ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения и познавательной деятельности школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

Уже долгое время одна из важнейших проблем дидактики: каким образом активизировать учащихся на уроке? Переломным по значению стало исследование М.Н. Кашина, выполненное в середине 1950-х гг., в котором автор выступил с критикой в адрес традиционного обучения. Особенно остро встал вопрос о пассивности учащихся в учебной работе. Опираясь на результаты почти 300-часового хронометража, М.Н. Кашин показал, что самостоятельная работа учащихся занимала лишь 10% времени, причем и эта работа состоял в основном из простого чтения учебника и выполнения тренировочных упражнений. Вдобавок к этому обнаружился курьезный факт: чем старше учащиеся, тем меньше использовалась их самостоятельная работа.

В настоящее время в российском образовании прослеживается упор на деятельностный подход. Леонтьев А.А. в своей статье «Что такое деятельностный подход в образовании» сказал: «Деятельностный подход в образовании – это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами, да и теоретическими особенностями».

Для реализации же данного подхода, да и вообще для осуществления образования в целом, необходима активизация учебной и познавательной деятельности учащихся.

В развитии интереса к учебному предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Наука может увлечь своей необычностью, с одной стороны, и узнаваемостью фактов с другой. Новое, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить даже сложный учебный материал. Однако без активной деятельности содержательный материал вызовет у учащихся только созерцательный интерес к предмету, который не сменится познавательной.

Психологами введен основной закон усвоения знаний: воспринять, осмыслить, применить и проверить результат.

Воспринять и усвоить учебный материал позволяет применение различных педагогических методов и приемов. Таковых на данный момент существует большое количество, нами же рассматриваются структурно-логические схемы в курсе школьной биологии, как составляющая успешной активизации учебной и познавательной деятельности учащихся среднего и старшего звена. Структурно-логические схемы, составленные самим учителем, или же совместно с учащимися дают возможность как воспринять, осмыслить изучаемый материал, так и проверить результат и применить знания на практике.

В последние годы все ярче проявляется проблема оптимальных способов структурирования учебного материала, она приобрела популярность среди психологов и педагогов.

Здесь значение имеет генерализация знаний, выделение из широкого круга сведений наиболее существенного, главного, обобщение и систематизация изученного на основе определённого теоретического положения, понятия или правила. Изучение материала укрупнёнными частями обеспечивает необходимое качество знаний – их полноту, глубину и прочность.

Благодаря «сжатию» программного материала представляется реальная возможность планировать систему разнотипных уроков. «Сжимается» учебный материал в различные схемы, лаконично и четко передающие содержание описуемого материала. Схемы, естественно, являются составляющим звеном приема схематизации, который мы рассмотрели в предыдущем пункте.

Опорно-логические схемы, по сути, являются одним из видов схематизации, а схематизация, в свою очередь, является методическим приемом моделирования.

Опорно-логические схемы могут иметь фрагментарный, эпизодический характер, охватывать небольшие объемы материала по биологии. Но чаще всего их построение связано с целой темой или даже разделом биологической науки. Структурно-логическая схема – один из способов, приёмов, которые помогают глубже осмыслить изучаемый материал.

Рассмотрим основные моменты в технологии сверстки учебной информации в виде опорно-логических схем. Прежде всего, обозначим общие теоретические положения. Теоретическую основу составляют процедуры сверстывания знаний формирования рациональных познавательных действий: генерализация знаний, объединение объектов, процессов, схем, рассуждений в целостную мыслительную конструкцию.

Опорно-логические схемы составляются с помощью опорных сигналов, представляющих собой ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение, способный мгновенно восстановить в памяти известную ранее и понятную информацию. Содержание учебного предмета раскрывается в учебнике, учебном пособии или конспекте урока, поэтому опорные сигналы могут даваться в виде линейной последовательности, которая определяется, как правило, логикой излагаемого в них материала.

Система опор представлена ключевыми словами и фразами, разнообразной аббревиатурой, рисунками, графиками, чертежами, формулами, условными знаками и другими способами кодирования. В связи с психологическими особенностями восприятия наглядного материала количество содержащихся в опорных сигналах знаков должно отвечать определенным требованиям: доступности усвоения, оригинальности оформления, эмоциональной насыщенности. Опорные сигналы позволяют наилучшим образом реализовать в обучении принцип крупноблочного введения теоретических знаний. Опорно-логические схемы должны соответствовать также принципу компактности, предполагающему графическое отображение изучаемой темы при небольшом числе опорных сигналов, и принципу системности, предполагающему упорядочение знаний учащихся на основе материальных (т.е. предметных) и формальных (т.е. логических) систем.

Можно выделить оптимальность и достоинства структурно-логических схем. Она оптимальна:

  1. С точки зрения восприятия: зрительное восприятие структурно-логических схем намного эффективнее за счёт чёткой структуры и смыслового содержания.

  2. С точки зрения воображения: структурно-логическая схема в воображении учащегося создаёт целостную картину изучаемого материала.

  3. С точки зрения памяти: структурно-логические схемы обеспечивают концентрацию внимания только на конкретных понятиях, что улучшает его долговременную память.

  4. С точки зрения представления: структурно-логическая схема даёт комплексное представление об изучаемом материале.

  5. С точки зрения мышления: структурно-логическая схема, активизируя различные виды мышления, обеспечивает осмысленное усвоение требуемого понятия.

Достоинства структурно-логических схем:

  1. Компактность – информация расположена на одном листе и структурирована по смысловым направлениям.

  2. Логичность – понятия взаимосвязаны между собой в строго логической последовательности.

  3. Информационная насыщенность – каждая структурно-логическая схема содержит большое количество информации, объём которой при обычном текстовом изложении занял бы до нескольких десятков страниц.

  4. Доходчивость – информация представлена в удобном для восприятия виде.

  5. Убедительность – логика подачи информации не даёт двусмысленной трактовки понятий.

  6. Лаконичность – структурно-логические схемы показывают суть понятия при оптимальной смысловой и информационной нагрузке.

  7. Универсальность – одно из главных достоинств структурно-логических схем, заключающееся в том, что данные схемы можно использовать при изучении различных тем по предмету.

Таким образом, мы можем дать определение структурно-логическим схемам.

Структурно-логические схемы – это оригинальный эффективный инструментарий для активизации всех познавательных способностей учащихся, к которым, в первую очередь, относятся восприятие, воображение, память, представление, мышление. Они обеспечивают единый системный подход к изучению и, самое главное, к осмыслению основных понятий, что очень важно при освоении нового опыта. Кроме того, с их помощью можно решить следующие задачи в учебной деятельности:

  1. Осмысленное усвоение понятий; получение осмысленных знаний.

  2. Развитие различных видов мышления.

  3. Повышение интеллектуально – творческого потенциала.

Эффективность применения структурно-логических схем в процессе обучения школьной биологии ярко проявилась во время прохождения мной преддипломной педагогической практики. Мною были проведены уроки в 10 классе, с биологическим профилем. Программа, по которой обучается данный класс, является более углубленной, нежели в классе с базовым уровнем обучения биологии. Для лучшего усвоения и конкретизации изучаемого материала мной были составлены структурно-логические схемы по различным темам раздела «Цитология». Благодаря структурно-логическим схемам мои ученики проявили хорошие знания по всему разделу и получили много положительных оценок на итоговом семинаре, так как структурно-логические схемы позволяют скомпоновать большой объем достаточно сложного материала и облегчить его восприятие и усвоение.

Просмотров работы: 8484