ТОЛЕРАНТНОСТЬ МИГРАНТОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ТОЛЕРАНТНОСТЬ МИГРАНТОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Щукина К.Е., Сафонова Н., Николаев М.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный мир на сегодняшний день не мыслим без перемещения населения. Любое государство в той или иной мере испытывает влияние миграционных потоков. Трудовой миграцией, или миграцией рабочей силы является движение трудоспособного населения с целью трудоустройства и закрепления на определенной территории при достижении выгодных социально-экономических условий для представителей этносов, приезжающих на заработки. О.В. Щедрина отмечает, что одним из социальных последствий глобализации, сопровождающейся включением стран в глобальные информационные и финансовые потоки, являются миграционные перемещения, которые могут в короткие сроки изменить исторический социальный и этнокультурный облик населения государств [1].

Республика Саха (Якутия) - многонациональная и интернациональная республика. Внешняя экономическая благополучность, наличие богатых ископаемых, некоторая финансовая и сложившаяся этническая стабильность делает республику привлекательным не только для российских и международных инвестиций, но и привлекательным для мигрантов. В своей работе «Этнокультурная ситуация в Якутске», В.Б. Игнатьева подчеркивает, что в структуре миграционного обмена, как и прежде, численно преобладают регионы Российской Федерации, в основном из сопредельных с Республикой Саха территорий Восточной Сибири, Дальнего Востока, а также Западной Сибири и Урала. Кроме российских регионов, традиционными миграционными партнерами Якутии остаются бывшие республики СССР - Украина, Белоруссия, Молдова, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Армения, Азербайджан и др. Другой особенностью миграционного движения является рост миграции народов зарубежных стран, прежде всего, китайцев, корейцев и монголов [2].

По информации, предоставленной УФМС России по РС (Я), в 2010 году на миграционный учет было поставлено 42665 иностранных граждан и лиц без гражданства (в 2009 году – 38318). Из них по месту пребывания – 31171 (24704), по месту жительства – 2242 (1814), продление – 9252 (11800). При этом отмечается увеличение на 26,2% количества иностранных граждан и лиц без гражданства, поставленных на миграционный учет по месту пребывания, в том числе граждан, прибывших из стран ближнего зарубежья – 24501, из стран дальнего зарубежья – 6670. Таким образом, тенденция роста внешней (международной) миграции в Республике Саха (Якутия) продолжает сохраняться.

В показателях миграционного учета иностранных граждан одновременно наметилась тенденция в сторону увеличения миграции из дальнего зарубежья на 18,6% и миграционного притока из стран ближнего зарубежья - в 1,3 раза. Как и в предыдущих периодах, основную долю миграционного притока в республику составили мигранты из Кыргызстана – 25,1%, Таджикистана – 20,3%, Армении – 19,1% и Узбекистана – 14,3%. Дальнее зарубежье в основном представлено гражданами Китая, которые составляют 44,6% от общего числа иностранных граждан, прибывших в визовом порядке. На втором месте граждане Сербии, прибывшие на территорию Республики Саха (Якутия) с целью осуществления трудовой деятельности – 17,9%.

Показатели подтверждают, что со временем трудовой приток мигрантов будет только расти. Несомненно, что необходима гибкая государственная политика, регламентирующая все аспекты проблем, возникающих с мигрантопотоком – социально-экономических, финансовых и психологических.

Большой интерес для исследования представляют психологические составляющие озвученной проблемы. В данной статье рассматриваются определение толерантности у мигрантов - киргизов, которые проживают в городе Якутске.

Толерантность рассматривается нами как уважение и принятие прав человека другой культуры, свобода от предубеждений, предрассудков и дискриминации. Важно не только принятие прав, но и значимо создание условий для толерантного общества. Berry считает, что необходимо учесть три фактора: культурное разнообразие как наличие различий; социальное равноправие и чувство безопасности, основанное на равноправии и принятии разнообразия.

Студенты 2 курса Института зарубежной филологии и регионоведения в рамках дисциплины «Этнопсихология» провели исследование толерантности у представителей трех этнических групп: народа саха, русских и киргизов. Наибольший интерес для студентов представляли ответы выборки киргизов, так как в последнее время наблюдается существенный миграционный прирост в республику представителей именно этой этнической группы. Выбор студентами этноса киргизов также был объяснен тем, что их «легче найти, чем других мигрантов – армян и таджиков». Был использован экспресс опрос «Индекс толерантности» и интервью. Выборка составляла 60 человек. Мужчин- 35, женщин- 25.

Проведенный опрос вывялил следующие результаты. По итогам опроса все представители показали средний уровень толерантности. Такие результаты показали респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. Возможно, что в одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, а в других могут проявлять интолерантность.

На диаграмме 1 видно, что этнически толерантными являются 34% респондентов - это русские (37%). Якуты (31%) и показали наименее низкий уровень. Киргизы - (32%) Этот факт можно объяснить тем, что у русских более развиты навыки толерантного общения, чем у якутов и киргизов.

Диаграмма 1

Социальная толерантность, как шкала, которая позволяет исследовать толерантные проявления в отношении различных социальных групп, таких как сексуальные меньшинства, преступники, психически больных людей показало, что наиболее социально толерантны киргизы (37%), затем русские (29%) и якуты (34%) (см. Диаграмму 2). Возможно, что киргизы, в силу наименьшей адаптированности к сложившимся условиям, допускают возможность существования асоциальных проявлений. Якуты же, более нетерпимы к некоторым социальным процессам – особенно к проявлению сексуальных аномалий.

Диаграмма 2.

Шкала толерантность как черта личности определило, что как черта личности больше всего выступает у русских (37%), затем у киргизов (33%), затем у саха (30%) (см. Диаграмму 3). Полученный результат можно объяснить тем, что якуты, возможно, склонны в большинстве случаев определять другого человека на основе базовой социальной категоризации «свой-чужой», который проявляется как черта личности.

Диаграмма 3.

Таким образом, проведенное исследование уровня толерантности определило, что из представленных трех этнических групп наиболее толерантны русские. Наименее толерантны якуты. Киргизы, приспосабливаясь к сложившимся культурным нормам и условиям проживания в чужой республике, находят более приемлемые способы толерантного поведения.

Исследование, проведенное студентами в рамках дисциплины «Этнопсихология», выявило интересные факты при определении индекса толерантности у мигрантов как фактора адаптации в республике Саха (Якутия). Мы допускаем, что данная работа не может претендовать на полное раскрытие проблем толерантности. Миграция является неизбежным феноменом, с одной стороны, расширяющий этническую картину республики, а с другой стороны, вызывающий некоторое социальное и этнокультурное напряжение со стороны местного населения. Данная работа может быть расширена - актуально изучение новых форм отношений с мигрантами, изучение интолерантности, ассертивности, межэтнических конфликтов, гендерные составляющие проблемы и т.д.

Литература

1. Щедрина О.В.. Возможна ли мультикультурная модель интеграции мигрантов в России //Социологические исследования. 2004. №11

2. «Этнокультурная ситуация в Якутске» В.Б. Игнатьева, 2004. valerytishkov.ru

Просмотров работы: 2843