Основной причиной такого отставания, по мнению большинства исследователей таких как Т. А. Власова, И. Ф. Марковская, М. Н. Фишман, являются слабовыраженные органические поражения головного мозга.
Ряд зарубежных исследователей, в частности З. Тржесоглава, в качестве ведущих в характеристике личности дошкольников с задержкой психического развития выделяет слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, фамильярность по отношению к взрослому.[1]
При задержке психического развития И. И. Мамайчук отмечает, что у детей появляются нарушения в эмоциональной сфере: отсутствует живость и яркость эмоций, наблюдается склонность к эйфории, что внешне создает впечатление их жизнерадостности. [ 3]
Детям с ЗПР присущи такие эмоциональные нарушения, которые могут приводить к страхам, боязливости, тревожности, понижению настроения, что может приводить к трудностям обучения и социализации этих детей. Поэтому с детьми с задержкой психического развития необходимо проводить психопрофилактические мероприятия.
Понятие «профилактика»представляет собой активный поступательный процесс создания условий и формирования личных качеств, поддерживающих благополучие. Этот процесс призван способствовать: обеспечению безопасной и поддерживающей среды; доступу к информации, помощи в приобретении жизненных навыков. [2]
Наиболее эффективными способами профилактики являются: обеспечение возможности консультирования; обеспечение доступа к специализированным службам помощи.
Благодаря этому профилактику можно рассматривать как особый вид деятельности, который находится на стыке психологии, педагогики, социологии, медицины и информационных технологий.
Специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства является психологическая профилактика.
В психологической профилактике выделяют 3 уровня: 1 уровень - первичная профилактика, психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей; 2 уровень - вторичная профилактика, она направлена на так называемую группу риска, т.е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудности в учении и поведении. Основная ее задача - преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми; 3 уровень - третичная профилактика, внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами. Его основная задача - коррекция и преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными детьми, направленными к нему для специального изучения. [4]
Психологическая профилактика предполагает: 1) ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе; 2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях; 3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень. [3]
Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными детьми или группами детей, классами, возрастными параллелями, так и с воспитателями, учителями, родителями, другими взрослыми, которые оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка.
Особенностью психопрофилактики является тот факт, что она осуществляется по инициативе психолога.
Психопрофилактическая диагностика осуществляется в форме: систематического наблюдения за детьми в процессе взаимодействия с взрослыми, сверстниками и т.д; скрининг-обследования всех детей с использованием метода экспертных оценок с целью выявления детей группы «психологического риска» и заключения о необходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ним; устного и письменного опросов родителей и педагогов, знающих ребёнка с целью уточнения социальной и образовательной ситуации развития и ребенка, а также выявления факторов, определяющих его попадание в категорию детей группы «психологического риска».
Основными принципами психологической профилактики являются: принцип раннего вмешательства - ранним вмешательством считается вмешательство в психическое развитие ребенка в возрасте от рождения до 1 года, а ранняя профилактика включает также работу с родителями до появления ребенка на свет, этот принцип должен быть реализован в рекомендациях по формированию адаптационного потенциала ребенка, его эмоциональной устойчивости; принцип приоритетности психопрофилактических мероприятий - в оказании психологической помощи приоритет следует отдать профилактической работе с детьми, у которых нарушения в развитии еще наименее выражены, в соответствии с данным принципом профилактические мероприятия позволят овладеть ребёнку наиболее адаптивными способами эмоционального взаимодействия с окружающим; принцип компетентности - при соблюдении данного принципа психопрофилактические мероприятия для детей должны проводится под руководством специалиста, имеющим специальное психологическое образование. [5]
Различные психотерапевтические методики могут применяться в рамках всех видов психопрофилактики. Так, в составе первичной психопрофилактике работа со здоровыми детьми, оказавшимися в какой-либо психотравмирующей ситуации, вполне может полностью восстановить нормальное психическое состояние ребенка.
Применение психотерапии для предупреждения обострения психических расстройств является вторичной профилактикой – эти методы отличаются высокой эффективностью.
Наконец, в рамках третичной профилактики психических расстройств психотерапия применяется в составе комплексного лечения обострений психических нарушений, адаптации детей в обществе и подавления их агрессивности.[4]
Таким образом под психологической профилактикой понимается целенаправленная систематическая комплексная деятельность, направленная на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства, а именно: на выявление детей группы риска (в том числе по эмоциональному неблагополучию); на предупреждение возможных социально-психологических проблем у детей; на создание благоприятного эмоционально-психологического климата в семье, в детском коллективе и так далее.
Становится ясным, что психопрофилактическую работу необходимо начинать тогда, когда психологическая проблема еще не возникла и предупредить ее как возможную. Различные психотерапевтические методики могут применяться в рамках всех видов психопрофилактики и быть эффективными при профилактической работе с детьми с ЗПР.
Литература:
Дети с задержкой психического развития / под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 2010
Е.В. Соколова Психология детей с ЗПР, - М., 2012
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – С-Пб,. 2012
4. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб., 2010
5. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2011.