ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Реформирование российского общества потребовало изменений в содержании, формах и методах организации образовательного процесса в школе, переоценки результатов ее функционирования. В воспитании подрастающего поколения важнейшим должно быть признано создание условий для освоения детьми социальных навыков и ролей, развития культуры их социального поведения с учетом динамики социально-экономических изменений в российском обществе [3]. Система российского образования перешла на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), в основе построения которого лежит компетентностный подход, предполагающий формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям информационного общества, инновационной экономики, демократического строя и многонационального, поликультурного российского общества. Исходя из этого, в науке и в практике, говоря о качестве обучения и воспитания, все чаще стали связывать его с конечным результатом - компетенцией школьника. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения предъявляет новые требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования. Начальная школа должна создать оптимальные предпосылки для формирования социального потенциала школьника, путём развития социальных компетенций, сформировать социально компетентную личность, умеющую применять свои знания на практике. Однако следует учесть, что умение проявлять конструктивную социальную компетентность требует организованной социально-педагогической среды. Возможность и необходимость социально-педагогического сопровождения развития социальных компетенций у учащихся объективно обусловлена длительным периодом включенности ребенка в функционирование образования как социального института, пребыванием в соответствующих воспитательных организациях [1].

Однако на сегодняшний день можно говорить о существовании противоречия между объективной необходимостью социального формирования и развития учащихся и недостаточной степенью проработанности критериев и способов оценки уровней сформированности социальных компетенций у учащихся. Необходимость разрешения существующего противоречия обусловливает выбор направления исследования и требует рассмотрения содержания ключевых понятий: компетенция, социальная компетенция младшего школьника, а также компоненты, показатели и уровни сформированности социальных компетенций у детей младшего школьного возраста.

В документе «Стратегия модернизации российского образования» рекомендуется не противопоставлять компетенции знаниям или умениям и навыкам, поскольку понятие компетентности шире понятия ЗУН, оно включает их в себя, хотя и не ограничивается их совокупностью. Термин компетентность является сравнительно новым в документах об образовании. В материалах ФГОС второго поколения он используется в описании универсальных действий, предметных, метапредметных и личностных результатов. Поэтому необходимо выявить предпосылки использования понятия компетентность применительно к начальному образованию и трактовать как новое качество личности младшего школьника, формируемого в рамках реализации ФГОС. Подробную трактовку терминов «компетенция»/«компетентность» дает А.В. Хуторской: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности»[5]. Следовательно, обладать компетентностью значит иметь определенные знания, определенную характеристику, быть осведомленным в чем-либо: обладать компетенцией – значит обладать определенными возможностями в какой-либо сфере.

В нашей работе мы исследуем формирование одной из ключевых компетенций, необходимой для успешной социализации личности, - социальную компетенцию.

Важно отметить, что понятие «социальная компетенция» мы определяем, как способность ориентироваться в повседневных жизненных ситуациях, решать возникающие типичные и нестандартные задачи, опираясь на присвоенные социальные ценности и развитые личностные ориентации, используя приобретенные умения и навыки, учебный и жизненный опыт.

Под социальной компетенцией младшего школьника мы понимаем способность ребенка к социальной деятельности в современном социуме, к продуктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми и успешному выполнению социальной роли учащегося.

Как интегративная характеристика личности социальная компетенция имеет в определенной степени четкую структуру, в которой мы выделяем следующие компоненты: когнитивный компонент, который связан с представлениями о способах и правилах социального взаимодействия (в частности, нормы поведения в обществе, нормы общения); мотивационно-ценностный компонент, включающий отношение к себе и другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, заботы, милосердия; наличие мотивации достижения в собственном поведении и в совместной групповой деятельности; деятельностный компонент, предполагающий сформированность навыков самоорганизации, самоконтроля, навыков конструктивного неконфликтного взаимодействия, а также выбор адекватных ситуации способов общения и поведения.

Вступление в младший школьный возраст предполагает изменение социальной ситуации развития ребенка. Происходит переход к учению как ведущей деятельности, которая в свою очередь приобщает младшего школьника к общественной жизни. Успешность в учебной деятельности, в социальном взаимодействии с окружающими обеспечивают возрастные новообразования, такие как: мотивация достижения, способность к произвольной регуляции поведения и саморегуляции, адекватная самооценка, которая является регулятором поведения и деятельности [4]. Эти личностные образования мы рассматриваем как показатели социальных компетенций учащихся начальных классов.

Конкретизируем выделенные показатели применительно к каждому компоненту социальных компетенций, рассмотренных нами выше. Так к когнитивному компоненту социальных компетенций у детей младшего школьного возраста могут быть отнесены:

  • знание основных этических норм общения и поведения в обществе;

  • знание о способах предотвращения и конструктивного разрешения конфликта.

Второй компонент - мотивационно-ценностный - включает в себя следующие показатели:

  • умение адекватно оценивать себя, свои способности и судить о причинах успеха/неуспеха;

  • способность выражать адекватную эмоциональную реакцию на происходящие события;

  • умение сопереживать, чувствовать, понимать себя и другого человека;

  • эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Следующий компонент социальных компетенций учащихся начальных классов – деятельностный – предполагает:

  • умение слушать и вступать в диалог с другими людьми;

  • умение детей сотрудничать между собой, согласовывать свои действия и считаться с мнением партнера;

  • умение работать в команде и следовать правилам, принятым в коллективе;

  • умение договариваться, находить общее решение;

  • умение находить правильный способ разрешения конфликта;

  • умение вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, принятыми в обществе.

Важно отметить, что приведенный перечень показателей социальных компетенций является открытым и может быть продолжен.

С учетом данных показателей, выделяются следующие уровни развитости социальных компетенций:

- низкий, характеризующийся низкой степенью сформированности необходимых для продуктивного социального взаимодействия личностных новообразований;

- средний, когда отдельные показатели социальных компетенций сформированы на достаточном уровне и могут создать основу для достижения успеха в социально-значимой деятельности или взаимодействии, а другие находятся на низком уровне развития и затрудняют социальное взаимодействие;

- высокий, для которого характерно достижение устойчивого развития всех личностных новообразований возраста, обеспечивающих успех в социальной деятельности, то есть высокие показатели развития всех важнейших для возраста составляющих социальных компетенций.

Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме и диагностическое обследование, проведенное нами в ходе опытно-экспериментальной работы с младшими школьниками позволил выявить, что слабая сформированность социальных компетенций у детей проявляется в следующем:

  1. в слабом интересе к учебным занятиям;

  2. в наличии тревожности, напряженности, эмоциональной скованности у детей в процессе учебных занятий;

  3. в конфликтном характере взаимоотношений со сверстниками, в неспособности радоваться успеху другого;

  4. в преобладании невербальных форм общения между одноклассниками в ущерб вербальному общению;

  5. в двигательной гиперактивности, либо пассивности.

  6. в неумении использовать знания о нормах и правилах поведения в реальном общении.

Таким образом, необходима специально организованная социально-педагогическая деятельность, направленная на формирование и развитие социальных компетенций младших школьников.

Также необходимо отметить особенности работы с учащимися на каждом году обучения в начальной школе. Так, при работе с первоклассниками педагогу необходимо обратить внимание на вовлечение ребёнка в школьную деятельность, формирование доверительных отношений между учеником и педагогом. Поэтому важно большее внимание уделить общению в малых группах, индивидуальных беседах. Итогом первого года должно стать осознания себя как ученика.

Мероприятия, проводимые со второклассниками, нацелены на пресечение детской эгоистичности, созидание положительных черт характера. Итогом второго года должно стать формирование устойчивых дружеских отношений в классном коллективе. Осознанию детьми, что их класс – дружный коллектив способствуют совместные игры, беседы, инсценировки.

Третий год является наиболее ответственным. Дети должны самостоятельно принимать решения, анализировать свою деятельность, поступки. Наиболее актуальны здесь беседы «Я и другие. Я глазами других», «Добрый человек в доброте проживет век», «Как мы решаем конфликты». Итогом работы с третьеклассниками и всей воспитательной работы по формированию социальных компетенций у учащихся является овладение детьми системой знаний о способах и правилах поведения в обществе, умений устанавливать доброжелательные отношения между людьми, опыта позитивного социального взаимодействия между собой.

Нами предлагается программа, направленная на формирование социальных компетенций учащихся начальных классов, в которой реализуются условия для развития способности ребенка к продуктивному социальному взаимодействию со сверстниками и взрослыми и успешному выполнению социальной роли учащегося.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для успешной социализации младшего школьника путем формирования у него социальных компетенций, а именно таких показателей как:

- способности понимать других людей;

- способности выражать адекватную эмоциональную реакцию на происходящие события;

- способности действовать в соответствии с наличной ситуацией;

- способности следовать правилам, принятым в группе;

- способности принимать на себя ответственность и контролировать свои поступки.

Цель программы – разработать систему социально-педагогической работы по формированию социальных компетенций учащихся начальных классов.

Объект исследования – процесс формирования социальных компетенций у учащихся начальных классов.

Предмет исследования – социально-педагогические условия формирования социальных компетенций учащихся начальных классов.

Гипотеза исследования: деятельность педагога по формированию социальных компетенций у учащихся начальных классов будет эффективна, если:

  • определены структурные компоненты, показатели и уровни сформированности социальных компетенций учащихся начальных классов;

  • осуществляется систематическая диагностика уровня сформированности социальных компетенций учащихся на каждой ступени обучения;

  • разработана и апробирована программа опытно-экспериментальной деятельности, в результате которой у учащихся будут сформированы:

- знания о способах и нормах поведения в обществе, доброжелательное отношение к себе и другим;

- умения самоорганизации и самоконтроля в поведении;

- навыки конструктивного социального взаимодействия и умение эффективно разрешать конфликты.

  • систематически проводится мониторинг результатов, полученных в ходе формирующей опытно-экспериментальной работы.

В процессе реализации программы решаются следующие задачи:

  • организация целенаправленной педагогической деятельности в ходе работы по формированию социальных компетенций учащихся начальных классов:

  • обеспечение планомерного усвоения учащимися необходимых знаний, связанных с социальными взаимоотношениями;

  • развитие и поддержание у детей интереса и доброжелательности к окружающим людям, чувства дружбы и товарищества;

  • формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков других людей;

  • повышение уровня самоконтроля своего эмоционального состояния в ходе взаимодействия;

  • развитие творческих и организаторских способностей, активности и самостоятельности детей в процессе взаимодействия;

  • осознание практического значения знаний, получаемых в процессе занятий.

Эти задачи можно решить в процессе специальных занятий с детьми, которые строятся по трем направлениям«Мы и наш класс», «Если добрый ты…», «Учимся жить без конфликтов».

На первом этапе «Мы и наш класс» дети активно сотрудничают друг с другом в совместной деятельности, в жизни класса, школы; каждый ребенок изучает другого, сравнивает его с собой, учится навыкам товарищества, заботы, взаимопомощи.

На втором этапе «Если добрый ты…» дети получают возможность осознать свои эмоции и попробовать управлять ими, анализируют собственное поведение и поступки других; в детях воспитывается взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека; развивается умение вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения.

Занятия следующего этапа «Учимся жить без конфликтов» помогают детям усвоить некоторые правила бесконфликтного общения и выхода из конфликта, способствуют приобретению детьми позитивного опыта социального взаимодействия. Значимой для усвоения детьми является идея о том, что человеку хорошо в том коллективе, где люди умеют договариваться между собой.

Как правило, структура каждого занятия состоит из трех частей:

  1. Вступительная часть: ритуал приветствия, функция которого установление эмоционально-позитивного контакта с детьми и формирования у них направленности на сверстников. Также разминка включает в себя упражнения, которые помогают настроиться на работу, повышают уровень активности детей и способствуют формированию их групповой сплоченности.

  2. Основная часть включает игры, беседы, обсуждение проблемных ситуаций.

3. Заключительная часть: подведение итогов (рефлексия), ритуал прощания.

Данная программа рассчитана на один учебный год, предлагается для учащихся 3-х классов общеобразовательной школы и реализуется в ходе учебно-воспитательного процесса. В реализации программы участвуют: учащиеся, классные руководители, социальный педагог, психолог.

Содержание работы социального педагога по формированию социальных компетенций у учащихся представлено нами в следующей таблице:

НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

«Мы и наш класс»

- создать благоприятную атмосферу в классе, установить контакт между детьми;

-развить готовность детей к сотрудничеству в совместной деятельности;

-содействовать активному участию детей в жизни класса, школы;

- развивать навыки товарищества, заботы, взаимопомощи.

Вводное занятие «Давайте познакомимся».

Занятие «Как хорошо с тобой дружить!» в форме Малого Круга

Занятие «Когда мои друзья со мной».

«Если добрый ты…»

- воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека;

- развивать умение учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения;

- развивать способность адекватной самооценки, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Занятие «Будьте добры».

Командное состязание «Турнир Знатоков этикета и норм поведения».

Занятие «Уважая себя – уважай других»

Акция «День добрых Сюрпризов»

«Учимся жить без конфликтов»

- научить детей относиться друг к другу уважительно, усвоить некоторые правила бесконфликтного общения и выхода из конфликта;

- отработать навык конструктивного разрешения конфликтов;

- способствовать приобретению детьми позитивного опыта социального взаимодействия;

- достижение внутригруппового сплочения, осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы».

Занятие в форме разброса мнений «Как мы решаем конфликты».

Заключительное занятие «Мы и наш класс».

В процессе реализации данной программы в работе класса создается атмосфера сотрудничества, которая помогает детям ощутить собственную значимость, способствует укреплению дружбы, уважению других детей. На это направлена организация специальных реальных и воображаемых ситуаций, включающих такие виды деятельности, как посредничество при разрешении конфликтов между сверстниками, инсценировка, обсуждение проблемных ситуаций, игры. На занятиях педагог моделирует поведение, направленное на развитие позитивной самооценки, конструктивное отношение к конфликтам, сотрудничество.

Необходимо также отметить, что в общении педагога с детьми должны соблюдаться следующие нормы:

  1.  
    • выслушивать мнение ребенка до конца;

    • не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;

    • быть открытым и доступным учащимся;

    • отношения педагога и учащегося должны строиться на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.

Мониторинг результатов предполагает: во-первых, отслеживание (выявление) уровня сформированности мотивации к обучению учащихся, навыков самоконтроля, самоорганизации, навыков конструктивного неконфликтного взаимодействия со сверстниками и взрослыми; во-вторых, изучение межличностных отношений в классном коллективе.

Диагностический блокпредставлен основными методами изучения личности и классного коллектива, а именно:

  1. Беседы с учениками, классными руководителями.

  2. Наблюдения с целью изучения особенностей межличностного взаимодействия на уроке, классных часах, внеклассных мероприятиях.

  3. Анкетирование с целью изучения отношения к учению, к сверстникам, педагогу.

  4. Анализ результатов общественно-значимой деятельности учащихся.

Критерием эффективности программы служат качественные изменения в развитии уровня сформированности у детей способов конструктивного поведения, повышение мотивации к обучению, доброжелательные взаимоотношения в классном коллективе.

Ожидаемымирезультатами данной программы осознание учащимися норм социального поведения; снижение уровня конфликтности учащихся; повышение мотивации к обучению; сформированность у детей навыков саморегуляции, самоконтроля. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, уметь принимать самостоятельно решение, уметь конструктивно взаимодействовать со сверстниками и разрешать конфликты и использовать свой опыт правильного социального взаимодействия в дальнейшем. При эффективной работе дети не употребляют оскорбительных выражений, относятся друг к другу с уважением, каждый может выразить свое мнение по поводу классных дел, свои взаимоотношения дети строят не на агрессии, а стараются разобраться, используют совет, предложение, согласие.

Подводя итог, необходимо отметить, что социально-педагогическая деятельность по формированию социальных компетенций предполагает такую организацию учебно-воспитательного процесса, которая направлена на всестороннее развитие и воспитание социально компетентной личности, готовой к конструктивному взаимодействию и социально-значимой деятельности. Педагогу очень важно осознать необходимость работы по формированию социальной компетентности учащихся с начальной ступени обучения. Сформированность социальных компетенций позволяет учащимся приобрести опыт успешного социального взаимодействия как в учебной деятельности, так и в общественной жизни. От того, насколько эффективно учащийся может проявлять сопряженность личных интересов с потребностями социума, формировать собственную систему ценностей, сотрудничать с людьми и окружающим миром, зависит его становление как гражданина. Таким образом, дальнейшее изучение социальных компетенций учащихся начальных классов является весьма актуальным и требует поиска новых форм, методов их формирования в воспитательной практике общеобразовательной школы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бочарникова, М. А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации [Текст] / М. А. Бочарникова. – Начальная школа. – 2009. - №3. – С. 86 - 92.

  2. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И. А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 38 с.

  3. Исакова, Т.В. Развитие социальной компетентности как фактор социального здоровья [Текст] / Т.В. Исакова. – СПб.: РГПУ, 2003. – С. 18 - 24.

  4. Калинина Н. В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения [Текст] / Н. В. Калинина // Психологическая наука и образование. - 2001.- № 4. - С. 16 - 48.

  5. Хуторской, А. В., Хуторская, Л. Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования [Текст] / А. В. Хуторской, Л. Н. Хуторская // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / Под ред. А.А.Орлова. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. - Вып. 1. - С. 117 - 137.

Просмотров работы: 20184