К ВОПРОСУ О СТУДЕНЧЕСКОМ ЛИДЕРСТВЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

К ВОПРОСУ О СТУДЕНЧЕСКОМ ЛИДЕРСТВЕ

Гачкова Ю.А. 1
1Магнитогорский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее десятилетие в высшей школе усиливается интерес к проблемам организации самоуправленческой деятельности будущих специалистов, что связано с общими процессами модернизации системы образования Российской Федерации. В сложившихся условиях сформировался

четкий социальный заказ на подготовку в системе высшего профессионального образования такого специалиста уровня квалификации, который обладает ярко выраженными организаторскими навыками, внутренним стремлением к социальной активности, способностью к длительной эмоциональной, волевой, интеллектуальной и физической напряженной работе ради достижения своих целей, способные предлагать нестандартные идеи и вести окружающих за собой.

Изучение и анализ отечественного и зарубежного опыта свидетельствует о том, что вовлечение студентов в общественную деятельность, в частности в деятельность организаций студенческого самоуправления, оказывает позитивное влияние на развитие у них качеств лидера и коммуникатора.

Исследовательский интерес к студенческому самоуправлению на протяжении всего XX века отличался определенной стабильностью.

Студенческое самоуправление как форма организации жизнедеятельности молодых людей, обучающихся в высших учебных заведениях, признавалось значимым и в условиях советской высшей школы. Значимой основой студенческого самоуправления этих лет выступала общественно-политическая деятельность. Основные недостатки этого периода в развитии самоуправления студенческой молодежи связаны с жесткой направленностью на формирование в сознании студентов коммунистических идеалов, недостаточным учетом важности индивидуальности, малым спектром форм общественной работы. Учитывая вышеперечисленные факторы, можно утверждать, что полноценного студенческого самоуправления, а тем более соуправления как такового не существовало.

Следующий этап развития высшего образования в России в эпоху перестройки характеризуется практическим уничтожением студенческого самоуправления и студенческих организаций как таковых, сознательным отказом от накопленного воспитательного опыта в сфере развития студенческих инициатив.

Сегодня в условиях возрождения и модернизации высшей школы сформировалась важная задача определения новых воспитательных ценностей, в том числе в области развития самоуправления студенческой молодежи.

Можно констатировать, что многие российские вузы проявляют довольно активное отношение к решению этой задачи, нарабатывая свой собственный оригинальный опыт, который, тем не менее, нуждается в обобщении и тщательном анализе.

Значимость задачи активного развития студенческой инициативы в рамках образовательного учреждения подтверждена и в ряде важных документов, принятых в последние годы в рамках управленческой деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации. Так, в главе III, ст. 16 Закона о высшем послевузовском и профессиональном образовании указывается, что студенты высших учебных заведений имеют право участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений. Опираясь на выделенное положение этого важного законодательного документа, можно говорить о реальности тенденции к расширению диапазона прав студенческой молодёжи в жизни вуза.

Однако, несмотря на правовую поддержку государства, при оценке опыта становления различных действующих форм студенческого самоуправления на местах, нетрудно заметить многочисленные проблемы, связанные с реальными полномочиями студенческих лидеров в решение вопросов управления вузом в сфере воспитательной работы.

Оценивая степень теоретической разработанности проблемы самоуправления учащейся молодежи в педагогической науке, нужно отметить, что она выступала объектом серьезного внимания на различных этапах становления отечественного образования.

Современные исследователи предложили ряд оригинальных концепций психологических основ развития школьного и студенческого самоуправления (В.М. Коротов, Л.И. Новикова, Л.И. Уманский, A.C. Чернышев, С.Т. Шацкий и др.) и подготовки актива (А.Н. Лутошкин, М.И. Рожков и др.), которые позволили успешно решать широкий спектр научно-практических задач: диагностики, прогнозирования и развития организаторских способностей личности, воспитания и обучения организаторов, педагогического стимулирования лидерства в детской среде. В ряде исследований специально анализировались вопросы воспитания студенческой, главным образом, вузовской молодежи (Н.Ф. Головатский, В.Т. Дмитриев, Л.Н. Лесохина, В.Т. Лисовский, Т.В. Шадрин и др.).

Проблемам формирования и развития студенческих коллективов, лидерских качеств у будущих педагогов посвящены исследования Л. М. Васильева, А. Э. Варчева, А. Ш. Гусейнов, М. Г. Гасанова, Н. Л. Диева, А. М. Муталимова, Т. Б. Старостина, Е. А. Усачева, А. А. Чуприна и др.

В настоящее время можно говорить о новом «всплеске» интереса и в теории и на практике к проблемам организации самоуправления учащейся молодежи во всех типах учебных заведений. Отражая новую образовательную политику, самоуправление в детских и студенческих молодежных коллективах сегодня расценивается как атрибут и сущностная характеристика демократически устроенных образовательных учреждений, в том числе учреждений высшего образования.

Уточнение новых концептуальных предпосылок, определение общих направлений, примерная программа, рекомендации, методики, технологии воспитания социально активной личности студента предложены авторским коллективом НИИ высшего образования (В.С.Кагерманьян, Л.И.Коханович, П.И.Бабочкин, Н.И.Кучер, Н.А.Маркова, Н.Ю.Синягина, И.В.Калиш).

Отдельные аспекты теории и методики развития студенческого самоуправления нашли отражение и в ряде других публикаций, большая часть из которых связана с описанием конкретного опыта того или иного вуза.

Изучение реального опыта в области развития студенческого самоуправления и соответствующих научных источников позволяет также установить, что весьма актуальным направлением его дальнейшего совершенствования следует считать обновление организационных форм реализации студенческой инициативы в современном вузе, адекватных новым социальным требованиям подготовки будущих специалистов, концепции гуманизации и демократизации образовательного процесса высшей школы и профилю профессиональной подготовки в ней.

Вместе с тем, как показывает анализ деятельности высших образовательных учреждений и обзор современных исследований по проблеме, посвященных, в основном, детским системам самоуправления, вопросы формирования лидерских качеств будущих специалистов требуют дальнейшего исследования. В частности, остаются не выявленными педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования лидерских качеств у студентов – членов студенческих обществ и объединений.

Рассматривая проблему формирования лидерских качеств у студентов, нельзя не заострить внимание на самом понятии студенческого лидерства.

Проблема лидерства достаточно полно изучена в философско-историческом (В.Ю. Большаков, Е.В. Осипова, В.В. Мшвениеридзе и др.), политическом (Г.А. Авцинова, Б.И. Кретов, Е.В. Кудряшова и др.), социально-психологическом (Т.А. Бендас, Д.В. Беспалов, М. Вебер, А.Л. Ершов, А.В. Петровский, И.А. Урмина и др.), экономическом (П. Друкер, Б. Гриффин, А.Т. Зуб, О.В. Лукашова, Д.У. Хант и др.) и технологическом (Дж. Адаир, А.Г. Золотова, О.Г. Сударева и др.) аспектах.

Однако, несмотря на огромное количество исследований в области лидерства, этот феномен остается одной из актуальнейших проблем современной науки, не позволяющий, на сегодняшний день дать ясное и однозначное определение. Отечественными психологами и педагогами внесен большой вклад в расширение и конкретизацию понятий «лидер», «лидерство», «лидерский потенциал», «лидерская креативность», «организаторские качества». Анализ научных источников показывает, что существует большое количество различных определений понятий «лидер», «лидерство», «лидерские качества», используемых в современной отечественной психолого-педагогической науке.

Тем не менее, проблеме студенческого лидерства посвящено крайне мало исследований. До сих пор нет системного знания относительно того, кто такие студенческие лидеры, откуда они приходят и каковы их отношения к многочисленным проблемам.

Анализ существующих источников позволяет сделать вывод о том, что современные исследователи склонны выделять студенческое лидерство как отдельный тип лидерства, совмещающий в себе черты и социального лидера, и политического, выполняющий следующие функции:

  • объединение студенчества

  • защита интересов студенчества

  • поддержка инициатив

  • организация деятельности студенчества

Выступая как объединитель студентов, студенческий лидер согласовывает различные интересы, объединяет их вокруг сформулированных им общих целей и ценностей, создает в группе дух взаимной доброжелательности, солидарности и сотрудничества, поддерживает непосредственную связь между студентами и администрацией ВУЗа, исполнительной и законодательной властью, органами местного самоуправления.

Выступая как защитник интересов студентов, лидер отстаивает, прежде всего, их социальные права, обобщает, выражает и доводит до сведения органов власти их требования, предлагает пути решения проблем, контролирует ход выполнения принятых решений и соблюдение законности, порядка и демократических принципов. Тем самым он служит гарантом справедливости, обеспечения прав и свобод личности и правовой защиты студентов.

Выступая как инициатор обновления, лидер должен своевременно замечать ростки нового и выступать инициатором обновления и развития общественной жизни.

Выступая как организатор, студенческий лидер организует действия людей в своей социальной группе или в обществе в целом, стимулирует их рациональное самоуправление. Находя и принимая оптимальные решения, он берет ответственность за их реализацию на себя и мобилизует людей на осуществление намеченных целей.

Представленный в теории портрет «идеального» студенческого лидера необходимо воспринимать критично при разработке воспитательных методов формирования лидерских качеств у студентов, учитывая реальное положение в каждом конкретном вузе.

Безусловно, процесс формирования лидерских качеств является сложным и противоречивым. Говоря о подготовки будущих специалистов с лидерскими способностями, необходимо принять во внимание тот факт, что эффективность процесса формирования лидерских качеств зависит напрямую от педагога-воспитателя. Педагогом-воспитателем в вузе выступает главным образом куратор, который должен знать об особенностях работы с лидерами, понимать феномен лидерства в современных условиях, должен уметь диагностировать лидерский потенциал воспитанника и организовать подготовку лидеров.

В связи со сказанным возникает необходимость в новых подходах к воспитанию молодых людей как организаторов собственной жизни, лидеров общественных инициатив. Эти подходы базируются на принципах, названных в проекте «Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации»: проектный подход, учет интересов и потребностей молодежи; приоритетное участие молодых граждан в разработке и реализации проектов государственной молодежной политики, взаимодействие государства, институтов гражданского общества и бизнеса, информационная открытость, измеряемость результатов. Среди названных в проекте форм деятельности значатся молодежные клубы, студенческие отряды, трудовые бригады, сезонные лагеря труда и отдыха, общественные работы молодежи, творческие профильные объединения, объединения добровольцев в оказании помощи людям др. Ставится задача внедрения форм и способов развития молодежного лидерства, включая формы специального образования, обеспечивающих формирование навыков эффективного лидерства и самоорганизации молодежи (лидерские школы, тренинговые программы, сборы, форумы и т.д.).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Белякова, Н.В. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах: дис. канд. психол. наук / Н.В. Белякова.- М., 2002. - 197 с.

  2. Викулина, М.А. Личностно ориентированная подготовка студентов в педагогическом вузе (основы теории) / М.А. Викулина. — Н. Новгород, 2000.- 136 с.

  3. Гапонюк З.Г. Психолого-педагогические условия формирования лидерских качеств студентов // Вестник университета (ГУУ). - 2008. - №5. - С.25-29

  4. Гуничева, Е. Л. Развитие лидерских качеств как фактор формирования системы студенческого самоуправления вуза / Е. Л. Гуничева // Сборник материалов Международной конференции «Образование и межнациональные отношения: теория и практика». - Ижевск: УДГУ, 2007. - С. 81-86

  5. Клименко, О.Е, Григорова В.К. Использование в работе с молодежью методики КТД как условия становления лидера /О Е Клименко, В К Григорова // Сборник научных трудов «Педагогика творчества» / Под ред В К Григоровой.- Хабаровск, 2002.- 125 с

  6. Кричевский, P.Л. Психология малых групп: теоретический и прикладной аспект / P.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. - М.: Изд-во МТУ, 1991.-206 с

  7. Павлова, O.A. Социально-педагогические условия реализации лидерского потенциала старших подростков во временных детских объединениях: дис. канд. пед. наук / O.A. Павлова. — Кострома, 2004. — 165 с.

  8. Солодилова, Т.В. Педагогическая поддержка студентов первого курса на этапе адаптации к обучению в вузе : автореф. дис. . канд. пед. наук / Т.В. Солодилова. — Ставрополь, 2003. - 26 с.

  9. Ханаева А.М. Возможности общественных объединений ВУЗа в формировании лидерских качеств будущих специалистов. // Современные научные исследования и инновации. – Октябрь, 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/10/17076

  10. Шиков, М.И. Студенческое самоуправление в системе социального исследования воспитательной среды вуза// Регион в условиях перехода к устойчивой модели развития современного российского общества: материалы межрегиональной научно-практической конференции: Брянск, 8-9 апреля 2004г./Под ред. В.В.Огневой, Т.С.Болховитиной. Ч. II. - Брянск, 2004.-0,2 п.л. (С. 244-246)

  11. Шафигуллина Н.Т. Школа студенческой инициативы в современном педвузе / Н.Т. Шафигуллина // Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Р.Ш.Маликова. - Казань: Изд-во Казанск.ун-та, 2004. - С.142-145

 

 

Просмотров работы: 4325