ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТА (ДМИП) - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТА (ДМИП)

Адамский С.С. 1
1ФГБОУ ВПО ПГТА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мир меняется, постоянно изменяются стандарты и взгляды людей, и уже сегодня приоритетными являются совершенно иные технологии обучения, основанные на активности и интерактивности участников образовательного процесса.

Мотивация или стремление учащегося к обучению является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успешное овладение компетенциями. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии.

Каждый педагог хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ученика положительной мотивации к учебной деятельности. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Мы считаем, что для формирования положительной мотивации к процессу обучения необходима новая интерактивная технология обучения. Из этого положения вытекает проблема исследования: каково влияние дистанционного мультимедийного Интернет-проекта «Физика в рекламе» на формирование мотивации школьников к изучению физики?

Объект исследования: мотивация учебной деятельности школьников.

Предмет исследования: дистанционный мультимедийный Интернет-проект, как средство повышения мотивации учащихся к изучению дисциплин.

Цель работы: исследовать влияние использования ДМИП в учебном процессе на предмет повышения мотивации обучающихся к физике.

Задачи работы:

  1. Дать сущностную характеристику мотивации обучения.

  2. Разработать, описать и внедрить в процесс обучения школьников технологию дистанционного мультимедийного Интернет-проекта «Физика в рекламе».

  3. Исследовать влияние использования ДМИП на мотивацию школьников к изучению физики.

В соответствие с данной проблематикой была сформулирована следующая гипотеза: использование современной педагогической технологии ДМИП в процессе обучения позволит повысить мотивацию учащихся к изучению физики.

Существенное значение для исследуемой проблемы представляют положения отечественной психологии о закономерной смене возрастных этапов, о ведущих типах деятельности, о развитии на каждом возрастном этапе психологических новообразований, о психологических особенностях школьников (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов и др.). При этом особую важность приобретают исследования, раскрывающие разнообразные аспекты проблемы мотивации школьника (П.П. Калчев, А.Н. Леонтьев, М.В. Матюхина и др.)

В практике современной школы существует множество способов формирования мотивации учащихся, действующих по типу «кнута и пряника». Но основной их проблемой является то, что данные методы уже устарели и как средства повышения мотивации они в современной образовательной системе оказывают негативный эффект. Иными словами – необходим новый способ мотивирования к обучению с учётом реалий современного информационного общества.

Необходим иной подход и иная технология, позволяющая в полной мере использовать современные достижения в сфере информационных компьютерных технологий (ИКТ) для лучшего достижения образовательных целей.

Для определения влияния ДМИП «Физика в рекламе» на мотивацию школьников к изучению физики был проведен педагогический эксперимент. Цель проведения эксперимента заключается в проверке гипотезы исследования. В соответствии с целью были определены задачи педагогического эксперимента:

  1.  
    1. выявить исходный уровень мотивации школьников к изучению физики (констатирующий этап);

    2. апробировать ДМИП «Физика в рекламе» (формирующий этап);

    3. определить итоговый мотивации школьников к изучению физики (контрольно-оценочный этап).

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе общеобразовательных школ г. Пензы. Исследованием было охвачено 153 школьника.

Констатирующий этап исследовательского эксперимента

Для определения мотивации школьников на констатирующем этапе эксперимента нами были опрошены 153 школьника из общеобразовательных школ г. Пензы, подавших заявку на участие в ДМИП «Физика в рекламе». Исследование мотивации проводилось по методике Т.Д. Дубовицкой. Данная методика позволяет численно выявить показатель мотивации и её уровень у обучающихся (приложение 1).

Суть методики состоит в следующем: обучающимся раздаются анкеты, содержащие в себе 20 вопросов касательно изучения предмета. Респонденты анонимно отвечают на вопросы анкеты по типу «это высказывание относится ко мне или нет», после чего анкеты собираются и анализируются по определённой схеме.

Результатом анализа является целое число от 0 до 20, характеризующее уровень мотивации. Нами была разработана шкала уровней мотивации: низкий (0-4), средний (5-13) и высокий (14-20). В методике определены границы для выявления вида мотивации: ниже 10 баллов – внешняя мотивация, а свыше 10 – внутренняя.

Нами было опрошено 45 учащихся 7-х классов, 35 учащихся 8-ых классов, 37 учащихся 10-х классов и 36 учащихся 11-х классов школ г. Пензы.

По полученным данным были построены гистограммы с разбиением на классы:

Рисунок 1 – Анкетирование семиклассников на констатирующем этапе эксперимента

Рисунок 2 – Анкетирование десятиклассников на констатирующем этапе эксперимента

Рисунок 3 – Анкетирование одиннадцатиклассников на констатирующем этапе эксперимента

По горизонтали – номер вопроса, по вертикали – процент ответов от общего числа группы респондентов.

В результате проведённого исследования можно сделать вывод о сниженной мотивации школьников, т.к. респонденты часто давали негативные ответы на вопросы о заинтересованности в предмете, его изучении, а так же в выполнении учебных заданий.

При этом мотивация учащихся старших классов значительно ниже, чем у учащихся седьмых классов.

Рисунок 4 – Общая гистограмма мотивации школьников на констатирующем этапе

Констатирующий этап эксперимента выявил необходимость проведения работы по повышению мотивации школьников к изучению физики. В связи с этим нами была разработана технология дистанционного мультимедийного Интернет-проекта, которую можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности на любых учебных предметах.

Реализация технологии ДМИП

Дистанционный мультимедийный Интернет-Проект – это технология поэтапной организации учебной деятельности, использующая принцип удаленного взаимодействия его участников посредством сетевой коммуникации с применением современных информационных технологий.

ДМИП, как педагогическая технология, удовлетворяет основным методологическим требованиям – критериям технологичности, которыми являются:

1) концептуальность;

2) системность;

3) управляемость;

4) эффективность;

5) воспроизводимость.

Классификационные параметры ДМИП (по Г. К. Селевко):

  • по уровню применения: общепедагогическая;

  • по философской основе: гуманистическая;

  • по основному фактору развития: социогенная - с допущениями биогенного фактора;

  • по концепции усвоения: развивающая;

  • по ориентации на личностные структуры: технология саморазвития;

  • по характеру содержания: светская, профессионально-ориентированная

  • по типу управления: сочетание систем малых групп, компьютерного обучения и системы «консультант»;

  • по организационным формам: индивидуальные, групповые;

  • по подходу к ребенку: технология сотрудничества;

  • по преобладающему методу: саморазвивающего обучения;

  • по категории обучаемых: массовая.

Концепция ДМИП является многозадачной:

  •  
    • развитие интереса к предмету и науке;

    • формирование ключевых компетенций

    • формирование межпредметных связей;

    • совершенствование навыков работы с техническими средствами;

    • взаимодействие между учащимися различных образовательных учреждений (общение, обмен знаниями и опытом).

Организационные моменты мероприятия, проводимые дистанционно:

  • получение новостей Интернет-проекта;

  • получение участниками заданий;

  • представление участниками выполненных работ;

  • работа экспертного жюри;

  • общение и взаимодействие между участниками ДМИП.

Технология ДМИП включает в себя следующие этапы реализации:

I этап – подготовительный. Целью данного этапа является разработка положения ДМИП.

II этап – организационный. Цель данного этапа – включение учителей и учащихся общеобразовательных школ в реализацию ДМИП, формирование творческих коллективов учащихся во главе с научным руководителем и выбор ими тематики будущих проектных работ, регистрация участников на сайте ДМИП.

III этап – деятельностный. Цель: поэтапное выполнение проектной работы, включающее в себя создание мультимедийного продукта (аудио, видео, слайды, сайты, изображения и т.п.) и представление работы на сайте организатора ДМИП.

IV этап – итоговый. Целью его является выявление и поощрение лучших команд в рамках конкретного ДМИП, а также создание архива работ для использования учителями и учащимися общеобразовательных школ в процессе обучения.

Требования к реализации ДМИП:

  1. выбор тематики мероприятия;

  2. определение целей проведения ДМИП и задач, которые бы полностью реализовали их;

  3. определение основных принципов мероприятия;

  4. выбор целевой аудитории проекта;

  5. разработка списка требований к участникам проекта;

  6. подробная проработка порядка и правил проведения, сроков и этапов ДМИП;

  7. разработка списка требований к экспертному жюри проекта;

  8. разработка критериев и системы оценивания работ участников;

  9. организация работы проекта через дистанционные мультимедийные технологии, представляющие собой: Интернет-сайт/сервис, видео-конференция (телемост) и тому подобные средства и технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие участников;

  10. вовлечение в работу проекта субъектов образовательного процесса.

Технология ДМИП, успешно апробирована на дистанционном мультимедийном Интернет-проекте «Физика в рекламе».

Суть ДМИП «Физика в рекламе» в том, что учащиеся одной школы образуют собственное «рекламное агентство», целью которого является создать рекламный проект, связанный с физикой. Рекламные агентства разных школ соревнуются между собой в наиболее точном и красочном изложении физической теории, либо истории её открытия, что заставляет не только хорошо изучить рекламируемый ими закон, явление или биографию учёного, но и научиться технически грамотно и эстетично подать свой проект. Конкуренция в данном дистанционном проекте – это фактор, который формирует информационную и компьютерную грамотность учащихся и действительно проводит рекламу физики и ее законов, развивает интерес к данной науке.

Научные руководители творческих коллективов являются членами экспертного жюри и по завершению определённого этапа проведения мероприятия оценивают присланные работы через сайт организатора.

За всё время существования проекта аудитория растет и охватывает всё большее количество городов России (Пензенская область, Рязанская область, г. Иваново, республика Марий Эл). В проекте приняло участие более 90 команд общеобразовательных школ, которые представили на суд жюри более 400 работ (презентаций, видеороликов, Интернет-сайтов, рисунков и др.)

Таблица 1 – Статистика участников проекта

Сезон проекта (уч. годы)

Количество школ

Количество команд

Первый (2006-2007)

3

3

Второй (2007-2008)

19

21

Третий (2008-2009)

11

11

Четвертый (2009-2010)

12

14

Пятый (2010-2011)

11

13

Шестой (2011-2012)

19

22

Правила проведения ДМИП «Физика в рекламе»:

  1.  
    1. Каждое рекламное агентство работает над своим единым рекламным проектом.

    2. Каждое рекламное агентство придумывает себе название и девиз, делает эмблему, заполняет заявку и отсылает ее на адрес электронной почты организаторов. После регистрации участники получают ответное письмо на указанный адрес рекламного агентства с подтверждением участия и дополнительными инструкциями. Список агентств участвующих в проекте публикуется также и на сайте.

    3. Представители агентства регистрируются на сайте, заводят себе тему на форуме в соответствующем разделе, в которой размещают любую информацию о себе, там же происходит обсуждение работы агентства.

    4. Рекламное агентство не позднее установленных сроков предоставляет свои материалы на файлообменном сервисе и высылает ссылку на размещенный файл по специальной форме через сайт (или по электронной почте).

    5. Рекламный проект состоит из трёх частей: «Знакомьтесь – это МЫ!», «Великое открытие», интеллектуальный тур «Полёт мысли». Рассмотрим каждую часть в отдельности.

1) «Знакомьтесь – это МЫ!». На этом этапе должны быть отражены:

  • название, девиз, эмблема;

  • состав агентства;

  • ваш взгляд на проблемы современной физики.

Требования: это может быть видеоролик формата .avi, .mpg, .mp4, .mkv, .wmv, .flv, .mov и др. Это может быть демонстрация в форматах .swf, .fla, и т.п. Обязательно указать необходимые для воспроизведения кодеки и программы (в прикреплённом файле info.txt). Длительность просмотра не должна превышать 4 минут. Размер кадра для видео не менее 640x480 (за размер кадра меньше указанного снимаются баллы, а больший размер поощряется).

2) «Великое открытие». На этом этапе необходимо представить какое-либо открытие, ставшее, по мнению участников, значимым для современности и обосновать его выбор. Это может быть юмористический или серьезный ролик.

Требования:

  • разрешенные форматы .avi, .mpg, .mp4, .mkv, .wmv, .flv, .mov, .swf, .fla;

  • обязательно указать необходимые для воспроизведения кодеки и программы;

  • размер кадра видео не менее 640x480 (за размер кадра меньше указанного снимаются баллы, а больший размер поощряется);

  • длительность не более 4 минут.

3) Интеллектуальный тур «Полёт мысли». Данный этап состоит из нескольких заданий по физике творческого характера. Задания периодически, планомерно появляются на сайте по ходу всего проекта. Указываются сроки выполнения и максимальный балл задания. Ответы могут присылать любые участники проекта. Каждый приславший ответ указывает к какому агентству он относится. Это агентство и получит дополнительные баллы за правильный ответ.

  1.  
    1. Сроки окончания этапов сообщаются на сайте по мере проведения мероприятия.

Контрольно-оценочный этап опытно-экспериментальной работы

Для выявления влияния ДМИП на мотивацию школьников к изучению физики на контрольно-оценочном этапе исследования были снова опрошены 153 школьника.

Нами проведён анализ изменения ответов по каждому из вопросов каждой анкеты с разбиением респондентов на классы и были выявлены определённые положительные тенденции.

Для описания в контрольном этапе исследования мы выбрали две крайние по возрастам и уровням мотивации группы опрашиваемых, это 7-е классы и 11-е.

Рисунок 5 – Анкетирование семиклассников на контрольном этапе эксперимента

Рисунок 6 – Анкетирование одиннадцатиклассников на контрольном этапе эксперимента

У семиклассников отмечена благоприятная тенденция по 14-ти вопросам. Наиболее контрастные результаты получены по 3, 10, 17 и 18 вопросам, процентный рост благоприятных ответов по которым составил 100, 25, 29 и 100 процентов соответственно.

Отрицательный ответ на 3-й вопрос означает личную заинтересованность учащегося в использовании и изучении дополнительных источников информации по предмету

Отрицательный ответ на 10-й вопрос означает личную заинтересованность учащегося в самостоятельном выполнении учебных задач, а не под контролем учителя.

Положительный ответ на 17-й вопрос означает личную заинтересованность учащегося в изучении дисциплины в свободное от занятий время. Интересы и увлечения ученика пересекаются с изучаемой наукой.

Отрицательный ответ на 18-й вопрос означает отсутствие затруднений у учащегося в процессе обучения дисциплине.

У одиннадцатиклассников анализ ответов показал благоприятную тенденцию по всем 20 вопросам. Наиболее контрастные результаты получены по 1, 5, 7, 8, 11, 13, 14, 18, 20 вопросам, процентный рост благоприятных ответов по которым составил 38, 55, 48, 54, 51, 57, 43, 59 и 48 процентов соответственно.

Положительный ответ на 1-й вопрос означает, что учащийся видит шанс проявить свои способности и знания в данной области науки, а так же видит возможность лучше узнать много нового и интересного для себя.

Положительный ответ на 5-й вопрос означает, что трудности, возникающие при изучении дисциплины, делают её ещё интереснее. Учащиеся готовы преодолевать трудности по дисциплине.

Отрицательный ответ на 7-й вопрос означает понимание учащимися, для чего изучается тот или иной материал, готовность к изучению сложных теорий дисциплины.

Положительный ответ на 8-й вопрос означает личную готовность учащегося преодолевать трудности при изучении дисциплины.

Положительный ответ на 11-й вопрос означает стремление и готовность к дискуссии о материале, изучаемом на дисциплине.

Отрицательный ответ на 13-й вопрос означает заинтересованность у учащегося в выполнении заданий самостоятельно, не прибегая к списыванию у товарищей.

Положительный ответ на 14-й вопрос означает стремление учащегося к знаниям по данной дисциплине. Учащийся понимает, зачем ему нужны получаемые знания по предмету.

Отрицательный ответ на 18-й вопрос означает отсутствие затруднений у учащегося в процессе обучения дисциплине.

Отрицательный ответ на 20-й вопрос означает желание изучать данную дисциплину, а так же отсутствие непонимания «Зачем мне этот предмет?».

Оказалось, что во при использовании технологии ДМИП «Физика в рекламе», у учащихся значительно повысился уровень мотивации к изучению физики. У всех респондентов, опрошенных после проекта, тип мотивации оказался внутренним, а уровень её был от среднего до высокого.

Рисунок 7 – Сравнительная гистограмма мотивации школьников

Касательно общей мотивации к изучению физики у учащихся 7 класса эффективность проведения ДМИП малозаметна, т.к. их мотивация обуславливается новизной данного предмета. Однако, после участия порог высокого уровня мотивации был превышен.

Наиболее контрастные результаты получились у учащихся старших классов, у которых мотивация сводилась к банальному выполнению учебного плана ради положительной оценки, при этом, не имея ни малейшей заинтересованности в самом предмете. За время проведение ДМИП у 10 и 11 классов мотивация с внешней перешла на внутреннюю, что означает личную заинтересованность учащихся, а не навязывание науки преподавателем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема повышения мотивации очень остро стоит перед современным образовательным процессом. Так как информационная нагрузка на учащегося постоянно возрастает, повышается и утомляемость от её восприятия. Не исключением является и восприятие учебной информации. Поэтому для успешного усвоения новых знаний, а так же для их положительного эмоционального закрепления необходимо использовать инновационные методы и средства обучения.

В процессе исследования была разработана концепция дистанционных мультимедийных Интернет-проектов как одной из действенных технологий повышения мотивации обучающихся к предмету. По итогам работы получены следующие результаты:

  1. Разработана и теоретически обоснована технология ДМИП.

  2. Разработан и апробирован на практике ДМИП «Физика в рекламе».

  3. Доказана эффективность использования технологии ДМИП с точки зрения повышения мотивации.

  4. Разработан и запущен портал поддержки дистанционных проектов по различным предметам и направлениям в сети Интернет (http://ДМИП.рф), в рамках которого действуют проекты: ДМИП «Физика в рекламе», творческий проект «Поиск жизни во Вселенной», Открытый всероссийский конкурс детского творчества «Физика в рисунках».

Технология ДМИП была представлена на следующих научных мероприятиях:

  • конкурс грантов «Педагогическая инициатива», 2011 год, победитель;

  • выставка НТТМ ФГБОУ «ПГТА», 2012 год, победитель.

Список использованной литературы и источников
  1. Адамский С.С. Технология Дистанционного Мультимедийного Интернет-Проекта // Молодое поколение XXI века. Будущее России в руках молодёжи: сборник материалов III городской межвузовской научно-практической конференции. – Пенза, 2012 – С. 13-16.

  2. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2007. – 352 с.

  3. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2ч. Ч. 1 – М.: ВЛАДОС, 2009. – 288 с.

  4. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб, 1999.

  5. Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 2010. – 639 с.

  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1968. – 321с.

  7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р). Вестник образования. – 2002. – № 6.

  8. Берлайн Д.Е. Любознательность и поиск информации // Вопр. психологии. 1966. № 3.

  9. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – Москва: «Прогресс», 1988.

  10. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. – М., 1986. – 392 с.

  11. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=514760 – Исследования индивидуально-психологических особенностей мотивации учебной деятельности младших школьников.

  12. www.nsportal.ru – Социальная сеть работников образования «Наша сеть».

  13. http://минобрнауки.рф – сайт Министерства образования РФ.

  14. http://www.syntone.ru/library/news/content/2481.html – Педагогическая психология.

  15. www.ug.ru – Интернет-портал «Учительская газета».

  16. http://dmip.info – Интернет-портал дистанционных мультимедийных Интернет-проектов.

Приложение 1

Методика определения мотивации Т.Д. Дубовицкой

Журнал: Психологическая наука и образование (№2/2007)

Авторы: Дубовицкая Т.Д.

Рубрика: Психология образования

В данной статье описывается методика, разработанная автором для диагностики направленности мотивации изучения предмета, а также уровня развития данной мотивации. Автор предлагает несколько областей применения методики, а также способ ее интерпретации.

Фрагмент статьи

В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам (некоторые из которых могут оказаться либо устаревшими, либо невостребованными), а личность обучающегося, как будущего активного деятеля, обеспечивающего общественный прогресс, сохранение и развитие жизни на Земле и в космосе. Именно личность и индивидуальность человека с присущими ему характеристиками являются результатом образовательного процесса. При этом воспитание личности заключается прежде всего в развитии системы его потребностей и мотивов. Характер мотивации учения и особенности личности являются, по сути, показателями качества образования.

Фактор мотивации для успешной учебы сильнее, чем фактор интеллекта. Осознание высокой значимости мотива учения для успешной учебы привело к выделению принципа мотивационного обеспечения учебного процесса.

Среди разнообразных мотивов учения принято, в частности, выделять внешние и внутренние мотивы [3, 4, 5, 7]. Л.М. Фридман так характеризует их отличие: «Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности; если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними»

Мотив является внутренним, если он совпадает с целью деятельности. То есть в условиях учебной деятельности овладение содержанием учебного предмета выступает одновременно и мотивом, и целью.

Внутренние мотивы связаны с познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания. Овладение учебным материалом служит целью учения, которое в этом случае начинает носить характер учебной деятельности. Учащийся непосредственно включен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением собственной активности учащегося в процессе учебной деятельности.

Внешне мотивированной учебная деятельность становится при условии, что овладение содержанием учебного предмета служит не целью, а средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки (аттестата, диплома), стипендии, похвалы, признания товарищей, подчинение требованию учителя и др. При внешней мотивации знание не выступает целью учения, учащийся отчужден от процесса познания. Изучаемые предметы для учащегося не являются внутренне принятыми, внутренне мотивированными, а содержание учебных предметов не становится личностной ценностью.

Учитель, преподаватель, заинтересованный в повышении эффективности своей деятельности, естественно, обращает внимание на мотивацию учения и стремится к ее активизации и поддержанию на высоком уровне, но при этом он лишен методического инструментария, позволяющего определить наличный уровень мотивации учащихся и ее динамику при использовании различных форм, методов обучения, подбора содержания предмета.

В связи с этим автором статьи разработана методика диагностики направленности мотивации изучения предмета, которая может использоваться в образовательном процессе и служить основой повышения эффективности обучения.

Цель методики — выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.

Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.

Инструкция. Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:

  • верно – (+ +);

  • пожалуй, верно – (+);

  • пожалуй, неверно – (–);

  • неверно – (– –).

Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.

Благодарим за участие в опросе.

  1. Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

  2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

  3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

  4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).

  5. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.

  6. При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.

  7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.

  8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.

  9. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

  10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).

  11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

  12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.

  13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.

  14. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.

  15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.

  16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

  17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.

  18. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

  19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.

  20. Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).

Обработка результатов

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «Нет» — отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).

Ключ

Да

1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19

Нет

3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

Проверка надежности теста. Проверка надежности производилась на основе анализа 353 анкет, в которых испытуемые (учащиеся и студенты различных средне-специальных и высших учебных заведений г. Стерлитамака в возрасте 16—30 лет) выражали свое отношение к изучаемым предметам. Для вычисления надежности и точности применялась формула Рюлона; для вычисления коэффициентов надежности — согласованности целого теста использовались формула Спирмена-Брауна и формула Кронбаха [6]. Получены следующие показатели:

  • надежность и точность (по формуле Рюлона) составила 0,933;

  • надежность — согласованность составила 0,935 (по формуле Спирмена-Брауна) и 0,927 (по формуле Кронбаха).

Вычислены также следующие показатели:

  • медиана = 10;

  • стандартное отклонение = 6;

  • минимальное число баллов = 0;

  • максимальное число баллов =20.

Проверка валидности теста осуществлялась путем выделения двух контрастных групп предметов: 1) предметы, которые, по мнению самих учащихся (студентов), нравились, были интересны им; 2) предметы, которые явно не нравились учащимся (студентам), были им неинтересны. Обработке были подвергнуты ответы 50 испытуемых. Среднее арифметическое для первой группы составило 16,4, среднее квадратическое отклонение — 2,97; для второй группы среднее арифметическое составило 4,4; среднее квадратическое отклонение — 3,26. Значение t (критерий Стьюдента) значительно превысило однопроцентный уровень значимости, что свидетельствует о том, что разработанный тест в высокой степени характеризует то, для измерения чего он предназначен.

Анализ результатов. Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:

0-10 баллов – внешняя мотивация;

11-20 баллов – внутренняя мотивация.

Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:

0-5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации;

6-14 баллов – средний уровень внутренней мотивации;

15-20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации.

Внедрение и практическое использование.

Предложенная методика может использоваться:

1) для выяснения причин неуспеваемости учащихся;

2) для выявления категорий учащихся в зависимости от направленности мотивации изучения предмета (с доминированием внешней мотивации, доминированием внутренней мотивации и среднего типа);

3) для обеспечения психологического сопровождения учащихся в процессе обучения;

4) для исследования эффективности преподавания учебных дисциплин и поиска резервов его совершенствования;

5) в преподавании курсов педагогической психологии, педагогики и психодидактики в вузах и педагогических колледжах для практического знакомства студентов с различными видами мотивов учебной деятельности и поиска методов и приемов активизации мотивационной сферы учащихся.

Результаты исследования могут рассматриваться:

1) как показатель эффективности (качества) применяемой учителем методики (технологии) обучения (сравнение результатов исследования мотивации в контрольных и экспериментальных классах);

2) как показатель способности учителя активизировать мотивационную сферу учащихся (что может учитываться при проведении аттестации, конкурсов педагогического мастерства);

3) как основа для повышения эффективности педагогической деятельности и совершенствования педагогического мастерства.

Приложение 2 Положение о дистанционном мультимедийном Интернет-проекте «Физика в рекламе»

1. Цели, задачи, форма организации проекта, основные принципы, положенные в основу проекта

1.1. Цели:

1.1.1. Формирование научного мировоззрения и углубление знаний физических величин, законов, теорий.

1.1.2. Развитие интереса и популяризация физики среди учащихся образовательных учреждений и пользователей сети Интернет.

1.1.3. Совершенствование навыков владения современными информационными технологиями.

1.1.4. Усиление сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса различных образовательных учреждений.

1.1.5. Развитие творческих способностей учащихся.

1.2. Задачи:

1.2.1. Провести рекламную кампанию известного ученого.

1.2.2. Оформить свою работу, используя современные информационные технологии.

1.3. Форма организации проекта – дистанционное соревнование рекламных агентств (команд школ), осуществляемое посредством сети Интернет.

1.4. Основные принципы, лежащие в основе ДМИП «Физика в рекламе»:

1.4.1. Принцип научности. Содержание рекламной кампании должно быть основано на объективных научных фактах, теориях, законах, отражать современное состояние наук. Выполнение этого принципа отражается в правильном отборе материала, а также в использовании научного поиска и научных методов познания.

1.4.2. Принцип доступности и открытости. Содержание и представление информации должны быть понятными для всех, а доступ к работам на каждом этапе должен быть свободным.

1.4.3. Принцип наглядности. Главная цель проекта не в объяснении законов, явлений и процессов, а в том чтобы наглядно и интересно преподнести выбранную тематику, а также по возможности показать явления с различных сторон, новые области их применения.

1.4.4. Принцип компьютерной грамотности. Программное исполнение и реализация проектов рекламных агентств должно соответствовать хорошему уровню знания информационных технологий.

1.4.5. Принцип эргономичности и эстетичности. Любой продукт рекламного агентства должен соответствовать общепризнанным принципам эргономичности и эстетичности, т.е. не должен быть перегружен ненужными элементами, цветовые и звуковые решения не должны превышать психологический барьер среднестатистического человеческого восприятия. Ничего «лишнего», все «на своем месте», аккуратно и пропорционально.

2. Участники

2.1. Участниками проекта являются команды (рекламные агентства), состоящие из учащихся одной школы, увлекающихся физикой и компьютерными технологиями (возможны сборные команды учащихся разных школ, это

нужно указать в заявке и связаться с организаторами игры).

2.2. Команды формируются из учащихся 7 – 11 классов (школьная лига).

2.3. Каждая школа может создавать одно, два или более рекламных агентств (в этом случае каждая команда является отдельным участником игры).

2.4. Каждое рекламное агентство будет работать над своим единым рекламным проектом.

2.5. У каждого рекламного агентства должна быть своя символика: название, девиз (слоган), эмблема и т.п.

2.6. Каждое агентство обязательно регистрируется на сайте http://ДМИП.рф и создает свою тему на форуме по предложенной форме (информация на сайте).

2.7. Каждое агентство имеет внутреннюю структуру:

2.7.1. Президент – главное ответственное лицо. Имеет права общения с организаторами через электронную почту [email protected].

2.7.2. Директор по рекламе – главный «креативщик». Человек творческий, с хорошим эстетическим вкусом.

2.7.3. Научный директор – главный «ученый». Человек хорошо разбирающийся в физике.

2.7.4. Технический директор – главный «IT-шник». Человек лучше всего разбирающийся в информационных технологиях, аудио-видео технике и т.п.

2.7.5. Творческая группа – остальные члены агентства, актеры, помощники и т.д. (их количество не ограничено).

2.7.6. Один человек может объединять несколько должностей (например, Президент и директор по рекламе или научный и технический директор и др.).

2.7.7. Структура агентства определяется самими агентством, с учетом пп.2.7.1.–2.7.6.

2.7.8. Каждый член агентства регистрируется на сайте http://ДМИП.рф, указывая принадлежность к своему агентству и заполнив другие обязательные поля анкеты. В заявке указываются псевдонимы, под которыми участники зарегистрировались на сайте.

3. Порядок проведения, сроки и этапы

3.1. ДМИП «Физика в рекламе» проводится при помощи сети Интернет, посредством сайта поддержки дистанционных проектов ДМИП.рф.

3.2. Участие в проекте бесплатное.3.3. Каждая команда направляет заявку на участие в проекте по определенной форме на электронный адрес проекта [email protected] или оставляет электронную заявку через сайт.

3.4. Шестой сезон ДМИП «Физика в рекламе» проводится с октября по декабрь 2011 года.

3.5. Этапы проекта:

  • прием заявок и регистрация участников на сайте до 18 октября 2011 года;

  • 1 этап, «Знакомьтесь – это ОН!» с 18 октября 2011 года;

  • 2 этап, «Великое открытие»;

  • 3 этап, «Кузница науки»;

  • 4 этап, «Темная лошадка»;

  • интеллектуальный тур «Полет мысли»;

  • подведение итогов, награждение победителей.

Подробное описание этапов и задания к ним представлено на официальном сайте проекта.

3.6. В рамках проекта проводится конкурс детских рисунков «Физика в рисунках», в котором могут принять участие все желающие любого возраста.

3.7. Вся информация по ходу проекта доступна в Интернет на официальном сайте ДМИП.рф. В особых случаях участники получают по электронному адресу: дополнительные инструкции.

3.8. Работы должны быть доставлены нам не позднее установленных сроков. За опоздания снимаются баллы согласно установленной системе штрафов (см. Правила).

4. Состав жюри

4.1. Экспертное жюри:

4.1.1. Состав жюри определяется до 18 октября 2011 г.

4.1.2. Обязательными членами жюри являются учителя – представители школ, участвующих в проекте (срок подачи заявок до 18 октября 2011 г.).

4.1.3. Членом экспертного жюри может стать любой учитель физики и информатики (вне зависимости от того предоставляет ли образовательное учреждение свое агентство или нет).

4.1.4. От одного образовательного учреждения допускается максимум по одному учителю физики и одному учителю информатики.

4.1.5. Учитель подает заявку в состав жюри по определенной форме на сайте проекта.

4.1.6. Учитель, являющийся членом жюри, не оценивает работы рекламного агентства из своего учебного заведения.

4.1.7. В случае, если оценки одного из членов жюри не были получены в срок – они не принимаются в рассмотрение на данном этапе.

4.1.8. Общий балл определяется как среднеарифметическое баллов тех членов жюри, оценки которых были получены вовремя.

4.2. Также поводится зрительское голосование, подробности на сайте ДМИП.рф.

5. Критерии и правила оценивания, награждение

5.1. Каждый этап оценивается по трем критериям:

  • Содержание и подбор материала.

  • Техническое исполнение.

  • Общее восприятие.

  • Бонус за оригинальность.

5.2. Оценивание этапов:

  • 1 этап, «Знакомьтесь – это ОН!» оценивается, исходя из максимального балла – 16 (5 баллов за содержание и подбор материала, 5 баллов за техническое исполнение, 5 баллов за общее восприятие, 1 балл за оригинальность).

  • 2 этап, «Великое открытие» оценивается, исходя из максимального балла – 17 (5 баллов за содержание и подбор материала, 5 баллов за техническое исполнение, 5 баллов за общее восприятие, 2 балла за оригинальность).

  • 3 этап, «Кузница науки» оценивается, исходя из максимального балла – 21 (7 баллов за содержание и подбор материала, 5 баллов за техническое исполнение, 7 баллов за общее восприятие, 2 балла за оригинальность).

  • 4 этап, «Темная лошадка» оценивается, исходя из максимального балла – 21 (7 баллов за научное содержание, 5 баллов за техническое исполнение, 7 баллов за общее восприятие, 2 балла за оригинальность).

  • интеллектуальный тур «Полет мысли» состоит из нескольких заданий, каждое из которых оценивается по его сложности (суммарный максимальный балл всех заданий тура – 15 баллов).

5.3. Бонус за оригинальность дается на каждом этапе тому агентству, чья работа понравилась членам жюри своей неповторимостью и оригинальной идеей.

5.4. За несоблюдение правил начисляются штрафные баллы (баллы начисляются со знаком минус, то есть уменьшают итоговую сумму баллов).

Штрафы делятся на 6 категорий:

  • нарушения правил проекта, не дающие агентству преимущества перед другими агентствами (1 балл);

  • нарушения правил проекта, дающие агентству преимущества перед другими агентствами (2 – 5 баллов);

  • несоблюдение сроков сдачи работ (1 балл за каждый день задержки, в случае задержки на срок более 5 дней агентству начисляется 0 баллов за данный этап);

  • агентство получает 1 штрафной балл, если учитель их школы, являющийся членом жюри, вовремя не прислал свои оценки за текущий этап;

  • грубые нарушения, полностью меняющие смысл работы, после чего она не соответствует заданию данного этапа (в этом случае за данный этап агентству начисляется 0 баллов);

  • систематические грубые нарушения правил проекта, правил общения на сайте и форуме (по решению организаторов от штрафа в баллах до дисквалификация агентства).

5.5. По результатам зрительского голосования начисляются дополнительные баллы «Приз зрительских симпатий» (победитель голосования получает 10 баллов, остальные участники в процентном отношении голосов).

5.6. Победители награждаются компакт-диском с материалами игры, дипломами и ценными призами, лучшие проекты будут размещены в сети Интернет на официальном сайте проекта ДМИП.рф.

Проект разработан при поддержке Базового кабинета физики Первомайского района, портала поддержки дистанционных мультимедийных Интернет-проектов ДМИП.рф

Правила ДМИП «Физика в рекламе»

1. Каждое рекламное агентство работает над своим единым рекламным проектом. В этом году – это Рекламная кампания какого-либо ученого.

2. Каждое рекламное агентство придумывает себе название и девиз, делает эмблему, заполняет заявку и отсылает ее нам на адрес [email protected] (личная информация, указанная в заявке публиковаться на сайте не будет!). После регистрации вы получите ответное письмо на указанный адрес рекламного агентства с подтверждением вашего участия и дополнительными инструкциями. Список агентств участвующих в проекте публикуется также и на сайте.

3. Представители агентства регистрируются на сайте, заводят себе тему на форуме в соответствующем разделе, в которой размещают любую информацию о себе, там же происходит обсуждение работы агентства (см. дополнительную информацию на сайте).

4. Рекламное агентство не позднее установленных сроков выкладывает свои материалы на файлообменном сервисе http://narod.yandex.ru (инструкции можно найти на сайте) и высылает нам подтверждение на электронный адрес [email protected] о том, что работа выложена, с указанием ссылки на файл (запрещено высылать нам работы по электронной почте!).

5. Проект состоит из пяти частей: «Знакомьтесь – это ОН!», «Великое открытие», «Кузница науки», «Темная лошадка», интеллектуальный тур «Полет мысли».

6. «Знакомьтесь – это ОН!». На этом этапе должны быть отражены:

  • название, девиз, эмблема;

  • состав агентства;

  • Представление ученого и его заслуг перед развитием физической картины мира;

  • обоснование выбора данного персонажа.

Требования:

  • это может быть видеоролик формата .avi, .mpg, .mp4, .mkv, .wmv, .flv, .mov и др.

  • это может быть демонстрация в форматах .swf, .fla, .gif и др. (В случае презентации она должна быть полностью автоматизирована и выверена по времени).

  • обязательно указать необходимые для воспроизведения кодеки и программы (в прикрепленном файле info.txt).

  • длительность просмотра не должна превышать 3 минут.

  • размер кадра для видео не менее 640x480 (за размер кадра меньше указанного будут сниматься баллы, а больший размер будет поощряться).

7. «Великое открытие». На этом этапе надо представить самое главное достижение выбранного вами персонажа и обосновать почему вы считаете его значимым. Это может быть юмористический или серьезный ролик, но обязательно интересный.

Требования:

  • разрешенные форматы .avi, .mpg, .mp4, .mkv, .wmv, .flv, .mov, .swf, .fla, .gif.

  • обязательно указать необходимые для воспроизведения кодеки и программы.

  • размер кадра видео не менее 640x480 (за размер кадра меньше указанного будут сниматься баллы, а больший размер будет поощряться), длительность не более 3 минут.

8. «Кузница науки». На этом этапе надо продемонстрировать эксперимент заснятый на видео и красиво оформленный. Поощряться будет собственное исполнение эксперимента или опыта, интересность, новизна, нестандартный подход.

Требования:

  • разрешенные форматы .avi, .mpg, .mp4, .mkv, .wmv, .flv, .mov, .swf, .fla, .gif.

  • обязательно указать необходимые для воспроизведения кодеки и программы.

  • размер кадра видео не менее 640x480 (за размер кадра меньше указанного будут сниматься баллы, а больший размер будет поощряться), длительность не более 3 минут.

9. «Темная лошадка» – содержание этого этапа заранее не раскрывается.

10. Интеллектуальный тур «Полет мысли». Данный этап состоит из нескольких заданий по физике творческого характера. Задания будут появляться на сайте постепенно по ходу всего проекта. Будут указываться сроки выполнения и максимальный балл задания. Ответы могут присылать любые участники проекта. Каждый приславший ответ указывает к какому агентству он относится. Это агентство и получит дополнительные баллы за правильный ответ.

11. Сроки окончания этапов будут сообщаться по ходу проекта.

12. Общие технические требования.

Все материалы должны запускаться одним главным файлом (в сопроводительном файле info.txt указать каким). Внимание! В сопроводительном файле info.txt укажите какие программы и кодеки необходимы для запуска вашей работы.

Файл(ы) должны быть упакованы в один rar-архив с именем 53_1.rar (где вместо «53» вы укажите номер вашего ОУ, а вместо «1» номер соответствующего этапа). В архиве также должен находиться текстовый файл info.txt в котором вы указываете: какими программными продуктами пользовались (например – Adobe Flash, MeGUI или др.).

По всем вопросам, возникшим по техническому исполнению проекта, обращаться на форум в специальную тему.

Фото-материалы

Фото с закрытия мероприятия: награждение победителей

Фрагменты нескольких из присланных видео-работ

Просмотров работы: 2943