ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребенка.

Основной причиной такого отставания, по мнению большинства исследователей таких как Т. А. Власова, И. Ф. Марковская, М. Н. Фишман, являются слабовыраженные органические поражения головного мозга.

Ряд зарубежных исследователей, в частности З. Тржесоглава, в качестве ведущих в характеристике личности дошкольников с задержкой психического развития выделяет слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, фамильярность по отношению к взрослому.[1]

При задержке психического развития И. И. Мамайчук отмечает, что у детей появляются нарушения в эмоциональной сфере: отсутствует живость и яркость эмоций, наблюдается склонность к эйфории, что внешне создает впечатление их жизнерадостности. [ 3]

Детям с ЗПР присущи такие эмоциональные нарушения, которые могут приводить к страхам, боязливости, тревожности, понижению настроения, что может приводить к трудностям обучения и социализации этих детей. Поэтому с детьми с задержкой психического развития необходимо проводить психопрофилактические мероприятия.

Понятие «профилактика»представляет собой активный поступательный процесс создания условий и формирования личных качеств, поддерживающих благополучие. Этот процесс призван способствовать: обеспечению безопасной и поддерживающей среды; доступу к информации, помощи в приобретении жизненных навыков. [2]

Наиболее эффективными способами профилактики являются: обеспечение возможности консультирования; обеспечение доступа к специализированным службам помощи.

Благодаря этому профилактику можно рассматривать как особый вид деятельности, который находится на стыке психологии, педагогики, социологии, медицины и информационных технологий.

Специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства является психологическая профилактика.

В психологической профилактике выделяют 3 уровня: 1 уровень - первичная профилактика, психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей; 2 уровень - вторичная профилактика, она направлена на так называемую группу риска, т.е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудности в учении и поведении. Основная ее задача - преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми; 3 уровень - третичная профилактика, внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами. Его основная задача - коррекция и преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными детьми, направленными к нему для специального изучения. [4]

Психологическая профилактика предполагает: 1) ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе; 2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях; 3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень. [3]

Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными детьми или группами детей, классами, возрастными параллелями, так и с воспитателями, учителями, родителями, другими взрослыми, которые оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка.

Особенностью психопрофилактики является тот факт, что она осуществляется по инициативе психолога.

Психопрофилактическая диагностика осуществляется в форме: систематического наблюдения за детьми в процессе взаимодействия с взрослыми, сверстниками и т.д; скрининг-обследования всех детей с использованием метода экспертных оценок с целью выявления детей группы «психологического риска» и заключения о необходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ним; устного и письменного опросов родителей и педагогов, знающих ребёнка с целью уточнения социальной и образовательной ситуации развития и ребенка, а также выявления факторов, определяющих его попадание в категорию детей группы «психологического риска».

Основными принципами психологической профилактики являются: принцип раннего вмешательства - ранним вмешательством считается вмешательство в психическое развитие ребенка в возрасте от рождения до 1 года, а ранняя профилактика включает также работу с родителями до появления ребенка на свет, этот принцип должен быть реализован в рекомендациях по формированию адаптационного потенциала ребенка, его эмоциональной устойчивости; принцип приоритетности психопрофилактических мероприятий - в оказании психологической помощи приоритет следует отдать профилактической работе с детьми, у которых нарушения в развитии еще наименее выражены, в соответствии с данным принципом профилактические мероприятия позволят овладеть ребёнку наиболее адаптивными способами эмоционального взаимодействия с окружающим; принцип компетентности - при соблюдении данного принципа психопрофилактические мероприятия для детей должны проводится под руководством специалиста, имеющим специальное психологическое образование. [5]

Различные психотерапевтические методики могут применяться в рамках всех видов психопрофилактики. Так, в составе первичной психопрофилактике работа со здоровыми детьми, оказавшимися в какой-либо психотравмирующей ситуации, вполне может полностью восстановить нормальное психическое состояние ребенка.

Применение психотерапии для предупреждения обострения психических расстройств является вторичной профилактикой – эти методы отличаются высокой эффективностью.

Наконец, в рамках третичной профилактики психических расстройств психотерапия применяется в составе комплексного лечения обострений психических нарушений, адаптации детей в обществе и подавления их агрессивности.[4]

Таким образом под психологической профилактикой понимается целенаправленная систематическая комплексная деятельность, направленная на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства, а именно: на выявление детей группы риска (в том числе по эмоциональному неблагополучию); на предупреждение возможных социально-психологических проблем у детей; на создание благоприятного эмоционально-психологического климата в семье, в детском коллективе и так далее.

Становится ясным, что психопрофилактическую работу необходимо начинать тогда, когда психологическая проблема еще не возникла и предупредить ее как возможную. Различные психотерапевтические методики могут применяться в рамках всех видов психопрофилактики и быть эффективными при профилактической работе с детьми с ЗПР.

Литература:

  1. Дети с задержкой психического развития / под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 2010

  2. Е.В. Соколова Психология детей с ЗПР, - М., 2012

  3. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – С-Пб,. 2012

4. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб., 2010

5. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2011.

Просмотров работы: 7291