К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В связи с особой воспитательной ролью семьи актуальным является исследования вопроса о максимизировании положительного и минимизировании отрицательного влияния семьи, в том числе неполной, на развивающуюся личность.

Семья является одним из главных институтов воспитания. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. В семье закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступления в школу он в значительной степени сформирован как личность.

Не секрет, что распад семьи ‒ острая проблема современного общества. По данным М.И. Буянова в общем числе неполных семей разводы составляют 34 %, смерть одного из родителей – 30%, случаи, когда родители считаются супругами, но один из них не живет постоянно в семье – 24%, незамужние женщины – 10%, и, наконец в 2% случаев причина не поддается выяснению [1].

По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей дошкольного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать.

Как показывают многочисленные исследования, жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Кроме материальных трудностей, с которыми сталкиваются одинокие родители, мать не в состоянии реализовать одновременно обе родительские позиции ‒ материнскую и отцовскую. Эти особые условия жизни ребенка отражаются на особенностях его личностного развития и влияют на всю дальнейшую жизнь (В.К. Мягер, А.М. Захаров, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, И.М. Марковская, В. Сатир, Ф. Райс, С. Минухин, А. Адлер, К. Роджерс и др.).

Семья, распадающаяся или неполная, неизбежно предстает перед нами как общественно «проблемная». В целом ряде исследований (А.И. Анциферова, Н.Н. Авдеева, К. Аронс, М.И. Буянов и др.) делается попытка показать, какое влияние оказывает «неполнота» семьи на развитие личности. Результаты далеко не однозначны и изучение предмета отнюдь не завершено. Этим, в частности, и обусловлена актуальность проводимого исследования.

Семья ‒ малая социальная группа, важнейшая форма, организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми и др., живущих вместе и ведущих общее хозяйство [2].

Неполная семья ‒ нуклеарная семья, в которой отсутствует один из супругов, и в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя [2]. Неполные семьи возникают в силу разных причин: смерти одного из родителей, рождения ребенка вне брака, расторжения брака либо раздельного проживания родителей.

Очевидно, что в монородительской (семья с одним родителем) семье основные функции семьи не могут реализовываться в полном объеме. Иными словами, существует ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым относятся социально – экономические, медицинские и психолого-педагогические.

Главный фактор, определяющий воспитательную неполноценность неполной семьи – морально-психологический. Последствия развода различны: среди них можно выделить гнев на родителей, страхи, повышенную тревожность, пониженный уровень притязаний, нарушения идентификации, одиночество, затруднения в следовании полоролевым моделям, соответствующим полу, обострение или возникновение психосоматических нарушений, ухудшение успеваемости и т.д. (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, И.С. Кон, В.С. Мухина и др.).

По мнению зарубежных исследователей (Дж. Макдермот, Дж. Валлерштейн и др.), наиболее острые переживания и соответствующие им последствия развода вызывают у детей дошкольного возраста, причем наиболее уязвим в разводе единственный ребенок.

Учитывая массовый характер такого явления как неполная семья, чрезвычайно важно выяснить какие устойчивые и закономерные последствия для развития личности ребенка имеет воспитание без отца.

Основываясь на положении о том, что рисуночные тесты являются одним из основных методов диагностики эмоционального состояния и личностных проблем ребенка мы предприняли сравнительный анализ результатов проективного теста «Рисунок семьи» в двух группах детей 5-7 лет, живущих в полных и неполных семьях. В исследовании приняли участие 43 дошкольника, из них 22 воспитывались в полных семьях (11 мальчиков и 11 девочек) и 21 в неполных (10 мальчиков и 11 девочек).

При анализе детских рисунков семьи рассматривались следующие параметры: эмоциональные характеристики рисунка, особенности изображения членов семьи, а так же семейного окружения, в котором ребенок изображает самого себя.

Полученные данные свидетельствуют о том, что эмоциональное состояние ребенка связано с полнотой его семьи: так, у детей из неполных семей показатели, свидетельствующие о хорошем эмоциональном состоянии, выражены менее ярко, чем у детей из полных семей. Важно отметить, что результаты девочек гораздо ближе к результатам их ровесниц из полных семей, а показатели мальчиков существенно отличаются от них.

Выявлены существенные различия между мальчиками и девочками из неполных семей в их отношении к близким взрослым. Во-первых, зафиксированы существенные различия в отношениях с матерью у мальчиков и девочек из неполных семей. Все использованные показатели (наличие фигуры, порядок ее изображения, степень прорисованности) свидетельствуют о более близких и позитивных отношениях с матерью у девочек, в то время как рисунки мальчиков демонстрируют достаточно напряженные и конфликтные отношения с матерью.

Во-вторых, обнаружены существенные различия в отношениях детей с отцом, хотя мальчики рисуют отца также часто, как девочки. Они чаще изображают его первым. Важно отметить, что изображение отца у подавляющего большинства мальчиков (в отличие от девочек) является контурным и схематичным. Это может говорить об особой значимости фигуры отца для многих мальчиков, о его явном присутствии во внутренней жизни ребенка. Но характер его изображения может свидетельствовать о том, что отец является не объектом эмоциональной привязанности, источником поддержки и уверенности, а скорее неким абстрактным символическим образом, недосягаемым и в то же время угрожающим.

В-третьих, девочки из неполных семей демонстрируют более тесную связь с бабушками, дедушками в отличие от мальчиков, где такая связь практически отсутствует. Эти данные свидетельствуют о том, что мальчики из неполных семей оказываются в довольно тяжелой ситуации эмоциональной изоляции.

На большинстве рисунков дети изображают себя в окружении родственников. Отсутствие Я-фигуры в обеих выборках наблюдается достаточно редко. Однако обращает на себя внимание тот факт, что у детей, растущих в неполных семьях, несколько чаще встречаются рисунки, на которых ребенок изображает одного себя. Причем эти расхождения наблюдаются только среди мальчиков (в рисунках мальчиков из неполных семей одинокая Я-фигура встречается почти в 2 раза чаще, чем в полных). Рисунки подобного типа могут свидетельствовать об отчуждении и переживании одиночества (В.П. Захаров, Г. Хаментаускас).

Рассматривая качественные особенности изображения Я-фигуры, не обнаружено существенных различий в величине Я-фигуры детей из полных и неполных семей (в обеих выборках дети рисуют себя примерно одного размера с остальными). Некоторые различия наблюдались в порядке изображения себя: дети из полных семей несколько чаще рисуют себя первыми (как мальчики, так и девочки), и реже – последними.

Следует отметить значительно более низкую прорисованность Я-фигуры у детей из неполных семей. Причем наиболее низкие показатели по этому параметру встречаются у мальчиков (только в 12 % случаев зафиксирована хорошая прорисованность изображения себя и в 34 % случаев – плохая, у девочек соответствующие данные – 41 и 49 %), что говорит о сниженной самооценке и негативном самоощущении ребенка из неполной семьи.

Таким образом, сравнительный анализ показателей рисунков детей выявил одну и ту же тенденцию, согласно которой дети, растущие в неполных семьях, имеют менее благоприятную картину эмоционально-личностной сферы в сравнении с их сверстниками из полных семей. Заметим, что особо уязвимую группу представляют мальчики, живущие с одинокой матерью. Для них в большей степени, чем для девочек, характерны сниженный эмоциональный тонус, трудности в общении, чувство одиночества и отверженности, негативное самоощущение.

Список использованных источников
  1. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1995. – 208 с.

  2. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М.: Мысль, 1987. – 352с.

Просмотров работы: 4613