В психологии различают два вида агрессии: враждебную, которая проистекает из злости, а ее единственной целью является причинение вреда, и инструментальную, где причинение вреда является не самоцелью, а средством достижения какой-либо иной позитивной цели.
Иногда трудно провести различие между враждебной и инструментальной агрессией, и то. Что начинается с холодного расчета, может разжечь вражду. Агрессивное поведение связано с личным пониманием тем или другим человеком сущности агрессии, оценкой уровня агрессивности того или иного действия или поступка.
Существуют гендерные различия в понимании агрессии и агрессивного поведения. Традиционное понимание маскулинности – это сила, стремление к лидерству, властность, доминантность, авторитарность, что предполагает высокий уровень агрессивности, к тому же агрессия мужчин является более социально одобряемой и поддерживаемой. Феминность же традиционно связана с верностью, преданностью, мягкостью, доброжелательностью, терпимостью, что предполагает более низкий уровень женской агрессивности.
Однако, кроме традиционных гендерных стереотипов, в современном сознании существуют стереотипы феминности, складывавшиеся на протяжении последних лет, которые приписывают современной женщине как «мужские» черты личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, энергичность, готовность к соперничеству с мужчинами, чот предполагает более высокий, сопоставимый с мужским. Уровень агрессивности.
Мы провели исследование гендерных различий в понимании агрессии студентами КубГТУ. В ходе исследования юноши (15 испытуемых) и девушки (15 испытуемых) определяли личные рейтинги агрессии, оценивая, насколько агрессивным, с их точки зрения, является поведение людей в предлагаемых ситуациях. Всего было предложено 15 ситуаций, оценивались они по 5-балльной шкале.
По ряду ситуаций различий в личных рейтингах агрессии юношей и девушек выявлено не было. Так, средний балл 1 (поведение абсолютно неагрессивное) юношами и девушками было присвоено ситуациям «При игре в волейбол подающий ударяет другого игрока», «Разочарованный гражданин решает не голосовать». Ситуации «Человек случайно сталкивает с окна цветок, который падает прямо на прохожего» и «Учитель отчитывает ученика за плохое поведение» также были одинаково оценены юношами и девушками как минимальное проявление агрессии (средний балл 2). Можно сделать вывод, что наши испытуемые, независимо от пола, одинаково оценили ситуации, в которых агрессия не проявляется.
Более высокие личные рейтинги агрессии у девушек по сравнению с юношами были выявлены по следующим ситуациям: «мать шлёпает ребенка за плохое поведение» (соответственно 3 и 1,5 балла), «Тюремный надзиратель казнит преступника» (4 и 2 балла), «На войне во время атаки солдат застрелил вражеского солдата» (4 и 1,5 балла). Таким образом, девушки рассматривают физические наказания детей в семье как поведение более агрессивное, чем юноши, они больше склонны к пацифизму, больше сочувствуют приговорённому к казни преступнику. Даже такую ситуацию, как «Женщина убивает насильника», девушки оценили как более агрессивную, чем юноши.
Полученные нами данные говорят о том, что понимание агрессивности девушками и юношами ближе к традиционным гендерным стереотипам. В среднем личные рейтинги агрессии девушек на 2 балла превосходят результаты юношей.
Следует отметить, что эти результаты не полностью совпадают со стереотипами поведения современных девушек. Так, опрос, проведённый с испытуемыми-девушками, показал, что в большинстве своём они относят к социально одобряемому или нейтральному поведению женское курение и нецензурную брань. Тем не менее, можно с уверенностью констатировать, что такие традиционно женские черты личности, как терпимость, сочувствие, отзывчивость выражены у них достаточно полно.