ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Васильченко А.И. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Кемеровский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях формирования современного образовательного пространства и содержания образования, отвечающего долгосрочным интересам устойчивого социально-экономического развития страны, одной из важнейших проблем выступает экологическое образование и экологическое воспитание обучающихся. В связи с поставленными целями Национальной стратегии в области образования актуальной стала задача развития экологического мышления и формирования экологической культуры обучающихся в период школьного обучения. Учитывая интеграционные процессы в образовании и основные положения Концепции устойчивого развития в области образования, развитие и обновление форм организации экологического образования становятся одной из ключевых задач модернизации системы общего образования.

Таким образом,проблема исследования заключается в разработке регионального комплекса программ внеурочной деятельности экологической направленности «МЫ в экомире – ЭКОмир вокруг нас», имеющего практико-ориентированный характер и реализующегося через вариативный компонент с целью разрешения противоречия междунеобходимостью вразработке образовательных программ внеурочной деятельности в условиях апробации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и преобладанием в методическом обеспечении и в используемых педагогических технологиях методов обучения, направленных на трансляцию знаний учителем.

Возрастающая актуальность перехода цивилизации к устойчивому развитию [2, С.20-24; 8, С. 16-29], недостаточность разработанности программного регионального материала для организации внеурочной деятельности в основной школе, имеющего практико-ориентированный характер и учитывающего основные приоритеты Концепции устойчивого развития, обусловили выбор темы исследования: «Организация внеурочной деятельности обучающихся по экологическому воспитанию в условиях введения ФГОС в образовательный процесс и в интересах устойчивого развития».

Цель исследования: реализация программы внеурочной деятельности по экологическому воспитанию в основной общеобразовательной школе в условиях введения ФГОС и в интересах устойчивого развития общества.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что экологическое воспитание обучающихся в интересах устойчивого развития общества будет эффективным, если:

  • содержание программы внеурочной деятельности формируется на основе изучения общих вопросов устойчивого развития общества, способствующих формированию экологической грамотности, и региональных вопросов динамики экологической и социально-экономической среды;

  • образовательный процесс обеспечивает достижение обучающимися метапредметных и личностных результатов, а также способствует формированию ключевых образовательных компетентностей и социально-личностных качеств на основе экологоориентированных ценностей и принципов сбалансированного развития общества;

  • организация обучения направлена на внедрение экологической социально-ориентированной проектной деятельности, учитывающей региональные особенности.

Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы потребовалось решить следующие задачи исследования:

  • проанализировать, обобщить и систематизировать литературу по проблеме исследования;

  • определить ведущие тенденции развития экологического воспитанияв интересах устойчивого развития общества в условиях перехода на ФГОС;

  • обосновать необходимость экологического воспитания в интересах устойчивого развития посредством организации внеурочной деятельности обучающихся;

  • разработать образовательный модуль программы внеурочной деятельности «МЫ в экомире – ЭКОмир вокруг нас» для обучающихся 5 классов и апробировать в образовательной практике.

Объект исследования: экологическое воспитание обучающихся.

Предмет исследования: процесс экологического воспитания, реализуемый во внеурочной деятельности основной общеобразовательной школы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Для обеспечения устойчивого развития общества необходим переход от традиционного обучения к экологически ориентированной модели, в основе которой должны лежать широкие междисциплинарные знания, базирующиеся на комплексном подходе к развитию общества, экономики и окружающей среды [5, С. 22-23; 4, С. 144-170]. К 2015 году должно быть разработано программно-методическое обеспечение, позволяющее осуществлять образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Следовательно, уже сейчас необходимо разработать рабочие образовательные программы, отдельные тематические блоки или вариативные учебные модули для начала апробации стандарта в образовательных учреждениях, учитывая преемственность ФГОС ООО и ФГОС начального общего образования.

Экологическое направление позволяет разработать целый комплекс интегрированных курсов общего и регионального значения, объединяя при этом естественно-научные и общественно-научные предметные области (предметы) [3, С. 4-15]. Для реализации экологического воспитания важным является положение стандарта об интеграции урочной и внеурочной работы с обучающимися на основе системно-деятельностного подхода. В проекте ФГОС ООО отражены направления формирования экологического мышления и социального проектирования, соответствующие системно-деятельностному подходу, и определен переход от трансляции экологических знаний к формированию экомышления обучающихся и навыков экоориентированной деятельности, а также ответственного, экологически обоснованного и безопасного преобразования жизни человека [9].

В рамках ФГОС ООО основная образовательная программа реализуется образовательными учреждениями, в том числе во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность – понятие, объединяющее все виды и формы деятельности обучающихся (кроме урочной), направленных на их воспитание (формирование общей культуры) и социализацию (духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное, интеллектуальное развитие), а также саморазвитие и самосовершенствование [1; 6]. В целом, это обеспечит социальную успешность, развитие творческих, физических способностей и сохранение здоровья обучающихся.

Фактически, именно внеурочная деятельность позволяет обеспечить возможность свободного выбора элективных курсов в условиях предпрофильной подготовки, способствующей осознанному выбору обучающимися дальнейшего направления профессионального обучения. Организация внеурочной деятельности экологической направленности существенно дополняет и восполняет недостающую экологическую составляющую предметного содержания урочной деятельности.

Главной задачей исследования по организации внеурочной деятельности экологической направленности является разработка комплекса образовательных программ внеурочной деятельности «МЫ в экомире – ЭКОмир вокруг нас» для обучающихся 5-9-х классов в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Учитывая требования ФГОС ООО к организации внеурочной деятельности, взаимообусловленность и интеграцию содержания экологического образования в инвариантном и вариативном компонентах, образовательный модуль программы «МЫ в экомире – ЭКОмир вокруг нас» для обучающихся 5-х классов разработан в соответствии с примерной образовательной программой по предметной области «Естествознание».

Цельобразовательного модулядля обучающихся 5-х классов программы внеурочной деятельности экологической направленности «МЫ в экомире – ЭКОмир вокруг нас»:

  • формирование экологической грамотности и экологического стиля мышления, способствующих становлению нравственно-экологической позиции и экологической компетентности личности обучающегося.

Задачиобразовательного модулядля обучающихся 5-х классов программы внеурочной деятельности экологической направленности «МЫ в экомире – ЭКОмир вокруг нас»:

  • развить и дополнить получаемые экологические знания, умения, навыки;

  • воспитать ответственное отношение к природе и способствовать взаимодействие обучающихся с объектами социоприродной среды;

  • расширить знания обучающихся примерами позитивного взаимодействия в системе «человек-природа-общество»;

  • способствовать решению экологических проблем локального значения посредством практико-ориентированной деятельности по защите окружающей среды.

Основное содержание образовательного модуля программы внеурочной деятельности экологической направленности для обучающихся 5-х классов «МЫ в экомире – ЭКОмир вокруг нас» представлены в таблице.

Таблица

Основное (тематическое) содержание образовательного модуля программы «МЫ в экомире – ЭКОмир вокруг нас» для обучающихся 5-х классов

Наименование тем и практических работ

Кол-во часов

1

Вводное занятие:

  1.  
    1. Ознакомление с содержанием программы обучения. Знакомство с обучающимися и организация знакомства между детьми;

    2. Проведение входного контроля знаний естественнонаучного направления в тестовой форме;

    3. Инструктаж правил поведения во время лабораторных занятий.

1

1 БЛОК

2

Экология: понятие, принципы, законы, задачи.

2

3

Общее понятие об атмосфере. Лабораторное занятие «Химия веществ и их взаимодействия»

1

4

Большой лабораторный практикум «Экологические исследования по теме «Воздух»»:

Работа 1. Наблюдения за составом атмосферных осадков

Работа 2. Изучение углекислого газа как компонента воздушной среды и показателя дыхания человека

Работа 3. Изучение запыленности воздуха

Работа 4. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

Работа 5. Определение запыленности воздуха в помещении

Работа 6. Изучение запыленности пришкольной территории

Работа 7. Обнаружение наличия в воздухе микроорганизмов

Опыт 1. Действие кислотного загрязнения воздуха на растения

Опыт 2. Влияние загрязнения воздуха аммиаком на растения

2

5

Экологическая акция «Чистый город – чистый воздух». Конкурс фотографий «Юный натуралист»

1

6

Работа в лаборатории. Проведение индивидуальных и коллективных исследований

2

2 БЛОК

7

Общее понятие о гидросфере. Лабораторное занятие «Самое необыкновенное вещество»

2

8

Основные показатели и характеристики качества воды

1

9

Большой лабораторный практикум «Экологические исследования по теме «Вода»»:

Работа 1. Наблюдение за составом атмосферных осадков

Работа 2. Определение органолептических показателей качества воды

Работа 3. Определение водородного показателя (рН) воды

Работа 4. Определение и устранение жесткости воды

Работа 5. Влияние синтетических моющих средств на зеленые водные растения. Очистка воды от СМС

Работа 6. Очистка воды от загрязнений

3

10

Семинар «Водные богатства Кемеровской области»

1

11

Работа в лаборатории. Проведение индивидуальных и коллективных исследований

2

3 БЛОК

12

Общее понятие о литосфере и почвенном покрове. Изменения почвенного покрова

1

Продолжение таблицы

13

Большой лабораторный практикум «Экологические исследования по теме «Почва»»:

Работа 1. Приготовление почвенной вытяжки

Работа 2. Определение pH почвенной вытяжки и оценка кислотности почвы

Работа 3. Определение антропогенных нарушений почвы

Работа 5. Влияние искусственных экологических сред на растения (моделирование экологических ситуаций)

Работа 6. Польза и вред полиэтилена

Работа 7. Определение органического вещества в почве

Работа 8. Обнаружение тяжелых металлов в почвах и водоемах

3

14

Экологическая акция «Мы за чистый родник»

1

15

Семинар «Подземное богатство Кузбасса». Лабораторное занятие «Дети углерода»

1

16

Работа в лаборатории. Проведение индивидуальных и коллективных исследований

2

4 БЛОК

18

Лабораторное занятие «Белки в нашей жизни»:

Работа 1. Влияние кислотности среды на свойства белка

Работа 2. Воздействие солей на свойства белка

1

19

Общее понятие о биосфере. Экологическая акция «Сохраним первоцветы»

2

20

Работа в лаборатории. Проведение индивидуальных и коллективных исследований. Анализ полученных результатов

2

21

Итоговое занятие-семинар «Природные богатства Кемеровской области»

1

22

Большой лабораторный практикум «Экологические исследования по теме «Окружающая среда и человек»»:

Работа 1. Оценка качества продуктов питания по содержанию в них нитратов

Работа 2. Влияние кислотности среды на активность ферментов слюны

Работа 3. Влияние антибиотика на свойства слюны

Работа 4. Оценка качества продуктов питания по содержанию в них нитратов

1

23

Олимпиада «Зеленая планета»

1

24

Конференция исследовательских и проектных работ обучающихся «МЫ в экомире – ЭКОмир вокруг нас»

1

ИТОГОВОЕ КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ

35

Представленный образовательный модуль направлен на формирование:

  • мотивации, готовности и потребности к повышению своей экологической грамотности;

  • коллективного и индивидуального опыта решения экологических задач и проблем локального, регионального и глобального масштабов;

  • опыта взаимодействия с окружающей средой и применения знаний в социоприродной среде;

  • потребности самовыражения в творческой и исследовательской деятельности.

В ФГОС ООО сформулирован основной принцип современного экологического образования: переход от трансляции и передачи знаний к практико-ориентированному образовательному процессу (активные методы), направленному на получение необходимых знаний и навыков для взаимодействия в социоприродной среде. В ходе реализации программы «МЫ в экомире – ЭКОмир вокруг нас» используются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративное обучение – традиционный и наименее эффективный метод обучения с точки зрения «образования для устойчивого развития». Средством обучения выступает учитель и носитель информации;

  • интерактивное обучение – более эффективный метод обучения, основанный на взаимодействие обучающихся между собой, с учителем и социоприродным окружением;

  • проектное обучение – наиболее эффективный метод обучения через создание и реализацию учебных проектов, связанных с жизненной практикой, интеграцией теории и практики и направленный на достижение конкретных улучшений состояния окружающей среды.

Программа внеурочной деятельности экологической направленности «МЫ в экомире – ЭКОмир вокруг нас» предполагает следующие формы работы с обучающимися:

  • обучающие семинары и практические работы;

  • игры, викторины, конкурсы, олимпиады;

  • экскурсии, экологические акции и праздники;

  • выставка творческих работ и обмен опытом проведения учебных исследований со сверстниками.

Используемые формы работы обеспечивают достижение предметных, личностных и метапредметных результатов, а также способствуют развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий. Для проведения занятий требуется учебный кабинет с лабораторным оборудованием (химии, биологии, экологии) и наличием справочных информационных ресурсов по предметной области «Естествознание» и «Экология». Техническими средствами обучения выступают: компьютер с выходом в Интернет, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, мультимедийный проектор, проекционный экран. Лабораторный практикум проводится по учебным пособиям с подробными инструкциями и необходимым теоретическим материалом:

  • Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум:учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. – 2-е изд., испр. – СПб.: Крисмас+, 2012. – 176 с.;

  • Юный химик, или занимательные опыты с веществами вокруг нас:иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию,экологию.– Авт.-сост.: Н.В. Груздева, В.Н. Лаврова, А.Г. Муравьев – Изд. 2-е, перераб.и доп. – СПб: Крисмас+, 2006. — 105 с.

Эффективность формирования экологической культуры зависит от понимания целей и задач общего образования. Учитывая результаты педагогической диагностики, выявлена необходимость скорректировать образовательный модуль программы внеурочной деятельности экологической направленности «МЫ в экомире – ЭКОмир вокруг нас» в направлении формирования личной ответственности обучающихся за действия в соцмоприродной среде.

В настоящее время задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, форм и технологий обучения и достижения на этой основе нового качества его результатов. На это и направлены федеральные государственные образовательные стандарты и Концепция общего экологического образования для устойчивого развития, определившие главную задачу образования – подготовить обучающегося к взрослой жизни так, чтобы он смог внести свой вклад в устойчивое развитие общества.

Отличительной особенностью образовательного модуля программы внеурочной деятельности экологической направленности для обучающихся 5-х классов «МЫ в экомире – ЭКОмир вокруг нас» является то, что при определении содержания программы были учтены основные требованиями ФГОС ООО и компоненты экологического образования:познавательный, нормативный, ценностный, эмоционально-эстетический, деятельностный, креативный.

В дальнейшем будут разработаны образовательные модули программы внеурочной деятельности экологической направленности «МЫ в экомире – ЭКОмир вокруг нас» для 7-9 классов, учитывая предпрофильную подготовку в 8-9 классах, осуществляемую образовательными учреждениями Кемеровской области. В качестве ожидаемых результатов реализации и апробации программы внеурочной деятельности экологической направленности «МЫ в экомире – ЭКОмир вокруг нас» на ступени основного общего образования рассматриваем:

  • личностные результаты - сформированность основ экологической культуры, соответствующих экологически безопасной практической деятельности в повседневной жизни;

  • метапредметные результаты - сформированность экологического мышления, умений выборать наиболее оптимальный способ решения экологической задачи в социально-практической деятельности;

  • предметные результаты – сформированность представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; сформированность исследовательских умений.

Формирование экологической культуры тесно связано с развитием гражданского общества и нацелено на консолидацию всех сил в решении экологических проблем на основе общности интересов в обеспечении благоприятной окружающей среды. Экологическое образование имеет универсальный и междисциплинарный характер. Именно поэтому оно имеет возможность и должно войти в содержание всех форм общего образования, в том числе реализоваться посредством организации внеурочной деятельности экологической направленности, выступающим одним из главных направлений в учебном процессе современной школы в условиях введения ФГОС.

Научный руководитель: Игонина Т.Б., к.п.н., доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики ФГБОУ ВПО «КемГУ».

Список литературы:

  1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.

  2. Данилов-Данильян, В. И. Переход к устойчивому развитию как научная проблема // Наука и образование в интересах устойчивого развития. – М.: МГАДА, 2006. – С. 20-24.

  3. Захлебный, А. Н. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010) / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская, И. В. Вагнер, А. Ю. Либеров // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2012. − № 2. – С. 4–15.

  4. Захлебный, А. Н., Развитие общего экологического образования в России на современном этапе / А. Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская // Россия в окружающем мире - 2008. Устойчивое развитие: экология, политика, экономика: Аналитический ежегодник. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2008. – С. 144–170.

  5. Захлебный, А. Н. Российская академия образования: учет принципов устойчивого развития в реформе средней школы // На пути к устойчивому развитию. − 2002. − № 8. − С. 22–23.

  6. Касаткина, Н. Э. Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: учебно-методическое пособие в 3 ч. / В. Г. Черемесина, О. Б. Лысых, З. В. Крецан и др. / под общей ред. Н. Э. Касаткиной, Е. Л. Рудневой. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. – Часть I. – 91 с.

  7. Кондаков А. М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / А. М. Кондаков, А. А. Кузнецов и др.; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с.

  8. Марфенин, Н. Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: новые задачи и проблемы / Н. Н. Марфенин, Л. В. Попова // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2006. − № 2. – С. 16–29.

  9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

Просмотров работы: 18957