ДВОЙСТВЕННОСТЬ В ОПРЕДЕЛЕНИИ СУЩНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ДВОЙСТВЕННОСТЬ В ОПРЕДЕЛЕНИИ СУЩНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Безменов А.А. 1
1МОУ СОШ №7. Центр дистанционного обучения детей с ограниченным возможностями (Ивановская область). ШФ ФГБОУ ВПО ИвГУ.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дистанционная образование в России начало развиваться в 90-е годы. В декабре 2002 года была утверждена «Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации». 21 января 2010 года Президентом Российской Федерации была утверждена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Суть этой программы заключается в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить учащихся к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны. Одним из приоритетных направлений модернизации современной школы провозглашается развитие модели дистанционного образования. 11 ноября 2010 на заседании Президиума Правительства РФ была одобрена новая Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы, которая станет базовым инструментом для реализации президентской инициативы «Наша новая школа». Целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

а) обеспечение инновационного характера базового образования;

б) модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;

в) создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

г) формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

Но здесь же отмечается, что в российском образовании в последние годы сложились тенденции и подходы к созданию условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг. Основные принципы образовательной политики России определены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года. Анализ данного документа позволили сделать вывод о том, что одной из основных задач образования на современном этапе является развитие дистанционного обучения, создание программ, реализующих информационные технологии в образовании.

29 февраля 2012 года Президентом России Дмитрий Медведев подписал закон о дистанционном образовании. Учебным заведениям предоставляется возможность использовать программы электронного обучения, в том числе дистанционные образовательные технологии. Электронное обучение может использоваться во всех образовательных программах, реализуемых учебными заведениями, при всех формах обучения.

Таким образом, реализация развитие модели дистанционного образования в России является не только социальным, но и государственным заказом. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении должны быть созданы условия для электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий и программ. Кроме того, законопроектом в структуру федеральных стандартов включаются требования о создании условий, обеспечивающих использование электронного обучения.

Однако уровень развития отечественного образования пока не соответствует требованиям инновационного социально ориентированного развития страны. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

Определимся с определением понятия — дистанционное обучение. Несмотря на многолетний отечественный и зарубежный опыт теории и практики дистанционного обучения, отсутствует общепринятое определение дистанционного обучения. Рассмотрим понятие «дистанционное обучение» опираясь на содержание терминов «обучение» и «дистанционное». Приведем наиболее типичные с точки зрения автора определения традиционного обучения.

  1.  
    1. Вдовюк В.И.(доктор педагогических наук, профессор; ФГОУ ВПО «Пограничная академия ФСБ РФ» Москва): обучение - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности курсантов и слушателей по овладению научными и прикладными знаниями, навыками и умениями, развитию мышления, творческих способностей, личностных качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности [6].

    2. Давыдов В.В. (доктор психологических наук): обучение - целенаправленный процесс управления активной учебно-познавательной деятельностью учащихся по овладению профессиональными знаниями, навыками, развитию творческих способностей, формированию мировоззрения и личностных качеств, необходимых студентам для самостоятельного овладения профессией [8].

    3. Золотарев А.А. (доктор педагогических наук, профессор): обучение - процесс взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, протекающий в рамках педагогической системы [11].

    4. Гарунов М.Г. (доктор педагогических наук, профессор): обучение - двухсторонний процесс в котором взаимодействуют обучаемый и обучающийся и в ходе которого планомерно и целенаправленно осуществляется образование, воспитание и развитие человека [7].

    5. Семушина Л.Г. (доктор педагогических наук, профессор): обучение - совместная деятельность преподавателя и субъектов учения, имеющая своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений, навыков, элементов мировоззрения, будущей профессиональной или учебной деятельности [7]

    6. Сластенин В.А.(доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской Академии образования): обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования, который отражает все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон) [16]

Анализ приведенных выше понятий показывает, что в качестве доминирующих признаков наиболее часто встречаются следующие: система, процесс, двусторонность. Использование такого термина, как «процесс», не дает однозначного понимания той системы, в которой осуществляется процесс обучения, ее основных структурных элементов, зависимости между ними. Однако известные определения послужили базой для формирования понятия «дистанционное обучение». Разберем его некоторые трактовки.

  1.  
    1.  
      1. Захарова И.Г. (доктор педагогических наук): дистанционное обучение - средство обучения, интегрированное в целостный дидактический процесс профессиональной подготовки будущего специалиста [10].

      2. Андреев А.А. (доктор педагогических наук, профессор Российского института открытого образования, Москва): дистанционное обучение — совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, представления студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала [2].

      3. Домрачев В.Г. (заслуженный работник высшей школы РФ, государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"): дистанционное обучение - это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео аудиотехники, космической и оптоволоконной техники [9].

      4. Ассоциация дистанционного обучения США (USDLA): дистанционное обучение - это приобретение знаний и умений благодаря связке информации и учения, включающей в себя все технологии и другие формы обучения на расстоянии.

      5. Федеральный закон от 28.02.2012 N 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»: под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются технологии, реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

      6. Полат Е.С. (доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дистанционного обучения ИСМО РАО): дистанционное обучение — это процесс обучения, в котором учитель и ученик (или учащиеся) географически разделены и потому опираются на электронные средства и печатные пособия для организации учебного процесса [9].

Рассмотренные определения отражают только одну сторону такого многогранного явления, как дистанционное обучение. Нет четкой ясности в том, чем является дистанционное обучение — средством обучения или совершенно иной формой организации образовательного процесса. Один из авторов видит в дистанционном обучение не более чем новую ступень в заочном обучении. Не рассматривая дистанционное обучение как самостоятельную форму обучения, в которой могут участвовать учащиеся школ, студенты очных отделений вузов. Дистанционное обучение приравнивается к информационным технологиям. Практически не учитывается педагогическая составляющая данного вопроса.

Авторами ставится знак равенства между дистанционным обучением и дистанционными технологиями, то есть системой средств и методов. Хотя в дидактике методы и средства — самостоятельные категории, компоненты системы обучения. Ряд авторов считает что обучение является дистанционным в том случае, если оно базируется на информационно — коммуникационных технологиях и различных технических средствах [7,9]. Однако в настоящее время существуют вузы (Современная гуманитарная академия), которые осуществляют дистанционное обучение используя и кейс-технологии. Воснову подобного обучения положена самостоятельная работа учащихся по изучению различных печатных и мультимедийных учебных материалов, предоставляемых в форме. При этом, с одной стороны, любой кейс является завершенным программно-методическим комплексом, где все элементы связаны друг с другомв единое целое - материалы для знакомства с теорией, практические задания,тесты дополнительные и справочные материалы, компьютерные модели исимуляции.

Данные расхождения в определении понятия «дистанционное обучение» приводят к недостаточной проработке вопроса связанного с педагогической поддержкой дистанционного образования, отсутствию точного понимая того как нужно учить. Как структурировать и, впоследствии, выдавать материал ученику. В результате курсы для дистанционного обучения не имеют той информационной содержательности, которая необходима для современного ученика.

В подтверждении вышесказанного, было проведено социально-педагогическое исследование. Целью исследования была проверка гипотезы, что педагогическая поддержка дистанционного обучения не соответствует тому уровню, который необходим для получения качественных, полных знаний об изучаемом предмете. В исследовании участвовало более 110 человек из различных образовательных учреждений (Ивановский промышленно-экономический колледж, Шуйский сельскохозяйственный колледж, Профессиональный лицей №4). В результате обобщения полученных данных был сделан ряд выводов. Около половины учащихся хорошо знакомы с дистанционными технологиями в обучении (более 43 %). Анализируя данные другой половины опрошенных, было сделано заключение, что порядка 54% учащихся о дистанционных технологиях только слышали и 3% ничего не знают о данной форме обучения (рисунок 1).

Рисунок 1. Диаграмма степени ознакомления учащихся с дистанционными технологиями. 1 – высокая степень . 2 – средняя степень . 3 – низкая степень .

Одной из доминирующих мотиваций для использования дистанционных технологий в обучении является подготовка к сдаче экзаменов - 57%. Лишь 35% прибегают к дистанционным формам обучения на основании желания получить новые знания. И 8% опрошенных не используют Интернет в процессе своего образования (рисунок 2).

Рисунок 2. Диаграмма степени мотивации учащихся при дистанционном обучении. 1 – высокая степень . 2 – средняя степень . 3 – низкая степень .

Как показало опрос, 38% учащихся считают, что получить реальные и достоверные знания из Интернет-источников можно в полной мере. 61% при использовании образовательных ресурсов полагается на полученную из них информацию частично. И 1% считают, что настоящих знаний получить из Интернета нельзя.

Рисунок 3. Диаграмма степени достоверности информации полученной из Интернет-источников. 1 – высокая степень. 2 – средняя степень . 3 – низкая степень.

31% учащихся информационная загрузка образовательных ресурсов удовлетворяет полностью; 60% высказали свое неудовлетворение полнотой информации, которая содержится на Интернет-ресурсах; 9% информационная содержательность не удовлетворяет по всем критериям: полнота раскрытия темы, понятность, наглядность и так далее (рисунок 4).

Рисунок 4. Диаграмма степени достоверности информации полученной из Интернет-источников. 1 – высокая степень. 2 – средняя степень . 3 – низкая степень.

Однако, как показал опрос, у 80% учащихся степень заинтересованности предметом будет увеличена, если использовать дистанционные формы обучения. 20% исследуемых не будут заинтересованы предметом даже при введении дополнительных курсов дистанционного обучения (рисунок 5).

Рисунок 5. Диаграмма степени активизации познавательной деятельности при дистанционном обучении. 1 – высокая степень. 2 – низкая степень.

Итак, из проведенного исследования можно сделать несколько выводов:

а) Дистанционное обучение постепенно занимает устойчивую позицию в современном образовании, сознании учащихся.

б) Учащихся видят для себя перспективу в такой форме обучение, высказывают свое желание участвовать в ней.

в) На данный момент одной из главных проблем, которая существует в дистанционном образовании – это отсутствие глубоких, детальных научных исследование в области методики дистанционного обучения. Данный недостаток влечет за собой недостаточно проработанный курсы для дистанционного изучения предмета. Поэтому многие учащиеся в ходе исследования отметили, что главной проблемой данного вида обучения является неполнота представленной информации, либо ее недостоверность.

Список литературы

  1. Агапонов С.А. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий// БХВ- Петербург, 2003. С. 32-39.

  2. Андреев А.А., Меркулов В.П., Тараканов Г.В. Современные телекоммуникационные системы в образовании // Педагогическая информатика № 1, 2005 г., С. 55-63.

  3. Бакалов В.П. Дистанционное обучение, концепция, содержание, управление// Горячая Линия – Телеком, 2008. – С. 97-107.

  4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. /В.П. Беспалько - М., 2005. С 54-67

  5. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. - М ., 2008., С. 45-49

  6. Вдовюк В.И., Шабанов Г.А. Педагогика высшей школы: современые проблемы. -М: ВУ, 2006, С. 54-65.

  7. Гарунов М.Г., Семушина Л.Г., Фокин Ю.Г., Чернышев А.П. Этюды дидактики высшей школы. -М.: НИИ ВО, 2006, -С. 112-115

  8. Давыдов В.В. Педагогика -М: ИЭП, 2007, -С. 123-125.

  9. Домрачев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высш. образ. в России, № 3, 2006 г. – С. 32-35.

  10. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С.156 – 160.

  11. Золотарев А.А. и др. Теория и методика систем интенсивного обучения. Т.1-4. -М.: МГТУ ГА, 2007. – С. 110 – 114.

  12. Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения // Академия, 2007. – С. 305 – 310.

  13. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: Специализированный учебный курс / С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская и др. – М.: Дрофа, 2006. – С. 134- 138.

  14. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. / Г. К Селевко – М., 2008- с.256

  15. Трайнев В.А. Дистанционное обучение и его развитие// Дашков и Ко, 2006.- С. 280 - 285

  16. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А .И. Мищенко, Е .Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 2007. – С. 452- 455.

Просмотров работы: 3812