МОЖЕТ ЛИ КИТАЙ ПРЕТЕНДОВАТЬ НА СТАТУС «ГЛОБАЛЬНОЙ ДЕРЖАВЫ» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МОЖЕТ ЛИ КИТАЙ ПРЕТЕНДОВАТЬ НА СТАТУС «ГЛОБАЛЬНОЙ ДЕРЖАВЫ»

Наседкина М.А. 1, Колпакова Т.В. 1
1Забайкальский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе своего развития КНР очень много усилий прилагает для формирования благоприятного имиджа в мире, что проявляется в выборе глобализирующихся стратегий, концепций развития, участия в международном сотрудничестве, в проведении мирной внешней политики и др.

Сегодня во внешней политике КНР просматривается тенденция дальнейшего уменьшения роли и влияния традиционных принципов «большого развивающегося государства» и усиление глобальных элементов «Великой ответственной державы». Доминантой для нового китайского руководства остается необходимость сохранения стабильности как внутри страны, так и за ее пределами, что является условием дальнейшего реформирования и развития КНР [1].

Для формирования позитивного образа в мире в контексте неизбежного возвышения и усиления его влияния на трансформирующуюся систему международных отношений Китай проводит предложенную Ху Цзиньтао в июле 2009 г. политику мягкой силы. В рамках «мягкого взаимодействия» фактически происходит расширение культурного влияния КНР в мире [2, С.132].

Проецируя успехи внутренних реформ на динамику изменения облика Китая, многие в мире воспринимают КНР уже как состоявшуюся сверхдержаву либо как государство, которое в ближайшее время станет таковой. Отсюда – идеологические кампании по раздуванию так называемой китайской угрозы, периодически инициируемые в США, странах ЕС и, к сожалению, в отдельных российских СМИ. Независимо от степени готовности Китая к статусу «глобальной державы», главным приоритетом в его отношениях с внешним миром будет принцип сохранения стабильности и баланса, ухода от угрозы хаоса, чего бы это ему ни стоило.

Что касается степени и качества готовности к данному статусу – несмотря на огромную совокупную мощь и феноменальные достижения в реформировании экономики, КНР по ряду параметров социально-экономического развития пока не может и в ближайшем будущем не сможет выйти на уровень сверхдержавы. Это подтверждается рядом новейших политологических и экономических исследований в КНР, РФ и других странах.

В частности, исходя из уровня ВВП на душу населения Китай сегодня не входит даже в первую сотню государств мира. Лишь к 2020 г. КНР в рамках реализации доктрины создания общества «средней зажиточности» планирует радикально изменить этот параметр и подняться в мировом рейтинге.

Другой объективный критерий – военно-стратегический потенциал (число ядерных боеголовок, стратегических носителей, ядерных подводных лодок и пр.). По данному показателю Китай пока несопоставим с ведущими государствами мира, его потенциал на порядок меньше, чем у США и России. Вряд ли этот разрыв может быть ликвидирован в ближайшей перспективе (2012 – 2017 гг.).

Третий показатель, по которому Китай также значительно отстает, – уровень социальных стандартов жизни населения (пенсионная система, здравоохранение, пособия и пр.).

Однако это отставание не означает, что у Китая нет долговременной амбициозной задачи стать сверхдержавой. Наоборот, сегодняшние внутренние проблемы мотивируют его на их скорейшее решение. При этом в КНР понимают, что ни действующая американская, ни ушедшая в прошлое советская модели для страны не подходят. Как будет в будущем выглядеть великая китайская держава, сегодня точно не могут сказать ни в самом Китае, ни в других странах.

Список литературы

Внешняя политика Китая в глобальном и региональном измерениях. – Режим доступа: http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=4c408f27-e0a2-4b39-a08c-018156e18392 Абрамов В.А. Глобализирующийся Китай: грани социокультурного измерения. – М.: Восточная книга, 2010. – 240 с.
Просмотров работы: 2307