СИСТЕМА КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ НАЧАЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ) - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СИСТЕМА КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ НАЧАЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Начальный курс географии – это первая ступенька, от которой во многом зависит успех дальнейшего изучения предмета. Если в VI классе познавательный интерес к обучению не появится, наивно полагать, что он проявится в старших классах. Поэтому особенно важно, чтобы изучение нового предмета как можно больше опиралось на повседневный опыт учащихся, что позволило бы им самим добывать знания, участвовать в открытии «своих Америк». Принцип малых географических открытий поможет ученику стать исследователем, откроет ему широкий простор для творческого познания мира [1].

Начальный курс географии благодаря большому количеству краеведческих заданий имеет прекрасные возможности для изучения предмета как в кабинете, так и на природе. А если учесть, что в настоящее время большинство школ России переходит на ФГОС второго поколения, то начальный курс изучается два года, т.е. в V и VI классах. Значит, и времени для изучения родного края у учителя будет больше.

Программа географии в V-VI классах включает достаточно широкий круг краеведческих сведений, правильное использование которых способствует формированию у учащихся многих общих и единичных географических понятий.

Но не все учителя используют краеведческие задания. Порой это вызвано нехваткой времени на уроке, а порой – нежеланием учителя составлять подобные задания. Чаще всего учитель применяет задания о своей местности, но не на каждом уроке. Поэтому на уроках географии нарушается главная задача – системность в обучении, а у учащихся пропадает интерес к предмету.

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего и основного общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения [3]. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями и как следствием – формирование основных результатов обучения: личностных, метапредметных и предметных [3].

Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственного поиска, необходимо организовать этот поиск, управлять школьниками, развивать их познавательную деятельность.

Одним из средств достижения основных результатов обучения на наш взгляд, является система краеведческих заданий, которые можно использовать на каждом уроке географии при рассмотрении всех разделов и тем курса. Задания составлены с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и соответствуют требованиям стандарта второго поколения.

Таблица 1

Система краеведческих заданий в начальном курсе географии

(на примере отдельных разделов)

Раздел курса

Личностные результаты обучения

Метапредметные результаты обучения

Предметные результаты обучения

Пример краеведческого задания

Географическое познание нашей планеты

Овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях

   
  • Как в течение года меняется высота полуденного Солнца над горизонтом в умеренных широтах и в г. Благовещенске в частности?

  • Может ли на широте 50º с.ш. (широта г. Благовещенска) поступать солнечной энергии больше, чем на экваторе?

   

Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся

 
  • Подготовьте презентацию на тему «Первооткрыватели Амурской области».

  • С помощью ресурсов Internet и учебных пособий найдите топонимические названия рек Амурской области

     

Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов

  • Оцените прогноз погоды, составленный по народным приметам: а) перед непогодой цветки одуванчика смыкаются; б) утром слышен гром – вечером будет дождь; в) поздно вечером громко поют сверчки – к хорошей погоде.

  • С помощью компаса определите направление от вашего дома до школы; от школы до магазина; от дома до магазина.

Изображение земной поверхности

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона)

   
  • Изобразите план местности от вашего дома до школы, пользуясь условными знаками и масштабом.

  • При помощи полярной съемки изобразите план вашей школы и ее окрестностей в R – 15 метров.

     

Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения

  • Определите географические координаты с помощью карт атласа следующих городов: Благовещенск, Белогорск, Свободный, Шимановск.

  • С помощью шкалы высот и глубин по карте атласа определите: а) максимальную и минимальную высоты Амурской области; б) среднюю глубину рек Амурской области.

Геосферы Земли

Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

   
  • Возможны ли землетрясения в Амурской области?

  • Где в пределах области имеются выходы на поверхность минеральных подземных вод?

  • Разгадайте ребусы и запишите какие хребты распространены на территории Амурской области.

(Джагды)

   

Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся

 
  • Разгадайте ребусы, и вы узнаете, какие реки протекают по территории области

(Амур)

(Зея)

2

  • С какими крупными реками мира можно сравнить Амур и Зею по длине?

  • Какие факторы способствуют формированию болот на территории Амурской области?

  • Составьте кроссворд на тему «Реки Амурской области».

     

Формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования

  • Составьте презентацию на тему «Виды облаков в городе Благовещенске».

  • Разгадайте загадки: а) После того как Винни Пух неудачно полетал на воздушном шарике за медом, он решил заняться географией. Стоит задуматься над фразой «Кажется, дождик собирается», которую он по неосторожности сказал Пятачку. Друзья рассуждали, где на Земле им понадобится зонтик от дождя. Кто рассуждал правильно?

Пятачок сказал, что лучше всего махнуть в Австралию, в самый центр, в гости к мишке коале. Давление воздуха там подходящее — в тропиках высокое, и осадков в избытке. Только вот зонтик у него сломался (на него Винни Пух упал).

Кролик рассуждал практически: «Я известный овощевод, и мне не безразлично, будет дождь или нет. Можно побывать в Амурской области. Говорят, в Благовещенске в среднем за год около 65 дней с осадками. За летние месяцы выпадает 60-70% годовой нормы осадков, с максимумом в конце июля начале августа. Связано это с приходом морского тропического воздуха (МТВ) из-за муссонной его циркуляции».

«А вот мне дождик ни к чему – о перья намочит, еще чихать начну. Оставаться надо здесь – в Англии и зонтик купить», – заявила Сова.

«А я бы отправился на Северный полюс, летом там хорошо, и от частых дождей зонтик пригодится», – задумчиво размышлял Иа.

  • Как погодные и сезонные явления отражены в народном творчестве и фольклоре амурских поэтов?

Список литературы

  1.  
    1.  
      1.  
        1. Летягин, А.А. Программа и тематическое планирование по курсу «Начальный курс географии» (V-VI классы) / А.А. Летягин // География в школе. – 2012. – №8 – С. 23-27

        2. Примерные программы по учебным предметам. География. 6-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 71 с. (Стандарты второго поколения).

        3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.

Просмотров работы: 4740