ИЗМЕНЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ В ХОДЕ ИППОТЕРАПИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИЗМЕНЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ В ХОДЕ ИППОТЕРАПИИ

Дворянинова А.А., Волобуева Е.И.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время здоровье детей-инвалидов в Российской Федерации продолжает оставаться серьезной медико-социальной проблемой. На 1 января 2011 г года в России насчитывалось более 15 млн. инвалидов, в том числе 541 тысячи детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих социальную пенсию (Орлова Г.Г с соавт., 2012).

В настоящее время около 10 млн. человек в России и 246 млн. человек в мире страдают сахарным диабетом (СД). К 2025 году прогнозируется увеличение этой цифры до 380 млн. СД I типа (инсулинозависимый) чаще развивается в детском и подростковом возрасте. Несмотря на внедрение современных технологий в практику терапии СД, вопросы компенсации нарушений углеводного обмена и предупреждения развития осложнений диабетаостаются актуальными. Умеренные и дозированные физические нагрузки входят в комплекс современного лечения СД, так как они повышают чувствительность тканей к инсулину, усиливая его действие (Ермакова Н.Н., 2009.).

В настоящее время усилился научный интерес к анималотерапии как к современной неинвазивной технологии реабилитации и, в силу объективных причин, он сосредоточен на использовании в лечебных целях лошади. Возникло и развивается новое направление – иппотерапия, применяемое в практике комплексной реабилитации детей-инвалидов в учреждениях различного типа и вида.

Распространение иппопедагогических и иппотерапевтических идей в образовательных и реабилитационных системах нашло отражение как в практической работе иппотерапевтических центров, так и в ряде научных исследований (Денисенко А.И.,Роберт Н.С.Сладкова Н.,Еланская В.Д. и т.д.).

При этом в России в теории и практике осуществления данных идей выявлено сочетание западных (терапевтических) и инновационных российских подходов (Устинова Е.В., 2012). Итоги применения различных иппотерапевтических программ свидетельствуют о комплексном их воздействии на развитие ребенка. Именно сочетание медицинской, психологической, педагогической и физической составляющей при применении метода иппотерапии, оказывая комплексное воздействие, позволяют достигать наиболее значимых результатов (Климова В.К. с соавт., 2012). Сравнительный анализ и обобщение опыта осуществления иппотерапевтических и иппопедагогических идей в России и за рубежом свидетельствуют о целесообразности использования их в современной практической работе с различными группами детей, имеющими различные заболевания. Наибольшая эффективность применения этих идей достигается при применении междисциплинарного подхода. Однако работ теоретического и методического плана в области иппотерапии в настоящее время недостаточно. В данном материале изложены результаты исследования, направленного на изучение изменений эмоционального состояния детей с отклонениями в состоянии здоровья под воздействием общения с лошадью (иппотерапии).

Организация и методы исследования. Группа респондентов в количестве 8 мальчиков и 10 девочек в возрасте от 7 до 12 лет с диагнозом компенсированная форма сахарного диабета первого типа исследовалась с помощью опросника САН до и после 30 - минутного катания на лошади на 5-ом занятии иппотерапией. Опросник САН - одна из методик, направленная на оперативную оценку самочувствия, активности и настроения человека. Анализировалась интегральная оценка теста. Занятия проводились на базе конно-спортивной школы НИУ БелГУ. Все дети не имели противопоказаний к занятиям иппотерапией. На каждом занятии они выполняли комплекс специально разработанных упражнений на идущей шагом лошади. Перед каждым занятием и после него у детей определяли концентрацию глюкозы в крови (показатель гликемии, ммоль/л) глюкометром One Touch Ultra фирмы Johnson & Johnson. Занятие не проводилось, если уровень сахара в крови был около 14 ммоль/л. В конце курса иппотерапии (10 занятий) был проведен устный опрос детей с целью выяснения привлекательности занятий иппотерапией.

Результаты исследования. При анализе полученных результатов установлено, что большинство девочек более эмоционально реагировали на общение с животным. Все показатели опросника САН в конце занятий у них превышали начальный уровень и были выше, чем у мальчиков. У двух девочек показатели активности практически не изменились, хотя отмечен рост других исследуемых показателей.

В тоже время у мальчиков диапазон изменений показателей был не так выражен, хотя наблюдалось увеличение значения интегрального показателя. У одного мальчика показатели были практически на одном уровне до и после занятия. Обобщенные данные оценки эмоционального состояния на основе показателей самочувствий, активности и настроений приведены на рисунке.

Из бесед с детьми и их родителями и опекунами следует, что встреча с лошадью и проведение занятий иппотерапией для детей оказывается предпочтительнее других реабилитационных технологий. Многие планируют продолжать занятия из-за существенного улучшения самочувствия, считая, что главное – это эмоциональная связь с лошадью, которая усиливает лечебный эффект.

Рис. Анализ результатов опросника САН у респондентов после общения с лошадью (по вертикали - оценка теста в баллах).

Обозначения: М1, Д1 - интегральная оценка теста у мальчиков (М) и девочек (Д) до эксперимента. М2, Д2 - интегральная оценка теста у мальчиков (М) и девочек (Д) после эксперимента.

По современным представлением, общение с таким крупным и сильным животным благотворно влияет на эмоциональный статус всадников, что повышает активность процессов самовосстановления организма. Некоторые родители отмечали, что доза вводимого инсулина после занятий снижалась.

Таким образом, занятия иппотерапией приводят к подъему эмоционального состояния у детей с заболеванием сахарным диабетом, что оказывает благоприятное воздействие на биохимические показатели крови. У девочек выраженность эмоциональных сдвигов выше, чем у мальчиков..

  1. Ермакова Н.Н. Фармакологическая регуляция функционирования прогениторных клеток при экспериментальном сахарном диабете. Автореферат канд. дис.- Томск: НЦ СО РАМН.- 2009.- 19 с.

  2. Климова В.К., Стрелкова Я.А., Климова. М.В., Хренова Т.И., Голдобина О.И. Оценка эффективности иппотерапии при физической реабилитации детей с сахарным диабетом. - Мат. V Межрегиональной конференции «Иппотерапия. Инвалидный конный спорт. Опыт и перспективы» - СПб: НФЛВЕ и КС, 2012.- С.20-24.

  3. Орлова Г.Г., Лукьянова И.Е, Денисенков А.И,. Дагаева А.А, Медико-социальная характеристика пациентов базового и других реабилитационных центров (РЦ) на основе ЛВЕ м ИКС в РФ.- Мат. V Межрегиональной конференции «Иппотерапия. Инвалидный конный спорт. Опыт и перспективы» - СПб: НФЛВЕ и КС, 2012.- С.6-14.

  4. Устинова Е. В. Анализ применения и перспективы развития иппотерапевтических и иппопедагогических идей в России и за рубежом,- Мат. V Межрегиональной конференции «Иппотерапия. Инвалидный конный спорт. Опыт и перспективы» - СПб: НФЛВЕ и КС, 2012.- С.14-20

Просмотров работы: 2763