет свой сайт, содержащий информацию о преподавателях, контактах, истории вуза, студенческой жизни и прочем. Информация обширна и рассчитана на большой круг пользователей: преподавателей, аспирантов, студентов, абитуриентов и их родителей. Информация удобно разделена по разделам, так что каждый институт и факультет имеет свою страничку.
Качество предоставления информации и внешний вид интерфейса влияют на восприятие пользователями информации и на возникновение интереса к просматриваемой странице. В связи с этим был проведен анализ некоторых эргономических показателей страниц, посвященных работе факультета психологии.
Эргономика - наука, комплексно изучающая функциональные возможности человека (группы людей) в конкретных условиях его (их) деятельности, которая связана с использованием технических средств на производстве и в быту. Основной объект исследования эргономики - системы «человек-машина» [1].
Современная эргономика подразделяется на микроэргономику, мидиэргономику и макроэргономику.
Микроэргономика - исследование и проектирование систем "человек - машина". Сюда же включаются интерфейсы "человек-компьютер", как аппаратные интерфейсы, так и программные. Соответственно, "эргономика программного обеспечения" - это подраздел микроэргономики. Сюда же относятся системы "человек-компьютер-человек", "человек-компьютер-процесс", "человек - программа".
Мидиэргономика- исследование и проектирование систем "человек-коллектив", "коллектив-машина", "человек-сеть", "коллектив - организация". Мидиэргономика исследует взаимодействия на уровне рабочих мест и производственных задач.
Макроэргономика – исследование и проектирование систем «человек – социум, общество, государство», «организация - система организаций».
Вопрос, рассматриваемый в данной работе, относится к уровню микроэргономики.
В нашем исследовании мы проводили анализ трех страниц сайта АГУ: страницы факультета психологии, страницы психологической службы и страницы факультета педагогики, социальной работы и физической культуры.
В опросе принял участие 41 человек, студенты Астраханского Государственного Университета. Численный состав и специальности представлены в таблице 1.
Таблица 1
Специальность |
Курс |
Количество человек |
Практическая психология в образовании |
3 |
19 |
Педагогика и методика начального образования |
3 |
9 |
Психология |
1 |
13 |
В эргономике существует много различных критериев оценки интерфейса. В одной работе их невозможно охватить. Как отмечает Магазанник В.Д., с точки зрения эргономики самое важное при создании программных продуктов – создать такой пользовательский интерфейс, который сделает работу эффективной и производительной, а также обеспечит удовлетворенность пользователя от работы [2]. Субъективное удовлетворение, то есть соответствие интерфейса задачам пользователя – это один из основных обобщенных показателей эргономичности интерфейса. Для его оценки нами были выбраны частные эргономические показатели, такие как удобство пользования, информативность и цветовые сочетания.
Согласно результатам опроса, 90% студентов отметили удобство пользования страницей факультета психологии, но при этом информативность была оценена низко (лишь 49% опрошенных признали её удовлетворительной). Основные претензии были связаны с недостатком информации об истории факультета, с редким обновлением информации и наличием гиперссылок в нерабочем состоянии. Цветовое оформление этой страницы, так же оценено крайне низко (только 37% респондентов признали её удовлетворительной). Почти все пользователи высказали предложение более красочно и ярко оформить страницы, разнообразить их фотографиями. Страница психологической службы в целом была оценена довольно низко по всем показателям. Пользователи посчитали неудобным расположение на главной странице сайта АГУ ссылки на страничку психологической службы. Не смогли вообще найти эту страницу 25% опрошенных. Лишь 57% оценило её как удобную. Цветовые сочетания понравились только 28% студентов. Неудачные цветовые решения приводят к нечитабельности некоторых фрагментов текста. Также студенты отметили неудобство авторизации на странице службы и просмотр фотографий. Хотя и были рады увидеть расписание тренингов и обучающих семинаров. Предложения студентов по этой страничке были такие же, что для страниц факультета психологии: использовать более яркие цветовые решения и фотоотчеты о деятельности службы. Кроме того, прозвучало предложение по улучшению технической стороны работы службы (имеются некоторые неполадки с ссылками).
Страница факультета педагогики, социальной работы и физической культуры по результатам опроса получила достаточно высокие оценки по показателям удобства пользования и информативности. В то же время, цветовое оформление этой страницы было оценено удовлетворительным всего 41% студентов.
Общие сведения о результатах исследования представлены в таблице 2 и на рисунке 1.
Таблица 2
Количество студентов |
человек |
% |
Страница факультета психологии |
||
Удобство пользования |
37 |
90% |
Информативность |
20 |
49% |
Цветовые сочетания |
15 |
37% |
Страница психологической службы |
||
Удобство пользования |
24 |
57% |
Информативность |
24 |
57% |
Цветовые сочетания |
11 |
28% |
Страница факультета педагогики, социальной работы и физической культуры |
||
Удобство пользования |
40 |
98% |
Информативность |
32 |
78% |
Цветовые сочетания |
17 |
41% |
Рис.1.
Несомненно, качество интерфейса веб-страниц факультета психологии важно для развития жизни факультета, поскольку является его прямым отражением. Чтобы улучшить качество интерфейса, прежде всего, нужно отрегулировать техническую сторону работы интерфейса, следить за полнотой и своевременным обновлением информации. Так же необходимо быть внимательным в выборе цветового решения, оно должно быть уместным, гармоничным и не отвлекать от работы на веб-страницах.
Список литературы
Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 1. Серия: Труды Института психологии РАН. / под ред. В.А. Бодрова В.А., А.Л. Журавлева. –М.: Изд-во: Институт психологии РАН, 2009. -615с.
Магазанник В.Д. Человеко-компьютерное взаимодействие : Доп. УМО вузов по университетскому политехническому образованию в качестве учеб. пособ. для вузов по специальности "Эргономика" / В. Д. Магазанник, В. М. Львов. - Тверь : ООО "Триада", 2005. - 200 с.