ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Битикова А.И. 1
1КГУТиИ им.Ш.Есенова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях открытого образовательного пространства фундаментальное значение имеет процесс информатизации системы образования и поэтому в условиях появления новейших информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения совершенно необходимо вооружать студентов-будущих учителей методикой использования мультимедийных средств в будущей педагогической деятельности.

Рассмотрим специфику преподавания русского языка в группах с казахским языком обучения неязыкового вуза на примере практического курса русского языка. Дисциплина «Русский язык» занимает особое место в системе подготовки бакалавров с педагогическим образованием. Для студентов групп с казахским языком обучения изучение русского языка – это не только совершенствование языковых умений и навыков, полученных в школе, но и важное дополнительное средство овладения будущей специальностью. При этом важнейшей целью курса является научить студентов четко ориентироваться в научных текстах по специальности, грамотно выделять все типы и виды научной информации, уметь их интерпретировать и определять их ценность. Данные умения и навыки способствуют формированию профессиональной коммуникативной компетенции.

В преподавании русского языка используются мультиимедийные средства, которые в последнее время все активнее проникают в учебный процесс. В ходе изучения русского языка используются такие мультимедийные средства обучения, как интерактивные доски, электронная книга и электронные учебники, проекторы и ноутбуки, компакт-диски и веб-сайты. Их использование дает следующие преимущества:

Во-первых, весь процесс обучения становиться нагляднее и значительно более интереснее. По данным исследователей, проведенные в современной гуманитарной академии, компьютерное обучение позволяет студенту усваивать за единицу времени в 10 раз больше учебных понятий, чем при слушании лекций в группах [1: 298]. Материал усваивается лучше, появляется заинтересованность не только в конкретной теме, но и стремление выяснить что-то новое самостоятельно.

Во-вторых, применение мультимедийных средств обучения дает возможность индивидуального подхода к каждому учащемуся. Творческий потенциал каждого при этом раскрывается шире, нежели при традиционной системе обучения.

В-третьих, при использовании подобных технических средств значительно сокращается время на выполнение рутинной и скучной работы (переписывание задания, например). Таким образом, грамотное и целенаправленное применение мультимедийных средств обучения позволяет сделать гораздо эффективнее сам процесс образования и познания.

Как одно из инновационных средств в образовании, в современных условиях мультимедийные функции успешно совмещает в себе персональный компьютер в комплексе с интерактивной электронной доской. Многие школы уже оборудованы интерактивными досками, поэтому будущим учителям изучение русского языка предполагает овладение методами работы на уроке русского языка с интерактивной доской. В первую очередь, студенты должны хорошо знать само понятие «интерактивная доска», виды интерактивных досок и их характеристики, возможности использования интерактивной доски как средства обучения русскому языку. Необходимо раскрыть педагогические и дидактические возможности программного обеспечения интерактивной доски, чтобы студенты смогли использовать его в будущей профессиональной деятельности на уроках русского языка. Интерактивная доска с компьютером, подключенным к школьной сети, связывает классную комнату и привычную работу в классе с глобальным информационным пространством. Доска позволяет показывать слайды, видео, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте.

Работа с интерактивной доской в он-лайн режиме позволяет организовать самостоятельную работу учеников с различными источниками информации, в том числе и сетью Интернет.

Технологические возможности интерактивной доски позволяют учителю готовить конспект урока на компьютере, хранить его в цифровой форме, включать в него необходимый изобразительный материал (презентации, фото, рисунки, аудио- и видеофрагменты, ссылки на ресурсы Интернета и т.д.). Исходя из этого, студенты должны научиться работать с флипчартами, знать способы создания и хранения флипчартов, использования панели инструментов интерактивной доски для работы с флипчартом, внедрения во флипчарт мультимедийных объектов, сохранения и экспорта флипчартов в различные форматы (pdf, html), экспорта объектов из формата Power Point во флипчарт. Microsoft Power Point позволяет создавать презентационные ролики (слайд-шоу, слайд – отдельный кадр, страница презентации, количество которых не ограничено) для просмотра на дисплее компьютерного монитора или для проекции на отдельный большой экран, что крайне удобно во время лекций в аудитории и при обсуждении деловых проектов. Таким образом, здесь пользователь может сделать первые шаги в мир Multimedia, но, конечно, всего лишь имитируя богатые средства Media-технологий [2: 457].

Учитель русского языка в школе в своей работе может использовать различные программные средства и ресурсы сети Интернет: словари и толковые словари; сборники правил и нормативные документы по преподаванию; программы, методические разработки и тексты уроков; программные средства морфологического анализа; проспекты обучающих программ разработки различных фирм; научные статьи и электронные издания; дистанционные школы; форумы, чаты, списки рассылки для участия в коллективных обсуждениях проблем преподавания.[3:55].

Основной целью метода работы в сети Интернет и с Интернет-ресурсами является развитие грамотной работы с информацией, то есть способности к логической обработке информации, развитие умений оценки полезности и истинности получаемой информации, умений отбора личностно значимой информации; умений поиска необходимой информации на родном и русском языках, в том числе усвоение знаний о методах её переработки; развитие коммуникативных и языковых умений восприятия и передачи информации.

Будущие учителя нуждаются также в таких умениях, как использование форумов, чатов и электронной почты для общения учащихся на русском языке. Переписка по электронной почте – один из самых давних способов виртуального общения. Само слово почта определяет стиль и особенность этого средства коммуникации. Иногда в письмах излагаются большое количество информации и более длительная переписка. Одной из особенностей электронной почты является возможность присоединять к письмам дополнительную информацию (фотографии, файлы и т.д.). Это прекрасная возможность для общения с российскими и зарубежными сверстниками на русском языке и формирование коммуникативной, линвокультурной и других компетенций учащихся.

Мультимедийные средства являются таким дидактическим средством, использование которых позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении. Применение мультимедийных средств в учебном процессе способствует реализации основных дидактических принципов, таких как принцип интенсификации, рационализации, наглядности, реализации педагогических целей развития, то есть формирования индивидуальности обучающегося, развития у него таких сфер, как интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная и других.

Таким образом, использование в учебном процессе мультимедийных средств рассматривается как эффективное, способным обеспечит высокую результативность обучения, принципиально изменив его характер и обеспечив переход от вербально-словесной к личностно-деятельностной педагогике.

Использованная литература

1. Педагогика. Под. ред. Смирнова С.А. - М., 2007, - 313с.

2.Большая компьютерная энциклопедия. Самое полное современное издание. –М.: ЭКСМО, 2007. – 480с.

3.Якушина Е.В. Подростки в Интернете: специфика информационного взаимодействия. // Педагогика. 2001. № 4. С. 55-62.

Просмотров работы: 4520