СОЦИАЛЬНЫЕ АКЦИИ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОЦИАЛЬНЫЕ АКЦИИ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Переходько О.И. 1
1«Вятский государственный гуманитарный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты профилактики экстремизма

в молодёжной среде…………………………………………………………….7

  • Молодёжный экстремизм: сущность, причины

возникновения, классификация………………………………..………………7

  • Возможности социальных акций в профилактике

молодёжного экстремизма…………………………………………………….15

Глава 2. Социальная акция как средство профилактики

экстремизма в молодёжной среде………………………………………….....26

  • Реализация социальной акции «Все различны – все равны!»………………………………………………………………………....26

  • Реализация социальной акции «Пройди экспресс-тест на толерантность»………………………………………….…………………......30

  • Реализация социальной акции «Пойми себя: согласен или не согласен»……………………………………………………………………….33

Заключение………………………………………………………….......37

Список литературы……………………………………………………..40

Приложения……………………………………………………………..43

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

Современное общество предоставляет молодёжи огромное количество возможностей для всестороннего развития личности. Но, к сожалению, то новое, к чему стремится сегодня молодёжь, не всегда обладает позитивными и прогрессивными качествами. Вольно или невольно молодое поколение становится носителем опасных и негативных результатов современной цивилизации – участия в преступной деятельности, заражённости СПИДом, употребления алкоголя и наркотиков, зависимости от компьютерных технологий. Не менее тревожным является и факт того, что молодёжь становится не только объектом, но и субъектом экстремизма и терроризма.

Российское государство характеризуется многонациональностью и многоконфессиональностью. Важным проявлением молодёжного экстремизма является интолерантность – нетерпимость людей к членам общества, принадлежащим к «чуждым» социальным группам, исповедующим иные политические взгляды, экономические, эстетические, моральные, религиозные идеи, имеющие другой цвет кожи или этническую принадлежность [12].

Экстремизм всё чаще проявляется в политической, социальной, религиозной и других сферах общественной жизни. Известно, что любое явление в истории человечества имеет свою причинно–следственную связь.

Экстремизм в молодёжной среде имеет свои особенности, которые вытекают из сущности молодёжи как социальной группы и определяются переходным характером становления её субъектности. Это связано с преодолением молодёжью внутренних и внешних противоречий. Внутренние противоречия молодым людям приходится преодолевать в стремлении обрести самостоятельность и независимость от взрослых. При взаимодействии молодёжи с обществом, при столкновении с его жёсткими требованиями, возникают внешние противоречия. Молодёжь не может адекватно реагировать на возникающие трудности и проблемы, для чего выбирает экстремальные формы защиты [16].

В этой ситуации проблема борьбы с молодёжным экстремизмом становится общегосударственной задачей, включающей в себя различные аспекты её реализации. Основными направлениями борьбы с экстремизмом является принятие профилактических мер, выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Противодействие экстремистской деятельности в молодежной среде – это социальная работа, которая связана с профилактикой психического здоровья, с вопросами эффективной адаптации к жизни и окружающей среде, с проблемами педагогики, воспитания, общения и в целом понимания людьми друг друга и самих себя. Социальная акция как общественно – полезная, социальная деятельность является эффективным средством профилактики молодёжного экстремизма. С помощью данного механизма осуществляется распространение информации о проблеме молодёжного экстремизма среди населения, изучение отношения общества к проблеме и содействие формированию толерантного общественного сознания.

Степень научной разработанности темы

Проблемами экстремизма занимались многие исследователи, но в силу сложности самого явления, экстремизм сегодня с трудом поддаётся объективному рассмотрению.

Ещё Г. Лебоном, С. Московичи, Г. Де Тардом и др. было замечено, что человек утрачивает ряд своих личностных качеств, если он действует в группе, организации, объединении [23].

В. А. Диль в своих работах обращает внимание на тенденции развития современного экстремизма, в частности, молодёжного и информационного [10]. А. В. Павлинов и Е. Ю. Дятлова выделяют особенности проявлений молодёжного экстремизма и предлагают свои меры для программы профилактики экстремизма [18].

По данной проблематике проводятся важные социологические исследования. Так, в 2006 году на базе ИСПИ РАН было проведено Всероссийское исследование молодежи, направленное на изучение социальной базы экстремизма и степени его распространения среди молодежи под руководством М К. Горшкова и Ю. А. Зубок. В 2007 году – исследование среди участников молодежных движений, с целью изучения механизмов воспроизводства экстремистских проявлений в молодежных организациях различной направленности (экологических, национально-патриотических, националистических, оппозиционных, протестных, прокремлевских, правозащитных) под руководством Ю. А. Зубок и В. И. Чупрова.

Вопросам профилактики молодёжного экстремизма также посвящены многочисленные научные работы. Так, В. А. Смирнов, рассматривая феномен молодёжного экстремизма, предлагает конкретные шаги, позволяющие выстроить общегосударственную систему профилактики данного явления в среде молодого поколения [22].

Т. Л. Евдокимова в своих работах особое внимание уделяет формированию нормативно – правовой базы, регламентирующей противодействие молодёжному экстремизму [12]. Также законодательному обеспечению противодействия экстремизму посвящены работы Н. В. Долингера, А. С. Доставаловой и А. И. Дурова [11]. Социокультурные аспекты противодействия экстремизму в молодёжной среде рассматривает Р. М. Афанасьева [6].

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: обоснование эффективности социальных акций как средства профилактики экстремизма в молодёжной среде.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: экстремизм в молодёжной среде.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: социальные акции как средство профилактики экстремизма в молодёжной среде.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • охарактеризовать сущность, причины возникновения, виды экстремизма в молодёжной среде;

  • изучить сущность профилактической работы, её принципы, основные формы и методы;

  • обосновать эффективность социальной акции в профилактике молодёжного экстремизма;

  • разработать и реализовать комплекс социальных акций, направленных на профилактику экстремизма в молодёжной среде.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • теоретические:

- анализ научной, педагогической, социологической, справочной, художественной, учебной литературы;

- цитирование;

- создание библиографии.

  • практические: наблюдение, беседа, изучение письменных работ участников, анализ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ

  • Молодёжный экстремизм: сущность, причины возникновения, классификация

Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране.

Современное российское общество характеризуется идеологией и практикой экстремизма в политической, экономической, социальной, религиозной и других сферах общественной жизни. Отличительными особенностями экстремизма выступают нетерпимость и радикализм, а свойствами сознания – спрямлённость мышления, деление мира на «свой» и «чужой» [18].

В разных странах и в разные времена было дано много различных юридических и научных определений понятию "экстремизм". Единого определения на сегодняшний день не существует. Большой толковый словарь дает следующее определение экстремизму: «Экстремизм – это приверженность крайним взглядам и мерам». Современный словарь иностранных слов даёт идентичное определение экстремизму.

В Федеральном Законе "О противодействии экстремистской деятельности" № 114 – ФЗ от 25 июля 2002 г. экстремистская деятельность (экстремизм) определяется как:

  • деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

  • подрыв безопасности Российской Федерации;

  • захват или присвоение властных полномочий;

  • создание незаконных вооруженных формирований;

  • осуществление террористической деятельности;

  • возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

  • унижение национального достоинства;

  • осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

  • пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

  • публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;

  • финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий [3].

В России распространение экстремизма стало одной из острейших проблем. Особое место занимает экстремистское поведение молодёжи. Молодёжи свойственна психология максимализма, который в условиях социального кризиса общества образует почву для агрессивности и экстремизма. Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, не имеющей прочных идеологических установок, формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют разобщенную российскую молодежь в своих политических интересах.

Ю. А. Зубок и В. И. Чупров, изучая молодёжь, сделали вывод о том, что предпосылкой молодёжного экстремизма является экстремальность как сущностное свойство сознания и поведения молодёжи. По их мнению, экстремальность – это различные формы проявления максимализма в сознании и крайности в поведении на групповом и индивидуально – личностном уровнях.

Опираясь на данные своего социологического исследования, Ю. А. Зубок и В. И. Чупров выделяют тенденции изменения экстремальных настроений, которые проявляются в различных сферах жизнедеятельности молодёжи:

  • в образовании и труде экстремальность молодёжи просматривается в равнодушном отношении, то есть в форме нигилизма, образование рассматривается как «обязаловка»;

  • в бизнесе экстремальные настроения молодёжи отражают отношение к предпринимательской деятельности, осуществляемой не правовыми способами и отношение к богатству;

  • в политической жизни экстремальность проявляется в недоверии молодёжи действующим в стране институтам власти и общественным организациям;

  • в досуге экстремальность молодёжи выражается в удовлетворённости участием в «тусовках» разного рода фанатов, в том числе музыкальных, спортивных и других.

В наиболее выраженной форме экстремальные настроения отмечаются в личностном и групповом самоопределении молодёжи. Об уровне экстремальности в личностном самоопределении свидетельствует выбор молодыми людьми факторов, способствующих становлению личности, обретению уверенности в себе – физической силы и внешней привлекательности. В групповом самоопределении об экстремальных настроениях говорят гипертрофированные представления молодёжи о себе как месии, призванной установить общественный порядок.

Экстремальные настроения четко прослеживаются и в жизненных ориентациях молодёжи:

  • в представлениях молодёжи о современностях;

  • в выборе жизненной позиции;

  • в отношении к мигрантам;

  • в отношении к богатым;

  • в отношении к чиновникам и бюрократам;

  • в отношении к представителям других религий.

Таким образом, экстремальные настроения молодёжи отмечены в различных сферах её жизнедеятельности, в её личностном и групповом самоопределении, в выборе жизненной позиции и в отношениях с социальным окружением.

Ю. А. Зубок и В. И. Чупров в ходе анализа данных, полученных в результате социологического исследования, упомянутого выше, пришли к выводу, что экстремизм в поведении молодёжи обусловлен уровнем экстремальности. То есть, исследование подтверждает сущность молодёжного экстремизма, которая определяется социально – групповыми особенностями сознания молодёжи, а формы его проявления связаны со спецификой её социального поведения [16].

А. В. Смирнов, изучая молодёжный экстремизм, рассматривает его какособую форму активности молодых людей, которая выходит за рамки общепринятых норм, типов, форм поведения и направлена на разрушение социальной системы или какой – либо её части [22].

Причин возникновения экстремизма именно в молодёжной среде может быть множество, в частности социально – политические факторы [24]:

  • кризис экономической системы;

  • криминализация массовой культуры;

  • социокультурный дефицит;

  • преобладание досуговых ориентаций над социально – полезными;

  • кризис школьного и семейного воспитания;

  • конфликты в семье и в отношениях со сверстниками;

  • деформация системы ценностей;

  • криминальная среда общения;

  • недостаточная социальная зрелость;

  • социальное неравенство;

  • желание самоутвердиться;

  • недостаточный профессиональный и жизненный опыт и другие.

Но в Российской Федерации молодёжный экстремизм имеет и другие причины, корни которых лежат в экономическом и государственном кризисе после развала СССР. Ликвидировав коммунистическую идеологию, советский патриотизм, новая власть не предложила ничего взамен. Своими антинациональными действиями она создала почву для различных националистических группировок.

При анализе молодёжного экстремизма можно выделить несколько оснований для его типологии.

  • По направленности экстремистской активности выделяют:

  • экстремизм в сфере межэтнических отношений –националистические, фашистские идеи, конфликт между представителями разных национальностей;

  • религиозный экстремизм – конфликт между представителями разных конфессий, религий, религиозных направлений, проживающих на одной территории;

  • политический экстремизм – это социально – экономические идеи против политической системы государства, её представителей или против политических оппонентов;

  • экстремизм в сфере молодёжных субкультур – конфликт между представителями разнообразных молодёжных субкультур, являющихся носителями противоположных ценностей, типов, моделей поведения и мировосприятия;

  • социальный экстремизм – конфликт разных социальных групп, искоренение и уничтожение отдельных сообществ;

  • По степени сформированности экстремистских установок различают:

  • стихийный экстремизм, проявляющийся эпизодически, основанный на стереотипах, архетипах, традиционных социокультурных образах и мифах. Экстремистская активность такого типа выражается спонтанно, аффективно. В сознании носителя данного типа отсутствуют чёткие когнитивные установки экстремистского толка, есть лишь некоторые смутные ощущения, эмоции, стереотипы и образы;

  • организованный экстремизм рассматривает экстремистскую активность как один или единственный метод улучшения мира и решения существующих проблем. Данный тип реализуется в рамках экстремистских субкультур, радикальных организаций, группировок, сект [22].

Также наблюдается развитие такой тенденции как переход экстремизма в пространство информационных технологий – информационный экстремизм. Данное явление ещё не вышло на мировой уровень, но с учетом современного развития информационных технологий, данный вид экстремизма может быстро превратиться в одну из проблем современного общества. Информационный экстремизм — это деятельность, связанная с созданием, хранением и (или) распространением информации, обрабатываемой компьютером, содержащей предусмотренные законом признаки экстремистской деятельности, использованием этой информации для деструктивного воздействия на психику людей, не осознаваемыми ими. Критерием информационного экстремизма является нанесение законным интересам, правам и свободам граждан физического, материального, морального и иного ущерба. В основу данного понятия положено определение О. С. Жуковой, Р. Б. Иванченко, В. В. Трухачёва [14].

Экстремизм в молодежной среде как негативное социально-политическое явление характеризуется сложной структурой. Ее основными составляющими, при относительно высоком уровне развития данного явления, выступают следующие аспекты:

  • идеологический аспект выражается в тех или иных теориях, концепциях экстремистской направленности, предназначенных для идейно-политического объединения экстремистски настроенных лиц, обоснования выдвигаемых ими целей борьбы и необходимости использования для их достижения противоправных форм и методов деятельности, а также приобретения единомышленников и завоевания поддержки общества;

  • организационный аспект экстремизма в молодежной среде служит для организационно-политического объединения тех или иных сил определенной экстремистской ориентации, предполагает выработку стратегических и тактических основ их деятельности, управление ими, финансовое и материально-техническое обеспечение экстремистской деятельности;

  • деятельностный аспект экстремизма в молодежной среде, или его практика, выражается в непосредственном экстремистском воздействии на противников экстремистов – объектов рассматриваемого явления в различных формах нелегитимного насилия и других крайних мер. Он носит целенаправленный характер и выражается в широком комплексе экстремистских акций [4].

Таким образом, Россия находится среди государств, где риски проявления экстремистских настроений достаточно велики, что объясняется многонациональным и многоконфессиональным характером государства. Экстремизм является острой проблемой современного общества. Данный феномен подразумевает приверженность к чрезвычайным, нетрадиционным, непринятым, непримиримым, решительным, исключительным взглядам и мерам. Экстремизм угрожает стабильному существованию всего социума, проявляясь в политической, экономической, социальной, религиозной и других сферах общественной жизни. В многообразии причин экстремизма выделяются как общие, обусловленные социальными, политическими, экономическими факторами, так и специфические, связанные с условиями существования конкретных социальных групп.

Свои особенности экстремизм имеет и в молодёжной среде. Природа молодёжного экстремизма определяется социально – групповыми особенностями сознания молодёжи, а формы проявления связаны со спецификой её социального поведения. По мнению В. И. Чупрова и Ю. А. Зубок, молодёжный экстремизм представляет собой социально обусловленные формы отклонения от развития экстремального типа сознания молодёжи и нарушения меры в выборе адекватных моделей поведения, приверженность к крайним взглядам и поступкам, опасных для окружающих.

Структуру молодёжного экстремизма составляют 3 аспекта: идеологический, организационный и деятельностный. Для классификации экстремизма выделяются такие основания, как направленность экстремистской активности и степень сформированности экстремистских установок. Также в контексте развития информационных технологий происходит становление нового типа экстремизма – информационного.

При построении системы профилактики экстремизма в молодёжной среде важно учитывать социально–экономические и возрастные особенности молодёжи. Необходимо внедрение инновационных методов профилактической работы, которые должны содержать косвенные, «мягкие» формы включения молодёжи в позитивную, конструктивную, социально приемлемую активность.

  • Возможности социальных акций в профилактике экстремизма в молодёжной среде

Известно, что любую проблему разумнее предотвратить, чем решить. Предотвращение, недопущение появления различных проблем отражает суть принципа превентивности мер. Он заключается в необходимости предупреждать причины социальных проблем общества, устранять их на начальной стадии формирования, предупреждать формирование ситуации риска. Исходя из этого, необходимо проведение целенаправленной, планомерной, систематической профилактики современных проблем общества.

Профилактическая деятельность – совокупность государственных, общественных, социально – медицинских и организационно – воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения. Основная цель профилактической деятельности – предупреждение и минимизация негативных последствий различных процессов общества [8].

Профилактическая деятельность базируется на ряде принципов, важнейшими из которых являются:

  • долгосрочность и непрерывность – профилактическая деятельность эффективна только в случае её непрерывного осуществления в течение длительного времени;

  • последовательность и систематичность – профилактическая работа строится поэтапно, все реализуемые мероприятия взаимосвязаны и образуют систему;

  • гуманность – необходимость проявлять внимательное и доброе отношение ко всем категориям, являющимся объектами профилактики;

  • профессионализм – профилактическая работа должна осуществляться специалистами с соответствующим образованием и подготовкой;

  • адресность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей – профилактическая работа должна быть направлена на конкретную целевую аудиторию, в соответствии с чем продумываются её содержание, формы, методы и средства реализации;

  • сотрудничество и согласованность действий лиц, участвующих в профилактике – профилактическая деятельность должна быть комплексной и осуществляться на разных уровнях;

  • своевременность – важно точно определить, когда следует начинать работу по профилактике;

  • личная заинтересованность и ответственность участников;

  • активность участников – профилактика предполагает не воздействие на объект, а взаимодействие субъектов [8].

На сегодняшний день можно говорить о существовании различных методов социальной профилактики [17].

Так, медико–социальныеметоды направлены на создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека (медико–социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медико–социальный патронаж).

Сущность организационно–административныхметодов социальной профилактики заключается в создании системы социального контроля, разработке соответствующей правовой и законодательной базу, формировании системы органов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике (социальный контроль и социальный надзор, социальное управление и социальное планирование и другие).

Правовые методы отвечают за разработку и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил (правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п.).

На формирование у различных социальных субъектов социально – приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения кругозора направлены педагогические методы. К их числу относятся давно и хорошо всем известные методы образования, воспитания и просвещения.

Экономические методы способствую поддержанию приемлемого и достойного уровня жизни человека и созданию необходимых условий для удовлетворения его материальных потребностей (экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка и т.п.).

Для создания в обществе эффективной системы политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках, применяются политические методы социальной профилактики.

Социальный эффект использования этих методов профилактики на практике будет существенно выше при условии их комплексного использования, то есть при разработке и реализации системы социально –профилактических мероприятий. В зависимости от того, какие цели будут преследовать эти мероприятия, можно выделить следующие их разновидности:

  • нейтрализующие – способствующие пресечению каких–либо тенденций, возможностей;

  • компенсирующие – направленные на восполнение понесённой субъектом утраты;

  • предупреждающие – позволяющие не допустить возникновения обстоятельств, способствующих социальным или личностным отклонениям;

  • устраняющие – отвечающие за устранение подобных обстоятельств;

  • контролирующие – способствующие последующему наблюдению за эффективностью социально – профилактических мероприятий [17].

Профилактические мероприятия необходимы и важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Это обусловлено тем, что любой участок социальных отношений, социальных связей и взаимодействий всегда связан со столкновением различных точек зрения и различных интересов, несовпадением мнений и позиций, стремлением к достижению различных целей. Это приводит к конфликтным ситуациям и к удовлетворению интересов одних социальных субъектов за счёт ущемления интересов других. Такие ситуации ведут к тому, что человек или группа, интересы которых на данный момент времени не удовлетворяются, стремятся изменить сложившиеся обстоятельства в свою пользу. При этом, не всегда выбор средств для достижения поставленной цели соответствует принятым социальным нормам. Правильно организованная, грамотно и своевременно осуществлённая работа социально – профилактического содержания помогает избежать возникновения этих и им подобных ситуаций.

Деятельность социально – профилактического содержания может осуществляться посредством проведения социальных акций. Социальная акция как средство профилактики имеет место быть, так как она отвечает основным принципам профилактической деятельности, может осуществляться в рамках всех методов социальной профилактики (медико – социальных, организационно – административных, правовых, педагогических, экономических, политических). С помощью акции можно быстро, емко ненавязчиво донести до большого количества людей нужную идею, привлечь внимание к проблеме. Акция позволяет транслировать позитивный ценностный ряд и ненавязчиво задавать ориентиры.

Социальная акция – один из видов социальной деятельности, целями которой могут быть [13]:

  • привлечение внимания общества к существующей социальной проблеме. Это может быть проблема, волнующая определенную группу населения (молодежь, пожилых, больных сахарных диабетом и т. п.). Это может быть проблема, волнующая какое – либо профессиональное сообщество, например: медицинских работников тревожит низкий уровень информированности молодежи о путях распространения ВИЧ – инфекции и мерах ее предупреждения. Это может быть проблема жителей конкретной территории. Это может быть проблема, требующая привлечения внимания органов исполнительной и законодательной власти. Таким образом, ключевым моментом социальной акции является деятельность по привлечению внимания общества к существующей проблеме, в том числе посредством распространения информации. Понимание того, чья это проблема, определяет, кто будет организатор, исполнитель и целевая аудитория планируемой социальной акции;

  • изучение отношения общества, разных его групп, органов исполнительной и законодательной власти к существующей проблеме;

  • распространение информации среди разных групп населения;

  • содействие формированию общественного сознания.

Социальная акция как целенаправленная деятельность имеет субъекты и объекты. Субъектами социальной акции выступают государственные, коммерческие и общественные организации, объединения, учреждения, органы исполнительной власти, организации – партнеры, меценаты, физические лица. Объекты социальной акции – разные социальные группы населения, органы исполнительной и законодательной власти, жители конкретной территории.

В настоящее время выделяется несколько видов социальных акций:

  • исследовательские: проведение опроса разных групп населения;

  • рекламные: PR планируемого мероприятия, услуги, нового учреждения, службы, социальной ценности и т. п.;

  • благотворительные: сбор денежных средств, вещей, книг и т. п. для передачи их целевой группе;

  • социально–педагогические, воздействующие на изменение сознания, поведения, отношения определенной категории населения к чему – либо;

  • социально–профилактические, содержанием которых является предупреждение развития ситуации социальной запущенности молодежи;

  • патриотические, воспитывающие любовь и уважение к Родине, ее истории: прошлому и настоящему;

  • социокультурные, влияющие на уровень культуры, воспитывающие интерес к своей национальной культуре и культуре других народов, актуализирующие значимость народных праздников, традиций и обычаев;

  • социально–правовые, способствующие повышению уровня правовой культуры разных групп населения;

  • трудовые, способствующие преобразованию, совершенствованию социального пространства посредством социально – значимой трудовой деятельности.

При проведении социальной акции следует руководствоваться следующими принципами.

  • Принцип личной и социальной ответственности. Личная ответственность – это ответственность за порученное действие, которое является звеном общего дела. Плохое выполнение порученного дела поставит под угрозу эффективность и результативность всей акции. Социальная ответственность – понимание того, что концептуальные идеи, содержание, форма, технология проведения акции, ее результаты и последствия не оказали отрицательного воздействия на целевую группу.

  • Принцип максимизации социальных ресурсов: интеграция ресурсов, усилий государственных, общественных, коммерческих и иных организаций, учреждении, партнеров, спонсоров по решению целей и задач социальной акции.

  • Принцип учета возрастных, индивидуальных, социокультурных особенностей целевой группы, иных условий проведения социальной акции.

  • Принцип командности. Социальная акции – командная деятельность. Усилиями одного человека ее реализовать невозможно. Поэтому важно, чтобы каждый член команды четко представлял и общий замысел сценария, и задачи собственного участка работы в рамках акции. Командные отношения иерархичны и выстраиваются по типу соподчинения: организатор – исполнитель. Основополагающими характеристиками командных отношений является партнерство и сотрудничество.

  • Принцип самореализации. Социальная акция – школа гражданского опыта и становления. Участие в социальных акциях создает условия для творческой самореализации личности, позволяет проявить способности в разных сферах деятельности.

  • Принцип обратной связи. При проведении социальных акций важно почувствовать настроение целевой группы, вывить отношение к социальному действию, собрать отзывы о социальной акции. Для реализации данного принципа необходимо разработать инструментарий получения обратной связи. Это может быть опросник или другие специальные приемы (дерево настроения, зеркало, книга отзывов, интервью и т. п.).

  • Принцип наглядности и зрелищности. Реализация данного принципа может обеспечиваться:

  • специальной одеждой участников команды акции (футболка, кепка, галстуки, жилеты, сценарные костюмы);

  • плакатным, музыкальным и иным оформлением;

  • другими сценарными эффектами (запуск бумажных змеев, воздушных шаров, фейерверк).

Реализация указанных принципов является важным условием результативности и успешности проведения социальной акции.

В подготовке и проведении социальной акции можно выделить несколько этапов.

  • Подготовительный этап. При разработке и подготовке социальной акции целесообразно определить на решение какой проблемы направлена социальная акция, кто является ее целевой группой, какова цель социальной акции и какие задачи она решает. Также следует уточнить такие организационные моменты как, место и время проведения, форму социальной акции. На данном этапе происходит организационная, информационная, методическая, психологическая и финансовая подготовка социальной акции.

  • Организационная подготовка социальной акции обеспечивается изучением проблемной ситуации и формулировкой проблемы, формированием команды исполнителей, распределением обязанностей и зон ответственности между членами команды, поиском партнеров и оформлением с ними договорных отношений;

  • Информационная подготовка социальной акции обеспечивается проведением PR─мероприятий социальной акции (подготовка и рассылка статьи, интервью, пресс-релиза в СМИ), подготовкой, изданием и тиражированием информационного продукта социальной акции: стикеры, флаеры, буклеты, календари, плакаты, транспаранты;

  • Методическая подготовка социальной акции обеспечивается определением целей и задач социальной акции, выбором формы ее проведения, разработкой сценария социальной акции, подготовкой необходимой атрибутики социальной акции (футболки, значки, кепки, флажки и т.п.);

  • Психологическая подготовка социальной акции обеспечивается проведением инструктажа для ведущих и команды исполнителей. Важно, чтобы члены команды знали общий сценарий проведения социальной акции, ответственных за каждый ее этап. Организаторам акции целесообразно провести для членов команды мини-тренинг по обучению их приемам взаимодействия с разными группами населения, разрешения возможных конфликтных ситуаций;

  • Финансовая подготовка социальной акции обеспечивается составлением сметы расходов социальной акции, утверждением и согласованием ее с организаторами, осуществлением контроля за расходованием средств, проведением фандрайзинговых мероприятий по привлечению дополнительных источников финансирования социальной акции, закупкой необходимых реквизитов, материалов для проведения социальной акции.

  • Основной этап – реализация сценария социальной акции.

  • Аналитический этап подразумевает подведение итогов социальной акции, определение ее дальнейших перспектив. Содержание данного этапа включает в себя следующие компоненты:

  • составление итогового отчета о проведении социальной акции;

  • составление финансового отчета по социальной акции;

  • подготовка статьи по результатам социальной акции: постинформационное сопровождение социальной акции;

  • подведение итогов.

Команда проекта подводит итоги и осуществляет анализ социальной акции. Предметом обсуждения является деятельность команды на всех этапах социальной акции. Изучаются успешные и не успешные стороны ее подготовки и проведения, уточняются причины и факторы, повлиявшие на ее результативность, обрабатываются и озвучиваются материалы обратной связи, рассматривается, насколько адекватны были содержание, форма проведения социальной акции ее целям и задачам.

Важно определить дальнейшие перспективы развития сценарного плана социальной акции: целесообразно ли ее повторить, что необходимо усовершенствовать в содержании и технологии ее проведения, можно ли апробированную форму социальной акции «наполнить» иным содержанием, с кем из партнеров и спонсоров складывались продуктивные отношения.

Проведение социальных акций может рассматриваться в качестве эффективной технологии профилактики социальных проблем, в частности – экстремизма в молодёжной среде. В числе преимуществ использования акций является их ненавязчивость и непрямой характер воздействия. Акции относятся к технологиям непрямого воздействия, когда молодые люди участвуют в мероприятии добровольно, а цели достигаются за счет того, что они сами открывают для себя новые знания о толерантности, терпимости, делают выводы о последствиях экстремистской деятельности, присваивают ценности, включившись в специально организованную деятельность в специальной среде. При этом молодёжь сама определяет меру своего участия в акции. Также, одним из достоинств социальных акций является то, что эффект от мероприятия ощущают не только ее непосредственные участники, но и опосредованные – те, кто читают про мероприятие в СМИ и знакомятся с итоговым продуктом. При проведении акции часто вступает в действие принцип «сарафанного радио», когда молодые самостоятельно привлекают других к участию других, увидев пользу и результативность.

Существуют разные формы проведения акций по форме организации и конечного продукта: игра, квест, митинг, флэшмоб, конкурс, концерт, встречи в школах со знаменитостями, распространение листовок и т.д., которые могут реализовываться в реальном или Интернет–пространстве.

Для профилактики молодёжного экстремизма целесообразно организовать социально – педагогические и социально – профилактические акции в форме флешмоба, распространения листовок, митинга, уличного действия, которые будут направлены на:

  • создание условия для устранения экстремальности (максимализма и крайности) как свойства сознания и поведения молодёжи;

  • формирование у молодёжи толерантного, терпимого отношения к окружающей действительности;

  • предупреждение ситуации социальной запущенности молодёжи;

  • распространение информационных материалов (буклеты, памятки, брошюры) о правилах толерантного поведения.

Таким образом, социальная акция может служить эффективным средством профилактики социальных проблем, в частности – экстремизма в молодёжной среде. Это обуславливается тем, что акция соответствует основным принципам профилактической деятельности. Акция может выступать как метод, форма, разновидность профилактики.

Социальная акция может быть представлена в виде комплекса социально – профилактических мероприятий, направленных на:

- привлечение внимания общества к проблеме молодёжного экстремизма и изучение отношения общества к данной проблеме;

- создание условий для формирования толерантного поведения молодёжи;

- распространение среди разных групп населения информации о правилах толерантного поведения.

Среди многообразия видов социальных акций (исследовательские, рекламные, благотворительные, трудовые, социокультурные и др.) для профилактики молодёжного экстремизма целесообразно использовать социально – педагогические и социально – профилактические акции, которые воздействуют на сознание и поведение молодых людей в поликультурном обществе.

Социальная акция требует тщательной проработки каждого её этапа – подготовительного, основного, аналитического. Важное внимание стоит уделить организационной, информационной, методической, психологической, финансовой подготовке. Условием результативности и успешности проведения социальной акции является соблюдение основных принципов: личной и социальной ответственности, максимизации социальных ресурсов, учета особенностей целевой аудитории, командности, наглядности и зрелищности, обратной связи.

После завершения социальной акции следует выделить успешные и не успешные стороны, факторы, повлиявшие на ее результативность, чтобы определить дальнейшие перспективы развития сценарного плана социальной акции.

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ АКЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ

  • Реализация социальной акции «Все различны – все равны!»

С целью выявления возможностей социальных акций в плане профилактики экстремизма в молодежной среде была организована экспериментальная работа, в ходе которой решались следующие задачи:

  • разработка и применение на практике социально – профилактических акций;

  • анализ эффективности социальных акций;

  • изучение отношения молодёжи к проблеме существования экстремизма;

  • создание условий для формирования толерантного поведения молодёжи;

  • разработка и распространение информационных буклетов о правилах толерантного поведения.

При разработке социальных акций была проведена тщательная подготовка на всех этапах. Реализация была основана на соблюдении принципов личной и социальной ответственности, максимизации социальных ресурсов, учёта возрастных особенностей целевой группы, командности, самореализации, обратной связи и наглядности и зрелищности.

В социальных акциях принял участие 101 представитель молодёжи в возрасте 14 – 30 лет. Участие принимали как девушки, так и молодые люди. Преобладающее количество составляла городская молодёжь, студенты ВУЗов и учащиеся школ.

Организация экспериментальной работы с целью выявления возможностей социальных акций в профилактике молодёжного экстремизма заключалась в разработке и применении на практике комплекса социальных акций (см. Приложения):

  • «Все различны – все равны!»;

  • «Пройди экспресс-тест на толерантность»;

  • «Пойми себя: согласен или не согласен».

В рамках проведения всех социальных акций осуществлялось распространение буклетов о правилах толерантного поведения (см. Приложения).

Первая акция «Все различны – все равны!» проводилась в форме уличного действия, в котором приняло участие 44 человека. Цель акции – создание условий для формирования толерантного поведения молодёжи. Для участия в акции приглашались одновременно по два человека, знакомых или не знакомых друг с другом. Им предлагалось вдвоём взяться за радужный флаг (символ толерантности) и по очереди называть сначала различия, затем сходства между собой. Далее с участниками обсуждались вопросы, связанные со сложностью выявления сходств и различий. В ходе беседы с участниками, ведущий задавал наводящие вопросы для размышления, акцентировал внимание на недопущении дискриминации по любым основаниям. За участие в акции каждый молодой человек получал буклет о правилах толерантного поведения.

Акция проводилась на улице в общественном месте. Был выходной день, на улице было много гуляющих людей. Сначала для участия в акции приглашались молодые люди, которые идут вместе, то есть знакомых друг с другом. Прохожих привлекал радужный флаг, поэтому они активно принимали участие.

Участники с легкостью справлялись с заданием, не задумываясь, называли как различия, так и сходства. Несомненно, называли очень много банальных, объективных различий или сходств, которые видны внешне: разный пол, цвет глаз, волос, рост, вес, или живем в одном городе, в одной квартире и т.п. Но были участники, которые мыслили более широко и креативно. Например, семейная пара называла следующие различия: разные взгляды на воспитание детей, разный вид профессиональной деятельности, разные родители, уровень ответственности и т.п. В качестве сходства были названы: часть одного целого (семьи), общие дети, общие знакомые друзья, исповедуем одну религию, спим в одной кровати, нравится один певец и т.п.

Если участие принимали школьники или студенты, то в качестве отличий они называли: разная модель телефона, разная прическа, разные вкусы, разная посещаемость занятий, разный уровень интеллекта. В качестве сходств ребята выделяли учебное заведение, общие увлечения, общие кумиры, одинаковый стиль одежды и многое другое.

Не всегда, но удавалось привлечь к участию людей, не знакомых друг с другом. Участники сначала смущались, но все-таки выполняли задание. Так как они были незнакомы, то называли объективные различия: мы разные, у каждого своя семья, свои друзья, цвет волос, глаз, вес, рост и т.п. Но несмотря на это, сходства участники сумели найти: граждане одного государства, одинаковый пол, живем в одном городе, равные права, у каждого есть семья, друзья. Если незнакомым участникам сложно было найти отличия, они сами или ведущий интересовались друг у друга различными вопросами, завязывали небольшой разговор, находили общие черты друг у друга.

На вопрос ведущего о том, сложно ли было называть сходства и различия, участники говорили, что различия назвать легче, так как они объективно присутствуют. Чтобы назвать сходства пришлось немного поразмышлять, поговорить друг с другом.

Большинство участников на вопрос о том, для чего их попросили назвать различия и сходства, отвечали одинаково – чтобы показать, что, несмотря на различия, даже у незнакомых людей есть масса сходств.

Отвечая на наводящие вопросы ведущего, молодёжь отмечала, что если человек по каким бы то ни было параметрам отличается от других, его в любом случае нужно уважать. Молодые люди рассказывали ситуации из личного опыта, когда их знакомые или они сами становились жертвами дискриминации.

Когда участникам вручались буклеты, они благодарили за предложение поучаствовать. Многие говорили о том, что хорошо, когда есть инициативные люди, готовые поднять проблему, обсудить её и заставить хотя бы кого-то задуматься о толерантном поведении.

Таким образом, можно сделать вывод, что акция прошла успешно. В ней приняли активное участие 22 пары, то есть 44 человека, среди которых были незнакомые друг с другом люди. Участники акции выражали терпимое отношение к различиями между собой, размышляли о сходствах, которые их объединяют. Акцию можно считать эффективной в профилактике экстремизма, так как участники задумывались о толерантном поведении, выражали и отстаивали свои точки зрения относительно дискриминации.

  • Реализация социальной акции «Пройди экспресс – тест на толерантность»

Социальная акция «Пройди экспресс-тест на толерантность» была разработана и апробирована с целью профилактики межэтнического и социального экстремизма в молодёжной среде. Проводилась акция в Вятском государственном гуманитарном университете во время перерывов между занятиями. Участие в акции приняло 25 студентов социально – гуманитарного факультета. Им предлагалось пройти «экспресс-тест на толерантность» в форме «вопрос-ответ». Их вниманию были представлены фотографии людей разных национальностей, под каждой фотографией был написан вопрос («Какое у него образование?», «Сколько он зарабатывает?», «Как часто она читает молитвы?», «У него есть своя квартира или он снимает жильё?», «Как часто она посещает салон красоты?» и другие). Задача студентов – посмотреть на фотографию, прочитать вопрос и, не задумываясь, написать под фотографией тот ответ, который возникнет первым. После прохождения теста ведущие общались с участниками о том, легко ли было им отвечать на вопросы, какие мысли у них возникали, глядя на фотографии людей различных национальностей. Об эффективности акции говорило то, что некоторые многие студенты самостоятельно, без наводящих вопросов ведущего приходили к мысли о том, что важны не ответы на эти вопросы, а то, что каждый из этих людей достоин уважения, независимо от его происхождения, исповедующей религии, уровня образования и материального достатка и так далее. После беседы ведущий вручал участнику буклет о правилах толерантного поведения и акцентировал внимание на недопущении дискриминации по любым основаниям. Также, каждый участник по желанию мог оставить свой отзыв об акции.

В акции принимали участие студенты ВятГГУ социально –гуманитарного факультета. При подготовке к акции – развешивании фотографий людей разных национальностей на стене – проходящие мимо студенты были очень заинтересованы в происходящем и активно соглашались принять участие, то есть пройти «экспресс-тест на толерантность».

Многие студенты сначала приходили в недоумение, когда им говорилась инструкция к тесту, они не могли понять для чего и как нужно отвечать на такие вопросы. Несмотря на то, что участникам предлагалось не задумываясь написать ответ на вопрос, многие выполняли задание медленно, всматривались в фотографии, размышляли, пытались дать правильный ответ.

На вопрос «Какие чувства, эмоции у Вас возникали при прохождении теста?» участники давали разные ответы. Студентка 3-го курса Настя ответила, что глядя на эти фотографии, ей было грустно, стало жаль людей, изображённых на них, хотя на фотографиях были изображены здоровые, жизнерадостные люди. Этот ответ говорит о том, что у девушки присутствует такое качество, как сострадание к окружающим людям независимо от их происхождения.

Молодые люди, отвечая на вопрос о чувствах и эмоциях, говорили, что им было весело, когда они читали вопрос к каждой фотографии. Данное веселье было вызвано формулировкой вопросов, самими фотографиями. Это говорит о том, что юноши не совсем серьёзно воспринимали задание, а также строили свои ассоциации с каждой фотографией. Это характеризует их как людей, возможными проявлениями нетерпимости к людям других национальностей.

На вопрос о том, сложно ли было отвечать на поставленные вопросы, почти все участники давали положительный ответ. Сложность заключалась в том, что участники были в полной неопределённости, правильных ответов не было, нужно было написать свою точку зрения. Также затруднялись давать ответы потому, что сложно было определить по фотографии, какой у человека доход и образование. Некоторым участникам не составило трудности отвечать на поставленные вопросы, так как если они видели фотографию афроамериканца, то были глубоко убеждены, что он не может состоять в политической партии. Когда, глядя на фотографию мальчика –афроамериканца, многие писали, что он не может учиться лучше своих одноклассников. Такие предрассудки участников говорят об их нетерпимости и не толерантном отношении к людям с тёмной кожей.

Некоторые девушки без помощи ведущего, без наводящих вопросов, говорили о том, что не важно, какой человек изображён на фотографии, он должен пользоваться уважением. Студентки также отмечали, что не должно быть предрассудков и дискриминации по признаку национального происхождения. Такие высказывания показали, что в результате проведения акции, не все, но некоторые участники придерживаются толерантного отношения к лицам других национальностей. Беседа с ведущим заставила их в очередной раз задуматься о свой позиции, закрепить её как единственную и правильную в своём сознании.

Так как акция проводилась во время перемен, студенты после выполнения теста спешили на занятия. Поэтому не всегда ведущим удавалось побеседовать с участниками. В таком случае, участнику вручался буклет о правилах толерантного отношения.

После участия в акции, студентам предлагалось оставить отзыв об акции. Проанализировав отзывы, можно сделать вывод о том, что студенты такой подход к проблеме оценили как оригинальный, творческий и креативный. Многие в отзывах оставили пожелание о том, что нужно чаще проводить мероприятия такого рода.

Таким образом, активность участников в акции, в беседе с ведущим, положительные отзывы студентов говорят о том, что данную социальную акцию можно рассматривать как эффективное средство профилактики экстремизма, в частности – межэтнического и социального. Единственный недостаток заключался в том, что студентам приходилось писать на листах, которые расположены на стене, поэтому шариковая ручка не всегда писала. В качестве рекомендации при дальнейшей профилактической работе следует учесть и продумать данный момент.

  • Реализация социальной акции «Пойми себя: согласен или не согласен»

Третья социальная акция «Пойми себя: согласен или не согласен» была проведена в МОУ СОШ №16 г. Кирова. В акции принимало участие 32 школьника (10й класс). Целью акции являлась профилактика социального экстремизма в среде старшеклассников. Сущность заключалась в том, что школьникам предлагалось проголосовать за выражения, размещённые на стене, наклеив на эти выражения стикер жёлтого цвета «Согласен» и стикер красного цвета «Не согласен». После того, как каждый сделал свой выбор за определённые выражения, ведущий предлагал учащимся обсудить сделанный ими выбор и обосновать его. За участие в акции школьники получали буклеты о правилах толерантного поведения.

Для проведения акции было получено разрешение от администрации школы, которая с большим удовольствием пошла на встречу и организовала место для проведения акции. Заместитель по воспитательной работе и классный руководитель так заинтересовали ребят в предстоящей акции, что они не расходились и с нетерпением ждали начала.

Когда ребята прослушали инструкцию и получили стикеры, они с интересом стали читать выражения на стене. Пока школьники наклеивали стикеры на выбранные утверждения, можно было услышать различные точки зрения. Юноши на словах соглашались с выражением «Все блондинки глупые», но стикер на это выражение не наклеивали. Также ребята обсуждали выражение о том, что если человек одевается немодно, с ним не стоит общаться. Так как в классе имелись друзья, которые хорошо общаются, то они наклеивали стикеры на одинаковые выражения. Заметно было то, что у школьника есть другое мнение, но он наклеивал стикер на другую фразу, так как мог получить осуждение со стороны сверстников.

Самое большое количество стикеров «Согласен» (9 штук) было наклеено на выражение «Белый, черный, низкий, высокий, бедный, богатый – все равно, ведь каждый из нас – человек». Это говорит о том, что многие школьники придерживаются толерантного отношения к людям, не похожим на них.

Самое большое количество стикеров «Не согласен» (10 штук) было наклеено на выражение «Дети из детского дома – будущие преступники». Когда школьников ведущие просили обосновать такой выбор, они говорили о том, что среди их друзей и круга общения есть ребята из детских домов. Эти ребята – адекватные, воспитанные, они не могут быть преступниками. Это показывает терпимое отношение старшеклассников к детям, воспитанным вне семьи.

Различные взгляды были на выражения «У человека из другой страны должно быть меньше прав в чужой стране» и «ЭМО должны общаться только со «своими». Были ребята, которые согласны с этими выражениями. Такая точка зрения говорит о том, что у ребят присутствуют экстремальные настроения в области политики и молодёжных субкультур.

При обосновании своего выбора школьники высказывали противоположные точки зрения. Ребята приводили серьёзные аргументы в пользу своего выбора. Например, один мальчик сказал, что если у человека нет компьютера, то с этим человек может быть намного интересней общаться и дружить, чем с тем, который думает только о компьютерных играх. В ходе обсуждения возникали небольшие споры, которые решались ведущими и заведующей по воспитательной работе.

Если в целом посмотреть на все выражения, то можно увидеть, что в основном ребята своим выбором показали толерантное, терпимое отношение к различным социальным статусам. Только единицы были настроены противоположно.

Не серьёзной и не настолько значимой была трудность, связанная с отклеиванием стикеров от основы. Самоклеющаяся бумага была тонкой, ребята некоторое время пытались отклеить наклейку, помогали друг другу. Но в целом, все прошло быстро, интересно. В благодарность за участие ребята получили буклеты о правилах толерантного поведения.

В конце заместитель по воспитательной работе попросила организаторов акции сфотографироваться с активистами школы. Также она выразила организаторам благодарность и предложила дальнейшее сотрудничество.

Следовательно, данную акцию можно считать эффективным средством профилактики экстремизма в молодёжной среде, так как в ходе проведения акции учащиеся активно размышляли и обсуждали проблему нетолерантности, выражали свою позицию и точку зрения относительно терпимости к разным социальным статусам.

Таким образом, для определения возможностей социальной акции в профилактике экстремизма был разработан и реализован комплекс социальных акций, которые были направленны на профилактику социального и межэтнического экстремизма у молодёжи, а также на формирование у неё толерантного поведения. Каждая акция подразумевала определённое взаимодействие с молодыми людьми в целом, а также студентами и учениками старших классов. Всего в акциях приняло участие 101 человек. Соответственно, был распространен 101 буклет о правилах толерантного поведения.

В процессе реализации данных социальных акций были решены все поставленные задачи. Критериями эффективности акций в профилактике экстремизма служат:

- количество молодых людей, принявших участие;

- уровень активности молодёжи;

- личная заинтересованность и ответственность ведущих;

- отзывы участников;

- точки зрения участников о необходимости уважения каждого и недопущении дискриминации.

Разработанные социальные акции можно считать эффективным средством профилактики экстремизма в молодёжной среде, так как молодёжь принимала в них заинтересованное и активное участие. Молодые люди выражали свою позицию относительно вопросов дискриминации, нетерпимости к людям других национальностей и различных социальных статусов. Участники пытались обосновать свою точку зрения, применяя свои знания, различные аргументы и примеры из жизненного опыта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экстремизм проявляется в различных сферах общественной жизни – политической, социальной, религиозной. Но особое место занимает экстремистское поведение молодёжи, так как именно в молодёжной среде под влиянием социальных, политических, экономических и других факторов формируются радикальные взгляды и убеждения.

Предупреждение молодёжного экстремизма должно быть связано с профилактикой психического здоровья, с вопросами эффективной адаптации к жизни и окружающей среде, с проблемами педагогики, воспитания, общения и в целом понимания молодыми людьми друг друга и самих себя. Необходимо внедрение инновационных методов профилактической работы, которые должны содержать косвенные, «мягкие» формы включения молодёжи в позитивную деятельность.

Для того, чтобы обосновать эффективность социальных акций в профилактике молодёжного экстремизма, была проведена исследовательская работа, включающая теоретические и практические задачи.

Первая задача заключалась в характеристике сущности, причин возникновения, видов экстремизма в молодёжной среде. В ходе анализа научной и другой литературы было выделено определение экстремизма, которое даёт А. В. Смирнов. Молодёжный экстремизм – особая форма активности молодых людей, которая выходит за рамки общепринятых норм, типов, форм поведения и направлена на разрушение социальной системы или какой–либо её части. Причинами возникновения служат социальные, политические, экономические и другие проблемы общества. Молодёжный экстремизм классифицируется по направленности экстремистской активности и по степени сформированности экстремистских установок.

В рамках второй задачи предполагалось изучение сущности профилактической работы, её принципов, основных форм и методов. Было установлено, что целью профилактической деятельности является предупреждение и минимизация негативных последствий различных процессов общества. Профилактическая деятельность базируется на ряде принципов, которые являются важным условием результативности и успешности. Необходимо учитывать, что социальный эффект профилактики будет выше при комплексном использовании её различных методов.

Третья задача заключалась в обосновании эффективности социальной акции в профилактике молодёжного экстремизма. Социальная акция как вид социальной деятельности, может быть направлена на привлечение внимания общества к проблеме экстремизма, изучение отношения общества к нему, распространение информации о правилах толерантного поведения среди молодёжи, содействие формированию толерантного и терпимого сознания молодёжи. Социальная акция как средство профилактики имеет место быть, так как она отвечает основным принципам профилактической деятельности, может осуществляться в рамках всех методов социальной профилактики. Для профилактики молодёжного экстремизма целесообразно использовать социально–профилактические и социально–педагогические акции.

Суть четвертой задачи заключалась в разработке и реализации комплекса социальных акций, направленных на профилактику экстремизма в молодёжной среде. Для решения задачи было разработано и реализовано 3 социальные акции, проведён анализ результатов. Участниками акций стали молодые люди, в том числе студенты и школьники (101 человек), которые в благодарность за активное участие получали буклеты о правилах толерантного поведения.

Первая акция под названием «Все различны – все равны!» проходила в форме уличного действия и была направлена на создание условий для формирования толерантного поведения молодёжи. В акции приняло участие 44 человека. Молодые люди с удовольствием принимали участие, проявляли качества толерантной личности, аргументированно отстаивали свои точки зрения на проблему дискриминации. Эффективность акции подтверждается активностью и заинтересованностью участников.

Социальная акция «Пройди экспресс-тест на толерантность» была реализована с целью профилактики межэтнического и социального экстремизма. Участниками стали 25 студентов Вятского государственного университета. При анализе наглядных материалов было выявлено, что у некоторых студентов проявляется предвзятое и настороженное отношение к людям других национальностей, что служит почвой для нетолерантного, экстремистского поведения. Но большинство студентов не проявляют в своём поведении признаков нетерпимости, так как считают, что дискриминация по любым основаниям недопустима, каждый человек имеет право на счастливую жизнь независимо от своей национальной, религиозной, социальной и политической принадлежности.

Для профилактики социального экстремизма в среде старшеклассников была проведена социальная акция «Пойми себя: согласен или не согласен», в которой приняло участие 32 ученика 10-х классов школы №16 г. Кирова. Учащиеся впервые принимали участие в такой форме деятельности, поэтому подошли к мероприятию серьёзно. Была выяснена позиция учеников относительно дискриминации людей по социальному статусу. Большинство школьников к людям, отличающимся от них, относятся терпимо и уважительно, не акцентируют внимания на различиях по полу, возрасту, образованию, социальному и материальному положению. Школьники активно выражали свои взгляды на недопущение дискриминации.

Экспериментальная работа показала, что социальные акции являются эффективным средством профилактики экстремизма в молодёжной среде, так как молодые люди принимают активное участие, открывают для себя новые знания о толерантности, делают выводы о последствиях экстремистской деятельности, присваивают ценности терпимости и уважения. В качестве перспективы в профилактике молодёжного экстремизма рассматривается усовершенствование данных акций, разработка и реализация новых с привлечением большего количества молодых людей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Указ Президента РФ № 310 от 23 марта 1995 года «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации».

  • Указ Президента РФ от 15.02.2006 № 116 «О мерах по противодействию терроризму».

  • Федеральный Закон "О противодействии экстремистской деятельности" № 114 – ФЗ от 25 июля 2002 г.

  • Авдеев, Ю. И. Политический экстремизм в современной России // Реформирование России: от мифов к реальности. Монография / под редакцией Г. В. Осипова, В. К. Левашова. Изд. ИСПИ РАН 2001 г., том 1, стр. 343.

  • Антонян, Ю. М. Экстремизм и его причины [Текст] / Ю. М. Антонян // М.: Логос – 2010. – 288с.

  • Афанасьева, Р. М. Социокультурные аспекты противодействия экстремизму в молодёжной среде [Текст] / Р. М. Афанасьева // Журнал Власть – 2007. – № 5. – С. 51 – 56.

  • Власов, В. И. Экстремизм: сущность, виды, профилактика / В.И. Власов. - М.: Изд-во РАГС, 2003. – 175с.

  • Волченкова, Е. В. Профилактика девиантного поведения [Текст]: учебное пособие / Е. В. Волченкова. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. – 122 с.

  • Горишний, К. В. Противодействие этническому экстремизму [Текст] / К. В. Горишний // Каспийский регион: политики, экономика, культура – 2009. – №2. – С. 69 – 75.

  • Диль, В. А. Тенденции развития современного экстремизма: молодёжный и информационный экстремизм [Текст] / В. А. Диль // Известия Томского политехнического университета – 2009. – № 6. – С. 167 – 170.

  • Долингер, Н. В. Законодательное обеспечение противодействия экстремизму в молодёжной среде [Текст] / Н. В. Долингер, А. И. Дуров, А. С. Доставалова. - Вестник Уральского института экономики, управления и права – 2006. – № 6. – С. 18 – 22.

  • Евдокимова, Т. Л. Правовое регулирование толерантности молодёжи как средство противодействия экстремизму [Текст] / Т. Л. Евдокимова // «Власть» – 2009. – № 11. – С. 64 – 66.

  • Ершова, Н. Н. Добровольчество – школа гражданского становления молодёжи [Текст]: учебно-методическое пособие / Н. Н. Ершова, М. Н. Бородатая. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. – 193 с.

  • Жукова, О. С. Информационный экстремизм в современном государственно – правовом государстве [Текст] / О. С. Жукова, Р. Б. Иванченко, В. В. Трухачёв. – Философия права. – Изд-во: Ростовский юридический институт МВД, 2010. – С. 105 – 108.

  • Зиядова, Д. З. К вопросу о противодействии молодёжному экстремизму [Текст] / Д. З. Зиядова // Юридический вестник ДГУ. – 2011. – №1. – С. 54 – 57.

  • Зубок, Ю. А. Молодёжный экстремизм. Сущность и особенности проявления [Текст] / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // СОЦИС. – 2008. – № 5. – 21с.

  • Кузнецова, Л. П. Основы технологии социальной работы [Текст]: учебное пособие / Л. П. Кузнецова. – Владивосток, 2002.

  • Павлинов, А. В. Особенности проявлений экстремизма в молодёжной среде и меры противодействия ему [Текст] / А. В. Павлинов, Е. Ю. Дятлова. – Вестник Владимирского юридического института – 2008. – № 4. – С. 208 – 209.

  • Перепелкин, Г. Е. Молодежный экстремизм как угроза общественной безопасности [Текст] / Г. Е. Перепелкин // Правовая культура. – Саратов: Изд-во Сарат. юрид. ин-та МВД России – 2009. – № 1 (6). – С. 147 – 155.

  • Сазанова, Е. Г. Молодежный экстремизм как социальный феномен [Текст] / Е. Г. Сазанова // Экстремизм и другие криминальные явления. – М.: Российская криминологическая ассоциация – 2008. – С. 43 – 46.

  • Сальников, Е. В. Профилактика экстремизма [Текст] / Е. В. Сальников // Среднерусский вестник общественных наук – 2010. – №3. – С. 154 – 159.

  • Смирнов, В. А. Основы молодёжной политики в сфере профилактики экстремизма [Текст] / В. А. Смирнов // Вестник Челябинского государственного университета – 2008. – № 14. – С. 78 – 87.

  • Тард, Г. Преступник и преступление. Сравнительная преступность. Преступления толпы / Г. Тард; сост. И предисл. В. С. Овчинского, М. – 2007;

  • Фридинский, С. Н. Молодежный экстремизм как особо опасная форма проявления экстремистской деятельности [Текст] / С. Н. Фридинский // Сайт общественного мнения «Журналисты против террора» -http://www.smi-antiterror.ru.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Просмотров работы: 20494