РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Морозова Ю.С. 1
1Магнитогорский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В широком спектре проблем гуманно-ориентированного образования центральное место отводится анализу межличностных отношений в педагогическом процессе, в управленческом взаимодействии.

Анализ современных нормативных документов, регламентирующих содержание профессиональной деятельности руководителя ДОУ, показывает, что нормативная база ориентирует руководителя на овладение средствами коммуникации и развитие определенных коммуникативных качеств.

Следовательно, сегодня растет потребность в руководителях, способных занять гуманную позицию по отношению к участникам образования, социальным партнерам, гармонизировать межличностные взаимоотношения, установить в учебно-воспитательном процессе атмосферу взаимопонимания, сотрудничества и сотворчества, реализуя свои профессиональные функции через верно созданную модель коммуникации, что выдвигает в разряд актуальных проблему повышения его коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.

Коммуникативная компетентность в управленческом общении требует от руководителя знания основных законов и правил межличностного взаимодействия, хорошей адаптивности и свободы владения всеми средствами общения, гибкости и адекватности в выборе психологических позиций, развитых коммуникативных способностей, умений и навыков. Коммуникативная компетентность руководителя выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной управленческой деятельности.

В общении с подчиненными руководителю необходимо умение найти правильное слово, правильный тон, верную «пристройку» к партнеру, чтобы стремление убедить в чем-либо достигло необходимой цели. Это предполагает, прежде всего, возможность для управленца дать точный социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации. Такой прогноз формируется в процессе анализа ситуации, в которой предстоит организовать общение, на уровнях:

а) коммуникативных установок партнеров (т. е. программы поведения личности в процессе общения);

б) включенности партнеров в систему межличностного взаимодействия;

в) эмоциональных оценок форм общения.

При таком подходе к характеристике коммуникативной компетенции руководителя в ней отчетливо выделяются основные структурные составляющие: мотивационно – личностный компонент (мотивированная направленность на достижение успеха), эмоциональный (высокий уровень эмпатии; оптимальный уровень реактивной и личной тревожности), рефлексивный (адекватная самооценка в общении; рефлексия), поведенческий (активность и саморегуляция в общении).

Общекультурная коммуникативная компетентность позволяет руководителю дошкольного образовательного учреждения учитывать интересы и потребности всех участников коммуникативного взаимодействия в рамках норм и правил деловых отношений.

Профессиональная коммуникативная компетентность позволяет формулировать цель контакта, выстраивать тактику коммуникативного взаимодействия, определять собственную позицию и позицию участников ситуации общения, прогнозировать результат и анализировать полученные результаты.

Схему модели коммуникативной компетентности можно представить следующим образом.

Рис.1

Схема модели коммуникативной компетентности

Коммуникативная компетентность

общекультурная профессиональная

коммуникативная коммуникативная

компетентность компетентность

интерактивные

методы

обучения

эффективное коммуникативное поведение

цель тактика позиция в результат рефлек

контакта контакта контакте контакта сивный

анализ

Разработку модели развития коммуникативной компетентности руководителя дошкольного образовательного учреждения мы осуществляли на принципах, отражающих суть законов проектирования технических систем. Из всех принципов проектирования технических систем мы использовали следующие:

  1. полноты частей системы;

  2. поэтапного развития системы;

  3. динамизации;

  4. неравномерного развития частей системы и стремление системы к идеальности.

Определяя направление научного исследования, мы удерживаем позицию деятельностного подхода. Раскрывая социокультурный смысл профессиональной деятельности руководителя, мы понимаем, что коммуникативная деятельность, как составная и основная часть профессиональной деятельности формируется под воздействием факторов современных культурно-социальных явлений.

В ходе исследовательской работы нами были определены профессионально-функциональные знания, умения, навыки, качества, позволяющие сформировать нормативный и фактический уровень собственной персональной компетентности, определена совокупность методов и форм развития коммуникативной компетентности руководителя. Значимость проведенной работы можно обозначить тем, что обоснована необходимость развития коммуникативной компетентности руководителя в управлении дошкольным образовательным учреждением, апробированы методы и формы развития коммуникативной компетентности руководителя.

Таким образом, потребности системы дошкольного образования, социальный заказ, специфика учреждения определяют нормативный уровень коммуникативной компетентности руководителя в управлении дошкольным образовательным учреждением.

А также, эффективное управление доу и достижение педагогического результата деятельности доу обеспечиваются реализацией комплекса управленческих условий, адекватных современной образовательной ситуации.

Литература:

  1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебник – М.: ИНФА-М, 2006. – 294 с. – (Высшее образование).

  2. Макарова Л.В. Развитие профессиональной компетентности руководителя в управлении ДОУ//Практика управления ДОУ. – 2011 - № 2. – С. 39 – 42.

  3. Реан А.А. Психология личности. Социализация. Поведение. Общение: Современное учебно-практическое пособие. – СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2007. – 407 с. – (Психология – лучшее).

  4. Рождественская Н. Управленческая коммуникация//Народное образование. – 2001. - № 1. – С. 94-105.

  5. Руденко А.М. Управленческая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 345 с.

Просмотров работы: 8603