ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА

Столярова А.С. 1
1«Оренбургский государственный педагогический университет» Институт физической культуры и спорта
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДНИЕ

Актуальность. В конце 20 века техногенная деятельность человека, принявшая планетарный масштаб, стала причиной наведенной (искусственно вызываемой) сейсмичности, возникающей, например, при ядерном взрыве (испытания на полигоне Невада инициировали тысячи сейсмических толчков), при строительстве водохранилищ, заполнение которых иногда провоцирует сильные землетрясения.

Землетрясение – подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний.

Ни один район земного шара нельзя считать полностью избавленным от землетрясений. Землетрясения продолжают оставаться грозными врагами человечества. В сейсмоактивных районах мира в настоящее время проживает около 2 млрд. человек. Общее число жертв землетрясений на планете за последние 500 лет составило около 5 млн. человек.

Важнейшим условием борьбы с землетрясениями являются решительность, подготовка и спланированность действий, наличие хорошо обученных, натренерованных, технически хорошо оснащенных и экипированных специальных подразделений[29].

Территория Оренбургской области относится к 6-бальной сейсмической зоне. Многочисленные разрывные тектонические нарушения привели к созданию разломно-блоковой структуры земной коры на части территории Оренбуржъя, с возможным перемещением этих блоков друг относительно друга. Для южных районов в зоне развития соленосных толщ, наблюдаются диапировые тектонические структуры с деформациями перекрывающих пород и широким распространением соляного и карбонатного карста. На территории

области были отмечены довольно интенсивные, хотя и не равномерные проявления неотектонических движений. Одним из наиболее опасных проявлений неотектоники являются землетрясения.

Но, судя по опыту Газли, в Оренбуржье нельзя исключить возможность 8-бальных землетрясений, последствия которых катострофические. Эти обстоятельства требуют организации сейсмических наблюдений, проведения сейсмического мониторинга и созданию соответствующей службы. В условиях Оренбуржья сейсмическая напряженность усугубляется из-за интенсивной газо- и нефтедобычи с закачкой огромного количества воды в эксплуатационные слои. Только в 1995 году зарегистрировано два значительных сейсмических толчка силой 5 баллов в Соликамске и Воркуте, как результат горных обвалов в шахтодобывающих районах.

Следует иметь в виду, что нерегистрируемые, так называемые слабые землетрясения приводят к накоплению в строительных конструкциях микродеформаций. В первую очередь это относится к сооружениям высоких классов, включая многоэтажную застройку, нефтеперерабатывающие предприятия и т.п. В связи с изложенным, сейсмическая устойчивость построенных и строящихся предприятий и сооружений в Оренбуржье может оказаться недостаточной. Тем более, что зональная 6-бальная сейсмичность не учитывает техногенных воздействий, приведших к повышению влажности почво-грунтов, подъему грунтовых вод и другим факторам, ухудшающих сейсмическую обстановку на значительной территории Оренбуржья. В связи с этим первоочередной задачей для Оренбургской области является детальное микросейсмическое районирование территории, в первую очередь участков размещения ответственных высококлассных объектов и разработка на этой основе мер по предотвращению опасных последствий сейсмических воздействий как на промышленно-гражданских объектах, так и на магистральных нефте- и газопроводах[34].

Наибольшая опасность землетрясений заключается в их неожиданности и неотвратимости. Однако научные достижения последних лет открывают реальные возможности не только предсказывать землетрясения, но и влиять на их ход.

В результате назрела серьезная необходимость в коренной перестройке не только существующей системы защиты людей и их среды обитания от воздействия грозной природной стихии, но и подготовки человека к рациональным, эффективным, психологическим и морально обоснованным действиям в этих ситуациях[35].

В условиях повышенной сейсмоопасности самыми незащищенными всегда остаются дети. Формировать действия и готовность в условиях землетрясений необходимо еще в школьном возрасте. В этих целях необходима систематическая целенаправленная работа на уроках ОБЖ, внеклассных мероприятиях, где учащиеся должны вырабатывать сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь.

Вышеизложенное определило тему выпускной квалификационнойработы: Формирование готовности учащихся общеобразовательных учреждений к действиям в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций геофизического происхождения (на примере землетрясений).

Цель реферата: ознакомиться с формами и методами формирования знаний у учащихся о чрезвычайных ситуациях геофизического происхождения на примере землетрясения.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами были сформулированы следующие задачиреферата.

1. Выявить теоретические и методические предпосылки формирования знаний учащихся о чрезвычайных ситуациях геофизического происхождения.

2. Изучить дидактическое и научно-методическое обеспечение формирования знаний учащихся о землетрясении.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения учащимися чрезвычайных ситуаций геофизического происхождения.

  1.  
    1. Геофизические опасные природные процессы (землетрясения)

Человечество с давних времен не только фиксирует, но и изучает природу происходящих катастроф. Это дает возможность человеку, общине, государству находить технические и организационные способы и методы управления рисками катастроф, что обеспечивает развитие цивилизации.

О природных катастрофах и других явлениях, происшедших в историческом прошлом, мы знаем из летописей, легенд, сказаний, сохранившихся свидетельств очевидцев событий (Л.А. Муравей, 2002).

История свидетельствует, что Россия одной из первых приступила к статистическому анализу как природных происшествий, так и наносимого ими ущерба. Регистрировать необычайные природные явления начали со второй половины Х века, а в следующем столетии описание природных катастроф стало системой (И.И. Мазур, 2004).

Русские летописи дают возможность проследить динамику экстремальных природных явлений как на Руси в целом, так и в ее отдельных землях в каждом веке в отдельности. Взять, к примеру, XII в. В русских летописях этого века отмечено около ста двадцати таких явлений, как сильные засухи, необычайные снегопады, ураганные бури, высокие половодья, пожары, землетрясения.

Так, в 1230 г. произошли сильные землетрясения в Киеве, Переяславле, Новгороде Великом, Владимире и других городах Древней Руси. До нас дошли свидетельства летописцев о силе этих землетрясений, что отмечено в «Русском хронографе» тех лет. Например, в Киево-Печерской лавре церковь св. Богородицы раскололась на четыре части. Одновременно рухнула трапезная, где были приготовлены на обед «явства и питие». В Переяславле Русском «разеедеся на двое» церковь св. Михаила.

Люди тяжело воспринимали и переносили эти события. Для Руси 1230 г. оказался в целом катастрофическим. В первую треть XIII в. наблюдалось одно из наиболее опасных групповых природных явлений, обусловивших 17 голодных лет. В связи с этим численность населения на Руси в этот период резко сократилась. Исследователи связывают повышенную экстремальность природных явлений в этом веке с постепенным ухудшением климатических условий, общим похолоданием, наблюдавшимся на Земле в те годы (И.И. Мазур, О.П. Иванов, 2004).

Грозные природные явления сопровождали жизнь наших предков на протяжении всей тысячелетней истории России. Всего за тысячелетие (X—XIX вв.) в России и в Европе произошло более 160 землетрясений, 137 наиболее крупных половодий, около 200 эпидемий, 360 засух, которые в большинстве своем оборачивались массовым голодом, гибелью людей, мором скота (Б.С. Мастрюков, 2003).

Территория России подвержена комплексному воздействию более 30 опасных природных явлений, развитие и негативное проявление которых в виде природных катастроф и стихийных бедствий ежегодно наносят стране огромный материальный ущерб и приводят к большим человеческим жертвам (В.И. Осипов, 2001).

Наиболее разрушительными являются землетрясения.

О землетрясениях слышали все, даже те, кто живет далеко от опасных областей. Издавна о землетрясениях слагались легенды.

У различных народов в зависимости от их хозяйственного уклада возникали разные легенды о виновниках землетрясений. Так, у японского народа рыбный промысел был основой их жизни, поэтому в качестве виновника землетрясений выступал сом. Кочевые народы связывали землетрясения с действиями огромного буйвола, держащего Землю на рогах, и т.д. (А.В. Баринов, 2003).

Могут ли быть на нашей планете суперземлетрясения? Были ли они ранее? Отвлекаясь пока от рассмотрения землетрясений, вызванных падением крупных космических тел, упомянем о суперземлетрясении, которое, по-видимому, было в доисторические времена. На дне Атлантического океана обнаружена трещина длиной до 10000 км, шириной до 1000 км. Эта трещина могла образоваться в результате суперземлетрясения. При глубине очага около 300 км его энергия достигала 1,5·1021 Дж. А это в 100 раз больше, чем энергия сильнейшего землетрясения (Эйби ДЖ. А., 1982).

Что же такое землетрясения, где и как они происходят, чего от них можно ожидать и как с ними бороться?

По-гречески землетрясение — сейсмос, поэтому все связанное с землетрясением называется сейсмическим.

Рис. 1.

Последствия землетрясения.

Причины землетрясений:

  1. Причиной землетрясений служат тектонические движения, происходящие в Земле. Об этом свидетельствует приуроченность землетрясений к складчатым зонам (образованием складок, разрывов, вертикальных перемещений отдельных участков в толще коры).

  2. Кроме тектонических, известны вулканические землетрясения.

  3. Обвальные, связанные с обрушением подземных карстовых пустот.

  4. Моретрясение, в сущности это те же землетрясения, но возникающие на дне океана и моря.

  5. Наведенная сейсмичность. Сейсмическое оружие. Наведенная сейсмичность вызвана деятельностью человека (Э.А. Арустамов, 2003).

Приведем ряд примеров. Заполнение большого водохранилища водой может спровоцировать землетрясение слабой интенсивности (М = 3, 4). Обвалы в шахтах могут вызвать землетрясение примерно такой же интенсивности. А вот мощный подземный ядерный взрыв представляет собой уже сильное землетрясение. Например, при взрыве советской термоядерной супербомбы энерговыделение составило около 2,5*1017 Дж, это эквивалентно землетрясению с М ≈ 8,5. Важно, однако, другое. Человек, используя высокоэнергичные технологии, типа перечисленных выше, способен вызвать процессы с энергией, больше затраченной. Если такое возможно, то означает ли это, что человек создал разновидность геофизического оружия, а именно сейсмическое оружие (Э. Полянский, 2000)?

Рис. 2

Разрывы на земной поверхности после землетрясения

Методы прогноза землетрясений и оценка их последствий. Тщательный анализ всех имеющихся данных позволяет предвидеть, в каких районах и скакой силой могут проявляться землетрясения в будущем. В этом сущность проблемы сейсмического районирования России, на основании которого составляются специальные инструкции и правила, регулирующие сейсмостойкое строительство. Сохранение зданий от разрушений при подземных толчках обеспечивается высоким качеством строительства, укреплением стен поэтажными железобетонными поясами, ограничением этажности, упрощением плана здания с приближением его к изометрическим формам, ликвидацией выступов, балконов, парапетов и др. (Т. Асада, К. Исибаси, 1984)

Рис. 3

Аварийно-спасательные работы на развалинах Нефтегорска

Карта сейсмического районирования, составленная Геофизическим институтом Академии наук РФ, одобрена Советом по сейсмологии при Президиуме Академии наук РФ и утверждена Правительством РФ в качестве официального документа, по которому устанавливается исходная цифра сейсмической балльности (т.е. силы вероятных землетрясений) для всех населенных пунктов сейсмических районов РФ. Согласно этой карте, различные сейсмические зоны занимают соответствующие площади.

В дальнейшем исследования направляются на уточнение имеющейся карты сейсмического районирования, разработку методов сейсмического районирования, изучение влияния местных геологических условий на сейсмический эффект, тщательное и глубокое изучение геологических условий возникновения землетрясений. Все это требует широкого развития сейсмической службы и дальнейшей разработки методов интерпретации сейсмических наблюдений. Конечная задача подобных исследований состоит в решении проблемы прогноза, т. е. определения более точного момента, времени и места возможного землетрясения (Э.А. Арустамов, 2007).

Проблема прогноза землетрясений состоит в последовательном уточнении места и времени, в пределах которых следует ожидать разрушительные землетрясения той или иной энергии.

Различают несколько стадий прогноза (В. Владимиров, 2000):

на годы (долгосрочный прогноз);

на месяцы (среднесрочный прогноз);

на неделю и меньше (краткосрочный прогноз);

на дни и часы (непосредственный прогноз).

На территории страны развернута Единая система сейсмических наблюдений (ЕССН), включающая сеть сейсмических станций, расположенных в разных точках страны, и вычислительные обрабатывающие центры. На сейсмической станции производятся регистрация сейсмического волнового поля, определение характеристик сейсмического сигнала: время поступления, тип сейсмической волны, максимальная амплитуда в микрометрах (мкм) и соответствующий ей период (Г.А. Соболева, 2000). Эти данные передаются в вычислительно-обрабатывающий центр по различным каналам связи. В вычислительном центре производится определение характеристик очага землетрясения: координаты эпицентра, глубина, магнитуда, время начала землетрясения. Такая сеть станций сейсмических наблюдений предназначена, в основном, для определения долгосрочного прогноза.

На территории Российской Федерации и бывших союзных республик работает Среднеазиатский региональный центр прогноза землетрясений, созданный на базе Института сейсмостойкого строительства и сейсмологии АН Таджикистана. Действует Кавказский региональный центр прогноза землетрясений в Тбилиси. Проводятся исследования в территориальном центре прогноза на Камчатке. Главная цель проводимых исследований — осуществление долгосрочных прогнозов (А.И. Лобачев, 2006).

Со среднесрочным прогнозом дело обстоит сложнее. Здесь счет идет уже на недели, для передачи и обработки данных дорог каждый день, и поэтому необходима автоматизированная система прогноза землетрясений. Элементы такой системы имеются в ряде регионов нашей страны (А.М. Суздалева, В.И. Воробьев, 2004).

С краткосрочным прогнозом положение тяжелое. Счет в таком прогнозе идет на дни и часы. Передачу данных надо вести в реальном времени. Это значит, что данные регистрации должны поступать в центр прогноза прямо после их получения на наблюдательных пунктах. Пункты расположены в различных труднодоступных местах, связи, как правило, нет. Единственный путь — связь через искусственные спутники Земли. В настоящее время системы краткосрочного прогноза в нашей стране и за рубежом еще не созданы. Однако технические средства для создания подобной системы имеются.

Отсутствует также в нашей стране и за рубежом система осуществления непосредственного прогноза.

Методы прогноза землетрясений основываются на наблюдении аномалий геофизических полей, измерении значений этих аномалий и обработке полученных данных (В.И. Осипов, 2001).

1.2. Сейсмическая опасность ландшафтов Оренбургской области

В соответствии с временной «Схемой сейсмического районирования Европейской части СССР» (1987 г.), территория Оренбургской области относится к 6-ти бальной сейсмической зоне. Уже одно это обстоятельство согласно нормативам требует организации сейсмических наблюдений, проведения сейсмического мониторинга и создания соответствующей службы (Обоснование сейсмологического мониторинга на территории Оренбургской области. Зав. Оренбургским отделом оптимизации природопользования и охраны геологической среды ГИ УрО РАН Ю.М. Нестеренко, 1987).

Территория Оренбургской области расположена на тектонически устойчивых структурах древней Восточно-Европейской (Русской) платформы и древнего Южно-Уральского складчато-глыбового низкогорья – областях очень слабых проявлений новейших тектонических движений. Она входит в состав практически асейсмичных регионов России. (До 90% территории России, включая Восточно-Европейскую равнину и горный Урал, может считаться практически асейсмичной, расположенной вне зоны современных интенсивных тектонических движений.) Но тектоническая стабильность территории относительна. Здесь происходили и происходят медленные и продолжительные вековые колебательные или эпейрогенические движения в виде поднятий и опусканий отдельных морфоструктур, охватывающих всю Русскую платформу и Уральскую горную страну. Эти движения имеют сравнительно небольшие амплитуды вертикальных подвижек и происходят без активных сейсмических явлений и перестройки тектонических структур.

Ретроспективный поиск данных о сейсмичности территории Оренбургской области по каталогам землетрясений за исторический отрезок времени около 400 лет (XVI – XX вв.) показал, что рассматриваемые блоки земной коры находились в сейсмической тени. Землетрясения до 4 баллов (магнитуды не приводятся) зафиксированы в прошлом веке лишь в горноскладчатой части Среднего Урала. В Оренбурге на рубеже веков XX и XXI зарегистрированы афтершоки землетрясений с гипоцентрами в южной части Каспийского моря (в частности, газета «Яик» №50 от 14 декабря 2000 г.). Отмечаются землетрясения техногенного происхождения (1954 – 1990гг.), связанные с искусственными источниками: Тоцкий ядерный взрыв 1954 года, подземные взрывы на Оренбургском нефтегазоконденсатном месторождении, Совхозном ПХГ, в Курманаевской параметрической скважине в 1970-1980 гг.

Медленные колебательные движения на Русской платформе и горном Урале происходят как дифференцированные блоковые или глыбовые, контролируемые древними глубинными разломами.

Неотектонические движения земной коры обнаруживают тесную связь с сейсмичностью территории. Области развития интенсивных тектонических движений являются сейсмически активными с часто повторяющимися землетрясениями высокой балльности, а области слабых проявлений тектонических движений входят в состав практически асейсмичных регионов. К ним относятся Русская равнина и Урал – тектонически спокойные области. Изредка регистрируемые сейсмическими станциями слабые толчки не превышают 4 - 6 баллов по 12-балльной шкале интенсивности землетрясений (А.П. Бутолин, 2004).

Низкогорный складчато-глыбовый Урал подвержен слабым землетрясениям максимальной интенсивностью не более 5 -6 баллов. За прошедшее столетие было зарегистрировано более 40 землетрясений и только 5 из них проявились силой до 5 - 6 баллов. Все зарегистрированные очаги землетрясений были приурочены к Среднему Уралу. Южный Урал оказался практически асейсмичным районом. Очаги землетрясений тектонического происхождения здесь не зарегистрированы. Колебания земной поверхности от большей части горноуральских землетрясений на территории Оренбургской области не ощущались.

Возникающие тектонические напряжения в очагах уральских землетрясений преимущественно очень слабы и их разрядка может возбуждать сейсмические волны лишь в пределах малых тектонических структур, а в платформенных районах - исключительно в толщах осадочного чехла. Поэтому территория Оренбургской области оказывается практически асейсмичной. Слабые колебания земной поверхности возможны лишь от землетрясений далеких, очаги которых расположены за пределами области.

Таким образом, очаги проявления «местных» землетрясений также оказываются за пределами Оренбургской области и на значительном расстоянии. Бельская впадина Предуральского прогиба, отграничивающая юго-восточный склон платформы с Востока и отделяющая его от горного Урала, утратила свою тектоническую активность более 200 миллионов лет назад.

Территория Оренбургской области подвергается слабым колебаниям земной поверхности, вызванным сейсмическими станциями России (Ближайшая к Оренбургу Альметьевская сейсмостанция (Татарстан), находящаяся в 150 км к северу от г. Бугуруслана, зарегистрировала сейсмические толчки от Туркменского землетрясения силой 2-3 бала. Сейсмические толчки такой же силы зарегистрировала Пулковская сейсмостанция Санкт-Петербурга и другие станции, расположенные в пределах Русской равнины). Очаги далеких землетрясений бывают удалены от территории области на 1500-2000 км и более. Это отголоски глубокофокусных землетрясений, происходящих в Евро-Азиатском (Средиземноморско-Гималайском) сейсмически активном поясе альпийской складчатости (в горах Копетдага, Памира, Тянь-Шаня, под Каспийским морем). Сейсмические волны от Газлинского очага в Узбекистане в 1998 г., от Туркменского – в декабре 2000 г. и от других возбуждали на территории Оренбургской области землетрясения с глубиной очага 600-700 км и силой более 8 баллов в эпицентре докатились даже до Москвы и Петербурга, проявившись силой до 2-3 баллов (Г.А. Русскин, 2004).

Наибольшее количество Уральских землетрясений имеют тектоническое происхождение (эндогенное), но зарегистрированы землетрясения и экзогенного происхождения, связанные с обвалами больших масс горных пород в карстовых полостях. Провальные явления в карстовых районах вызывают значительные сотрясения поверхности силой до 3-6 баллов (Свердловская область). Это локальные землетрясения и ощущаются на небольших территориях вокруг эпицентра.

Территория Оренбургской области расположена вдали от главных сейсмических поясов материка (Евро-Азиатского и Тихоокеанского) и является практически асейсмичным регионом. Сейсмические явления здесь могут проявляться лишь как отголоски далеких землетрясений. Неотектоническая активность отдельных тектонических структур проявляется в виде медленных вековых-эпейрогенических движений (поднятий и опусканий) земной коры.

Локальные нарушения тектонического равновесия в регионе могут быть спровоцированы техногенными факторами – изменениями силовых и весовых нагрузок на земную кору, вызванными взрывами, строительством и заполнением водохранилищ, отбором нефти и газа, а также других полезных ископаемых из земных недр и другими воздействиями. Локальные вертикальные смещения земной коры вызывают водохранилища, обвалы горных пород, взрывы и другие крупномасштабные воздействия на изменение вертикальных нагрузок на поверхность. В настоящее время такое воздействие оказывают 12 водохранилищ Волго – Камского каскада, Ириклинское водохранилище на Урале, Сорочинское на Самаре и сотни других искусственных водоемов, опоясывающих крупнейшие морфоструктуры Поволжья и Высокого Заволжья (Жигулевский, Татарский, Оренбургский сводовые поднятия и прогибы земной коры).

Техногенные сооружения многократно увеличили тектонические нагрузки на отдельные блоковые структуры, нарушив установившиеся за миллионы лет естественное равновесие тектонической системы региона. В связи с этим возникло проблема сейсмической активизации за счет собственноручно созданных очагов тектонических напряжений. Примерами тому являются землетрясения силой до 5 – 6 баллов в зоне Волго–Камских водохранилищ (Тольятти, Дмитровград и др.) и другие явления.

На территории Оренбургской области зарегистрированы землетрясения техногенного (антропогенного) происхождения, вызванные подземными и надземными атомными взрывами. Подземные взрывы, произведенные в целях расширения емкостей подземных газохранилищ в районе Оренбургского газоконденсатного месторождения, оказались причиной локальных землетрясений на территории в радиусе до 20 – 30 км от эпицентра. В южных и западных районах города Оренбурга сила техногенных землетрясений достигала 3 – 4 баллов. Взрыв атомной бомбы над Тоцким полигоном (14 сентября 1954 г.) на высоте 300 м от поверхности также вызвал сильное локальное землетрясение («земля содрогнулась» - по рассказам участников военных учений).

Интенсивность проявления тектонических процессов или сила землетрясения в баллах учитывается во многих отраслях промышленного производства и, особенно, связанных со строительством жилых домов и крупных промышленно-производственных сооружений. В Оренбургской области проектная прочность и устойчивость всех строительных объектов рассчитывается на сейсмическое воздействие интенсивностью до 7 баллов. При этом учитываются все возможные сейсмические воздействия, включая взрывные сотрясения. Это при том, что Оренбуржье расположено в тектонически спокойной и сейсмически не опасной зоне. Локальные землетрясения местного происхождения сильных сотрясений земной поверхности не вызывают и на большие расстояния не распространяются, а отголоски далеких землетрясений силой более 4 баллов практически не возможны.

1.3. Изучение темы «Чрезвычайные ситуации геофизического происхождения» на уроках «Основы Безопасности Жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях

Приказом Министерства образования России от 19 мая 1998 года №1236 разработан и утвержден обязательный минимум содержания общего среднего образования, определяющий основные вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Целью курса ОБЖ является формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих. Содержание курса включает в себя теорию и практику безопасного поведения и защиты человека в различных опасных и чрезвычайных ситуациях (Б.И. Мишин, 2002).

Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов общеобразовательных школ предусматривает изучение темы «Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения при их возникновении». В рамках этой темы учащиеся знакомятся с опасными природными явлениями геофизического происхождения.

Для изучения темы «Чрезвычайные ситуации природного происхождения» выделяется 16 часов, из них на тему «Землетрясения» отводится 2 часа. На занятиях рассматриваются следующие вопросы:

Землетрясения и их характеристика. Причины возникновения землетрясений и их последствия. Меры по снижению потерь от последствий землетрясений. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о возникновении землетрясений, во время и после них.

Преподавание ЧС природного характера имеет свои особенности и во многом зависит от методики преподавания дисциплины ОБЖ. Рассмотрим особенности урока ОБЖ. Во-первых, он не имеет определенной структуры. Структура урока ОБЖ полностью зависит от содержания учебного материала и времени «протекания» рассматриваемых событий, фактов, процессов. Каждый урок ОБЖ по своей структуре является гибким, неповторимым и, самое главное, нестандартным. На уроке ОБЖ основными структурными компонентами являются: цель и действие, которые определяют содержание учебного материала, а также методы учения ученика и время выполнения учебных заданий. Задача учителя ОБЖ сформировать цель урока так, чтобы действия учащихся были побудительными, направленными и обязательно регулируемые учителем. Цель урока ОБЖ – сознательно планируемая установка на оптимальное решение, которое предполагает познание, учет условий, причинных связей и реальных возможностей. Содержание учебного материала на уроке ОБЖ представляет собой сочетание знаний разных сфер деятельности людей. Теоретическое положение учебника ОБЖ отражает, в сущности, деятельность или конкретные действия в чрезвычайных ситуациях.

Чтобы поддерживать интерес учащихся, развивать интеллектуальные умения и способности, вызывать желание проявлять себя необходимо использование элементов, приемов, методов нестандартного урока в традиционном: составление таблиц, опорных схем, конспектов, работа со словариками дат, составление кроссвордов, подготовка и защита реферата, ролевая и дидактическая игра, иллюстрация, использование технических средств обучения. Задания позволяют учащемуся полнее раскрыть собственную индивидуальность и выявить пробелы в знаниях, выявить проблемы в их усвоении.

Предмет ОБЖ изучает принципы и закономерности, изменения и развития действий человека в экстремальных ситуациях, а также признаки возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, связанных с явлениями в природе и обществе ((А.В. Коржиков, 1999).

Методы обучения детей на уроках ОБЖ – сочетание разных видов действий: физиологических, психологических, нравственных с учетом возрастных особенностей учащихся. По своей сущности урок ОБЖ – это урок действий, урок движений. Ни один школьный предмет не ставит цель научить ребенка действовать практически, научить жить и выживать в условиях окружающей среды.

Урок ОБЖ – это урок нового типа, основным педагогическим свойством урока ОБЖ является содержание учебного материала, которое влияет на характер ведения урока, на методы обучения и контроля.

Итак, на изучение темы «Землетрясения» в рамках курса ОБЖ в 7-х классах отводится 2 часа. Из них два теоретических занятия по темам «Землетрясения» и «Действия населения в условиях возникновения землетрясений». Цель изучения данной темы – ознакомить учащихся с понятием «землетрясение», классификацией, причинами, последствиями, мерами предупреждения, безопасного поведения при их возникновении и защиты (Б.И. Мишин, 2002).

В условиях, когда на территории России землетрясения постоянно грозят почти 1/3 территории и нескольким тысячам населенных пунктов особо остро стоит проблема прогнозирования, предупреждения и защиты населения от землетрясений и их последствий (Л.А. Муравей, 2002).

Главной задачей, как для учителя ОБЖ, так и для государства в целом, является обучение людей действиям в условиях ЧС геофизического происхождения. Учащиеся, после изучения темы «Землетрясения» должны иметь представления что такое землетрясения, для того, чтобы прежде всего, в дальнейшем научиться применять эти знания для безопасного поведения и самоспасения при заблаговременном оповещении о землетрясениях, во время и после них (Л.В. Байбородова, 2004).

При изучении темы «Землетрясения» наряду с теоретическими методами обучения необходимо использовать практические методы - это проведение экскурсий, тренировочных эвакуационных мероприятий, тренировок по оказанию первой медицинской помощи и др. мероприятий.

Наглядность – залог успешного обучения и усвоения материала. Поэтому акцент следует делать на практические методы обучения, поскольку тема «Землетрясения» очень тесно взаимосвязана с практическими занятиями и тренировками. Усвоение теоретических знаний означает, что ученик сможет применить их на практике. Поэтому практика должна осуществляться под педагогическим контролем и после усвоения теории.

Особенностью обучения учащихся теме ЧС природного характера является невозможность наглядно показать природные катаклизмы. Анализ процесса обучения учащихся в школах свидетельствует о том, что на занятиях недостаточно усваивается информация, полученная ими на уроках. Поэтому для понимания и качественного восприятия материала необходимо обеспечить активную зрительную деятельность. При изучении землетрясений необходимо использовать демонстрацию научно-популярных и документальных видеофильмов по данной тематике. Они служат как источником новых знаний, динамической иллюстрацией при объяснении нового материала, так и обобщению, систематизации, закреплению материала (Н.Н. Миньков, 2002).

Изображение и звук в фильме тесно переплетаются, создавая единый зрительно-звуковой образ. Нельзя объяснить явление природы текстом, это следует показать. На экране ученики видят не только то, что происходит в данный момент, но и то, что происходило ранее, или то, что будет происходить в будущем. Есть возможность услышать ужасающие истории людей-очевидцев природных стихий, познакомиться с работами ученых, способами и приборами прогнозирования природных катастроф ( М.Д. Рукин, 2005).

Доступность подачи материала, яркость сюжета повышает интерес учащихся к приобретению знаний и способствует их лучшему усвоению.

Во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем ученикам было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного.

Можно ли избежать идеи рассматривания курса ОБЖ как «поглощения» определенных знаний? Как с помощью этого школьного предмета развить личность ученика, его ответственность за свою жизнь и жизнь окружающих, научить анализировать и принимать правильное решение по самоспасению и спасению окружающих, научить оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим, обучить навыкам само- и взаимопомощи? Ответы на эти разноплановые вопросы можно найти в разнообразных, нестандартных формах преподавания.

В сложившейся ситуации, мы решили, что целью нашей исследовательской работы будет ознакомление с методиками преподавания ЧС природного характера, а в частности, опасных природных явлений геофизического происхождения (на примере землетрясений).

После изучения методических материалов, программ и соответствующей литературы нами была рассмотрена методика по формированию знаний учащихся о ЧС геофизического происхождения. Она включает в себя только те методы и способы преподавания ЧС геофизического происхождения, которые доступны и способствуют легкому усвоению учебного материала учащимися, вызывают у них личный интерес к теме и стремление к расширению своего кругозора (Е.И. Тупикин, 2002).

Мы предлагаем проведение занятий во внеурочное время в качестве факультативов, которые будут проходить как в стенах школы, так и на открытом воздухе.

Глава 2. Изучение на уроках «Основы Безопасности Жизнедеятельности» чрезвычайных ситуаций геофизического происхождения.

2.1. Материал и методики изучение на уроках «Основы Безопасности Жизнедеятельности» чрезвычайных ситуаций геофизического происхождения.

Целью реферата стало изучение чрезвычайных ситуаций геофизического происхождения в рамках курса ОБЖ с помощь различных форм и методов. Примером может служить методика предложенными коллективом кафедры безопасности жизнедеятельности Российского химико-технологичесского университета им. Д.М. Менделеева М. Далакишвили, Е. Крыловой, Л. Марининой (2006) и диагностирования, тесты, разработанные Л.В. Байбородовой и Ю.В. Индюковым (2004) (см. Приложение 1).

Для успешной реализации поставленной цели мы опирались на следующие принципы:

  •  
    1. Гуманизма и личностного подхода: исходит из величайшей ценности человеческой жизни и других основных идей гуманизма.

    2. Прикладной результативности: обучающиеся должны не только знать о геофизических опасных природных процессах и порядок действий в случаи их возникновения, но и уметь применять их на практике.

    3. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося.

    4. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности, учащихся при руководящей роли учителя.

    5. Мобилизующей методики: проявляется в интеллектуальной активизации учащихся, побуждение их к инициативности, творчеству и самостоятельности в ходе решения учебных задач, стимулировании и организации самостоятельной работы по присвоению ими ценностей безопасности жизнедеятельности.

    6. Принцип согласованности требований школы, семьи и общества, уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.

Чтобы обучение было эффективным образовательный процесс должен отвечать следующим требованиям:

  • предоставление учащимся многообразных знаний и видов деятельности для опробования своих сил и возможностей, проявления интересов и склонностей;

  • предоставление возможности овладения основами наук на уровне, соответствующем индивидуальным особенностям учащихся;

  • переход от пассивных форм обучения к деятельному обучению с преобладанием самостоятельной работы, вовлечение учащихся в активную самостоятельную познавательную деятельность посредством разнообразных форм;

  • учет физиологических и психических особенностей учащихся с целью сохранения их здоровья.

Так как изучение ЧС природного характера проходит в 7 классах и времени, выделенного учебным планом недостаточно, целесообразно проводить дополнительные занятия в форме внеклассных занятий. Для организации эффективной внеурочной работы с учащимися 7–х классов целесообразно применять программы для внеклассных занятий, которые включают в себя 9 учебных часов, и рассчитаны на 1 час в месяц. Внеклассные занятия проводятся преподавателем-организатором ОБЖ. Рассмотрим темы и методику обучения, которые используются на внеурочных факультативных занятиях, предложенные сотрудниками кафедры безопасности жизнедеятельности Российского химико-технологического университета им. Д.М. Менделеева – М. Далакишвили, Е. Крыловой, кандидат педагогических наук и Л. Марининой – кандидатом химических наук, профессором.

Занятие № 1.

Задание. На Камчатку поступило сообщение: «В течение ближайших 2-3 дней ожидается землетрясений магнитудой около 7,5 баллов по шкале Рихтера. Эпицентр может находиться в океане, недалеко от побережья». Оцените ожидаемые последствия землетрясения, опишите необходимые мероприятия для снижения материального ущерба и уменьшения числа пострадавших.

Соотношение между шкалой Рихтера и МSK-64

(В.В. Денисов, И.А. Денисова, В.В. Гутенев, О.И. Мотвила (2003))

Магнитуда по шкале Рихтера

4,0-4,9

5,0-5,9

6,0-6,9

7,0-7,9

8,0-8,9

Интенсивность

по шкале МSK -64

IV-V

VI-VII

VIII-IX

IX-X

XI-XII

Краткая характеристика возможной интенсивности землетрясения по 12-ти бальной шкале MSK-64 (см. Приложение 3)

(М.Д. Рукин, А.З. Славинский, Н.А. Ясаманов, 2003)

I балл – Отмечается только сейсмическими приборами. Люди такое землетрясение обычно не ощущают, за исключением единичных наблюдателей, находящихся в особо чувствительных местах.

II балла – Ощущается отдельными людьми, находящимися в полном покое, главным образом в самых верхних этажах зданий расположенных в непосредственной близости от эпицентра.

III балла – Ощущается небольшой частью населения. Во время этого землетрясения раскачиваются подвешенные предметы, особенно люстры. Приходят в движение раскрытые двери. Стоящие автомобили начинают слегка раскачиваться на рессорах. Некоторые люди способны оценить длительность сотрясения.

IV балла – Ощущается многими людьми, особенно теми, кто находится в помещении. Лишь немногие люди могут почувствовать такое землетрясение на открытом воздухе, и только те, кто в данное время находится в покое. Некоторые люди пробуждаются. В момент землетрясения раскачиваются подвешенные предметы, дребезжат стекла, хлопают двери, звенит посуда, трещат деревянные стены, карнизы и перекрытия. Заметно покачиваются на рессорах автомашины.

V баллов – Чувствуется всеми людьми, где бы они ни находились. Просыпаются все спящие. Двери раскачиваются на петлях и открываются самопроизвольно. Стучат ставни, захлопываются и открываются окна. Жидкость в сосудах раскачивается и иногда переливается через край. Бьется часть посуды, трескаются оконные стекла, местами в штукатурке появляются трещины, опрокидывается мебель. Иногда раскачиваются телеграфные столбы, опорные мачты, деревья и высокие предметы.

VI баллов – Ощущается всеми людьми. Многие в испуге покидают помещения. В момент колебания почвы и после них походка становится неустойчивой. Бьются окна и стеклянная посуда. Приходит в движение и опрокидывается мебель. Появляются трещины на стенах в кирпичной кладке. Заметно сотрясаются деревья и кусты.

VII баллов – Люди с трудом держатся на ногах, инстинктивно выбегают из помещения. Ломается мебель. Здания получают повреждения. Обваливается штукатурка, кирпичи, камни, черепица, карнизы. Происходят оползни, обвалы на каменистых и глинистых почвах. В открытых водоемах мутнеет вода. Выплескивается вода из бассейнов. Повреждаются бетонные оросительные каналы.

VIII баллов – Типовые здания получают значительные повреждения. Иногда частично разрушаются. Ветхие постройки разрушаются. Происходит отрыв панелей от каркасов. Покачиваются и падают печные и фабричные трубы, памятники, башни, колонны, водонапорные башни. Ломаются сваи. Обламываются ветви на деревьях, возникают трещины на крутых склонах.

IX баллов – От действия такого землетрясения возникает паника. Дома разрушаются. Серьезно повреждаются плотины и борта водохранилищ. Рвутся подземные трубы. На земной поверхности появляются значительные трещины.

X баллов – Большая часть построек разрушается до основания. Обрушиваются деревянные здания и мосты. Повреждаются насыпи, плотины. На земной поверхности появляются значительные трещины шириной около 1 метра. Возникают большие провалы и оползни. Вод выплескивается из русел рек, каналов. Приходят в движение песчаные и глинистые грунты на пляжах и низменных участках. Слегка изгибаются рельсы на железных дорогах. Ломаются крупные ветви и стволы деревьев.

XI баллов – Сохраняются только немногие, особенно прочные каменные здания. Разрушаются плотины, насыпи, мосты. На поверхности земли появляются широкие трещины, уходящие глубоко в недра. Сильно вспучиваются рельсы на железных дорогах. На склонах возникают сильные оползни.

XII баллов – Большие изменения ландшафта, многочисленные трещины, обвалы, оползни, возникновение водопадов, подпруд на озерах, изменения течения рек. Ни одно сооружение не выдерживает. Растительность и животные погибают под обвалами и осыпями. Обломки камней и предметов взметаются высоко в воздух.

Решение

  1. По таблице определяем, что землетрясению в 7,5 балла примерно соответствует землетрясение в 9 баллов по шкале интенсивности MSK-64.

  2. Определяем возможные последствия землетрясения в 9 баллов по краткой характеристике возможной интенсивности землетрясения.

  3. Так, как эпицентр может находиться в океане, недалеко от побережья, то возможно возникновение цунами.

  4. На территории вводится режим повышенной готовности к землетрясению и возможному цунами.

  5. Мероприятия:

    1. приведение в готовность спасательных формирований, при этом спасатели и техника выводятся на открытые участки;

    2. оповещение населения о возможном землетрясении и цунами и порядке действий при этом;

    3. возможная упреждающая эвакуация, вывод из зданий на ближайшие открытые площадки, расположенные вне зон возможных завалов;

    4. обучение населения правилам поведения при землетрясении и цунами;

    5. опасные производства (особенно радиационные и химические) переводятся на аварийные режимы или вообще останавливаются. При этом персонал принимает меры по минимизации возможного ущерба от их разрушения.

Занятие № 2

Задание. В городе N произошло землетрясение силой 5 баллов по шкале Рихтера. Разработайте план мероприятий по ликвидации его последствий. Таблица соотношений между шкалой Рихтера и шкалой интенсивности, краткая характеристика возможной интенсивности землетрясения по 12-ти балльной шкале Меркалли-Спонхевера-Карника даны в первом занятии.

Решение (Б.С. Мастюков, 2003)

  1. По таблице определяем интенсивность землетрясения.

  2. По краткой характеристике возможной интенсивности землетрясения оцениваем степень возможных разрушений.

  3. Осуществляются следующие мероприятия:

  1.  
    1. привлекаются специализированные формирования ведомств, формирования ГО городов, воинские части;

    2. проводится разведка для определения характера разрушения зданий и сооружений, местонахождения и состояния пострадавшего населения, оказавшегося под завалами или частично в разрушенных зданиях, выясняется степень повреждения коммунально-энергетических сетей, определяются зоны сплошных пожаров, возможность их развития, а также разведываются пути подхода к объектам работ;

    3. Проводится также медицинская разведка для определения санитарно-эпидемического состояния местности после землетрясения;

    4. после разведки уточняются силы и средства, необходимые для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР), их задачи создаются группировки сил;

    5. проводятся АСДН;

    6. извлекаются пострадавшие из-под завалов;

    7. оказывается медицинская помощь;

    8. устраиваются оставшиеся без крова люди;

    9. устраняются аварии на коммунально-энергетических и технологических сетях, которые создают угрозу для жизни людей;

    10. создаются комендантские службы для обеспечения общественного порядка.

Приведенный выше тип заданий по разработке мероприятий для снижения числа жертв и уменьшения материальных потерь, а также мероприятия по ликвидации последствий землетрясения позволяет сформировать у учащегося логические приемы мышления, способность анализировать, принимать решения в данной конкретной ситуации.

Занятие № 3

Задание. Охарактеризуйте землетрясение интенсивностью IX баллов по шкале MSK-64 и землетрясение магнитудой 5,8 балла по шкале Рихтера, используя таблицу (смотреть первое занятие).

Решение

  1. Землетрясений интенсивностью IX баллов характеризуется следующими последствиями. Возникает паника. Дома разрушаются, Серьезно повреждаются плотины и борта водохранилищ. Рвутся подземные трубы. На земной поверхности появляются значительные трещины.

  2. По таблице определяем, что землетрясение магнитудой 5,8 балла по шкале Рихтера соответствует землетрясению примерно в VII баллов по шкале интенсивности.

  3. Характеристика такого землетрясения следующая. Люди с трудом удерживаются на ногах. В испуге инстинктивно выбегают из помещений. Дрожат подвешенные предметы. Ломается мебель. Многие здания получают повреждения. Печные трубы обламываются на уровне крыш. Происходят оползни и обвалы на каменистых и глинистых склонах. Самопроизвольно звенят колокола. В реках и открытых водоемах мутнеет вода. Повреждаются бетонные оросительные системы.

Этот тип задания направлен на работу с различными шкалами оценки землетрясения: шкалой Рихтера и шкалой интенсивности. Учащиеся должны усвоить, что характеризуют баллы различных шкал, как шкалы оценки интенсивности и магнитуды землетрясения связаны между собой, и какие негативные последствия связаны с каждым оценочным баллом.

Занятие № 4

Задание. Какие из нижеприведенных рекомендаций по действиям до, во время и после землетрясения являются правильными? Ответ обоснуйте. Объясните необходимость проведенных действий.

  1. Внимательно слушайте информацию об обстановке и инструкции о порядке действий, не пользуйтесь без необходимости телефоном.

  2. Не отключайте электро- и газоснабжение в квартире.

  3. Оденьтесь, возьмите документы и соберите наиболее необходимые вещи, небольшой запас продуктов питания на несколько дней, питьевую воду, медикаменты, карманный фонарик.

  4. Выведите скот на более безопасную местность.

Решение

  1. Первая рекомендация верна. Человек, знающий как себя вести при ЧС, имеет больше шансов выжить, нежели не имеющий об этом представления. Соблюдение инструкций дает возможность выжить.

  2. Вторая рекомендация неверна, так как элетро- и газоснабжение всегда надо отключать во избежание дополнительных поражающих факторов.

  3. Третья рекомендация верна. Документы нужны для идентификации личности, получения возможной компенсации в будущем. Не известно, сколько дней надо будет провести вне дома, поэтому еда, питье, необходимые вещи, медикаменты помогут пережить ЧС.

  4. Рекомендация верна. Надо позаботиться не только о себе, но и об окружающих, в том числе и о животных.

Занятие № 5

Задание. Ниже приведен рассказ очевидца землетрясения.

«Городок наш был небольшой, находился вдали от моря и крупных рек. Мне там нравилось жить до тех пор, пока я не столкнулся с таким страшным явлением природы, как землетрясение.

Произошло все ранним утром, наверно, часов в 8. Я готовился уйти на работу, но тут вдруг земля начала уходить из под ног, мои картины на стенах начали качаться. Казалось, стекла вот-вот треснут. Двери начали сами собой хлопать, в ушах стоял звон посуды… О, это было ужасно.

Я безумно испугался, стал кричать, звать на помощь. Мне казалось, что все вот-вот рухнет на меня. Бросился к лифту, хотел спуститься на нем вниз, так как живу на 10-ом этаже, но он не работал. Пришлось идти по лестнице. Кое-как спустился, вышел на улицу весь в панике, не зная, что делать дальше, куда бежать. Я слышал, что при землетрясении иногда возможны цунами, оползни, обвалы. Мне стало до того страшно, что я упал без сознания. Очнулся в машине «скорой помощи», которую вызвали соседи.

Это землетрясение в 9 баллов я запомню надолго».

Оцените поведение рассказчика при землетрясении. Сколько баллов вы бы дали данному землетрясению?

Решение

Одно из правил гласит, что надо действовать спокойно, без паники. Так как рассказчик был на десятом этаже, то выбегать на улицу не стоило. Лучше было встать в проеме внутренних дверей или в уголке комнаты, подальше от окон и тяжелых предметов. При землетрясении нельзя пользоваться лифтом.

Цунами, оползни, обвалы бывают при значительно более сильном землетрясении – от 7 и более баллов. Да и какое возможно цунами, если город находился далеко от моря? Данное же землетрясение, судя по описанию очевидца, скорее всего, было в 4 балла.

Этот тип задания направлен на выбор правильного поведения во время и после землетрясения. Они требуют от учащихся обоснованных ответов. В данном типе заданий обучаемый учится анализировать правильность того или иного действия, что помогает ему лучше усвоить материал, так как каждое действие проходит стадию осознанности и, следовательно, переходит из социального опыта в индивидуальный.

Занятие № 6

Задание. Основываясь на знаниях о сейсмической опасности в России, ответьье на следующие вопросы:

  1. Землетрясения какой силы характерны для Северного Кавказа?

  2. Какие последствия они могут вызвать? (Используйте таблицу возможной интенсивности землетрясения по шкале Меркалли).

  3. Предложите ряд рекомендаций для жителей данного региона по действиям до, во время и после землетрясений.

Решение

  1. Территория Северного Кавказа относится к чрезвычайно опасным районам и подвержена землетрясениям более 7 баллов.

  2. По таблице возможной интенсивности землетрясения определяем примерную характеристику землетрясений в 7 баллов. Люди с трудом удерживаются на ногах. В испуге инстинктивно выбегают из помещений. Дрожат подвешенные предметы. Ломается мебель. Многие здания получают повреждения. Печные трубы обламываются на уровне крыш. Происходят оползни и обвалы на каменистых и глинистых склонах. Самопроизвольно звенят колокола. В реках и открытых водоемах мутнеет вода. Повреждаются бетонные оросительные системы.

  3. Действия в случае угрозы возникновения землетрясения.

    1. Внимательно слушайте по радио и телевидению информацию об обстановке и инструкции о порядке действий.

  1.  
    1. . Узнайте у местных органов государственной власти и местного самоуправления место сбора жителей для эвакуации. Оденьтесь, возьмите документы и соберите наиболее необходимые вещи, небольшой запас продуктов питания на несколько дней, питьевую воду, медикаменты, карманный фонарик.

    2. . Отсоедините все электроприборы от электросети, выключите газ и систему нагревания.

  2. Действия во время землетрясения:

  1.  
    1. Сохраняйте спокойствие, избегайте паники.

    2. Если вы находитесь первом или втором этаже, то быстро покиньте дом и отойдите от него подальше – на открытое место.

    3. Если вы находитесь в помещении на более высоких этажах, то следует встать в проем внутренних дверей или в углу комнаты, подальше от окон и тяжелых предметов.

    4. Не бросайтесь к лестнице, отдалитесь от высоких сооружений, путепроводов, мостов и линий передач.

  2. Действия после землетрясения.

    1. Сохраняйте спокойствие, Помогите окружающим людям.

    2. Проверьте, нет ли угрозы пожара. Определите визуально состояние сетей электро-, газо- и водоснабжения.

    3. Не пользуйтесь открытым огнем, освещением, нагревательными приборами, газовыми плитами и не включайте их до того времени, пока не убедитесь, что нет утечки газа.

    4. Будьте готовы к повторным толчкам. Часто они приводят к дополнительным разрушениям.

    5. Узнайте в местных органах адреса организаций, которые отвечают за предоставление помощи потерпевшему населению.

ВЫВОДЫ

Для выявления уровня знаний у учащихся седьмых классов в школе о чрезвычайных ситуациях геофизического характера на примере землетрясений представляются возможными следующие методики диагностики - тест, предложенный и разработанный Л.В. Байбородовой и Ю.В. Индюковым.

Сама процедура проведения теста может являться своеобразным фактором, формирующим отношение к стихийным бедствиям, поскольку, как показал опыт, отвечая на вопросы, школьники и педагоги впервые задумываются над проблемами самоспасения.

Результаты, полученные с помощью теста и применяемых тематик занятий, могут служить в качестве критерия эффективности системы педагогических мероприятий и пропагандистских компаний, направленных на формирование отношения учащихся к возникновению экстремальных ситуаций, связанных с землетрясениями, помогать руководству школы и педагогам оценивать устойчивость достигнутого эффекта.

Приведенные выше типы заданий, предложенные коллективом кафедры безопасности жизнедеятельности Российского химико-технологичесского университета им. Д.М. Менделеева М. Далакишвили, Е. Крыловой, Л. Марининой (2006):

1) по разработке мероприятий для снижения числа жертв и уменьшения материальных потерь, а также мероприятия по ликвидации последствий землетрясения позволяют сформировать у учащегося логические приемы мышления, способность анализировать, принимать решения в данной конкретной ситуации.

2) задания направленные на работу с различными шкалами оценки землетрясения: шкалой Рихтера и шкалой интенсивности. Учащиеся должны усвоить, что характеризуют баллы различных шкал, как шкалы оценки интенсивности и магнитуды землетрясения связаны между собой, и какие негативные последствия связаны с каждым оценочным баллом.

3) задания, направленные на выбор правильного поведения во время и после землетрясения. Они требуют от учащихся обоснованных ответов. В данном типе заданий обучаемый учится анализировать правильность того или иного действия, что помогает ему лучше усвоить материал, так как каждое действие проходит стадию осознанности и, следовательно, переходит из социального опыта в индивидуальный могут использоваться как вспомогательный материал для проведения практических занятий, закрепляющих полученные знания как учителями, так и студентами-практикантами.

Список литературы

  1. Акимов, В. А. Природные и техногенные ЧС: опасности, угрозы, риски / В.А. Акимов. М: ЗАОФИД, 2001. 487 с.

  2. Алексеенко, В. А. Биосфера и жизнедеятельность. /В.А. Алексеенко, Л.П. Алексеенко. М: Лотос, 2002. 162 с.

  3. Арустамов, Э. А. Безопасность жизнедеятельности /Э.А. Арестамов. М.: Дашков и К, 2003. 496 с.

  4. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности / под ре. Э.А. Арустамова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. 476 с.

  5. Арнольд, В. И. Теория катастроф / В.И. Арнольд. М.: Наука, 1990. 127 с.

  6. Асада Т. Методы прогноза землетрясений, их применение в Японии. / Т. Асада, К. Исибаси и др. М.: Недра, 1984. 112 с.

  7. Баринов, А. В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них: учебное пособие для вузов / А.В. Баринов. М.: Вла-дос-Пресс, 2003. 495 с.

  8. Байбородова, Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: метод. пособие / Л.В. Байбородова, Ю.В. Индюков. М.: ВЛАДОС, 2003. 272 с.

  9. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций: Пособие для подготовки к экзаменам. Ростов-на Дону: Феникс, 2003. 147 с.

  10. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности / под ред. С.В. Белова. М.: Высшая школа, 2001. 485 с.

  11. Борисков, Н.Ф. Основы безопасности. / Н.Ф. Борисков. Харьков: ТОО «Гринго», 2000. 342 с.

  12. Бутолин А.П. О сейсмической опасности техногенных преобразований ландшафтов Оренбуржья. Материалы XXVI научно-практической конференции. Часть IV. Оренбург: ОГПУ, 2004. С. 8-16.

  13. Владимиров, В. Прогноз основных опасностей и угроз на территории России // Основы безопасности жизнедеятельности. 2001. № 2. С. 2—8.

  14. Воловия, В.Г. Как выжить в экстремальных ситуациях. // Физкультура и спорт. 1990. № 6. С. 3 – 10.

  15. Далакишвили М. Землетрясение как потенциально опасное явление. Разработка заданий в курсе «ЧС природного характера и защита от них» // Основы Безопасности Жизнедеятельности. 2006. №10. С 47-53.

  16. Денисов В.В. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий при ЧС. / В.В. Денисов, И.А. Денисова, В.В. Гутенев, О.И. Монтвила. М.: ИКЦ «Март», 2003. 273 с.

  17. Квалификация — учитель безопасности жизнедеятельности. - М.: Просвещение, 2000. 213 с.

  18. Григорьев, А. А. Экологические уроки исторического прошлого и современности / А.А. Григорьев. Л.: Наука, 1991. 252 с.

  19. Гринин, А. С. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / А.С. Гринин. М.: ФАИН-ПРЕСС, 2002. 286 с.

  20. Еремин, М. Н. Введение в историю и географию катастроф, источники опасности // Основы гражданской безопасности. Оренбург, 2003. С. 7—77.

  21. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования. / В.И. Загвязинский. М.: Просвещение, 1995. 276 с.

  22. Загвязинский, В.И. Организация опытно-экспериментальной работы в школе. / В.И. Загвязинский. Тюмень: Издательство ТГПУ, 1995. 234 с.

  23. Коган, Б.М. Стресс и адаптация. / Б.М. Коган. М.: Владос, 2000. 213с.

  24. Коржиков, А.В. Учебное пособие по ОБЖ для студентов I курса педагогических университетов. / А.В. Коржиков. М.: Просвещение, 1999. 342с.

  25. Лебедев, В.И. Человек в экстремальных ситуациях. / В.И. Лебедев. М.: Просвещение, 2001. 342 с.

  26. Лобачев, А.И. Безопасность жизнедеятельности: Конспект лекций. / А.И. Лобачев. М.: Юрайт-Издат, 2006. 191 с.

  27. Кравцова, А. БЖД — профессия 21 века // Основы безопасности жизни. 2003. № 1. С. 9—11.

  28. Мазур, И.И. Опасные природные процессы / И.И. Мазур, О.П. Иванов. М.: Экономика, 2004. 702 с.

  29. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Изд. Центр «Академия», 2003. 254 с.

  30. Миньков, Н.Н. Организация работы с учащимися по обучению ОБЖ. / н.н. Миньков. М.: Просвещение, 2002. 254 с.

  31. Митюшин Н. Внеурочная деятельность по курсу ОБЖ как одна из форм обучения предотвращению чрезвычайных ситуаций / Н. Митюшин // Основы безопасности жизнедеятельности. 2002. № 2. С. 7-9.

  32. Муравей, Л. А. Безопасность жизнедеятельности / Л.А. Муравей. М.: Юни-ти, 2002. 432 с.

  33. Муравей, Л. А. Экология и безопасность жизнедеятельности /Л.А. Муравей. М.: Юнити-Дана, 2002. 447 с.

  34. Мягков, С. Н. Природные опасности и стихийные бедствия / С.Н. Мягков. М.: ВИНИТИ, 1992. 354 с.

  35. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности. / под ред. Б. И. Мишина. - М.: Педагогика, 2002. 234 с.

  36. Осипов В.И. Природные катастрофы на рубеже ХХ1 века / В.И. Осипов. Вестн. РАН, 2001. N: 4. С. 291-302..

  37. Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях. Материал к преподаванию предмета ОБЖ. / под ред. Н.Н. Минькова. Самара: Издательство Самарского ОИПКиПРО, 1994. 354 с.

  38. Репин, Ю.В. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Ю.В. Репин. М.: Дрофа, 2005. 191 с.

  39. Рукин М.Д. Живой пульс Земли. /М.Д. Рукин, А.З. Славинский, Ясаманова Н.А. М.: Изд-во ООО «Хлебпроминформ», 2003. 147 с.

  40. Русак, О. Н. Безопасность жизнедеятельности: учебник /под ред. О.Н. Русака. СПб., 2002. 325 с.

  41. Русскин Г.А. Неотектоника и сейсмические явления. Материалы XXVI научно-практической конференции. Оренбург: ОГПУ, 2004. С 60-69.

  42. Сергеев, В. С. Защита населения и территорий в ЧС: учебное пособие / под ред. В.С. Сергеева.М.: Академический Проект, 2003. 432 с.

  43. Сейсмические опасности. Тематический том. /под ред. Г.А. Соболева. М.: Издательская фирма «Крук», 2000. 167 с.

  44. Суздалева А.М. Чрезвычайные ситуации природного характера. / А.М. Суздалева, В.И. Воробьев. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. 104 с.

  45. Полянский, Э. Формула безопасности. / Э. Полянский. М.: Владос, 2000. 265с.

  46. Сократов, Н.В. Рекомендации по написанию, оформлению и защите выпускных квалификационных (дипломных) работ методическое пособие для студентов-выпускников педагогического университета. / Н.В. Сократов, В.А. Макашев, В.Ф. Фунтиков, Г.А. Чернов. Оренбург: Издат-во ОГПУ, 2005. 72 с.

  47. Тупикин, Е.И. Тематический контроль по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). / Е.И. Тупикин. М.: Интеллект-Центр, 2002. 271 с.

  48. Учебник спасателя. / Шойгу С.К., Кудинов С.М., Неживой А.Ф., Ножевой С.А.; Под ред. Ю.Л. Воробьёва. – М.: МЧС России, 1997. 243 с.

  49. Хван, Т.А. Безопасность жизнедеятельности. / Т.А. Хван, П.А. Хван. Ростов на Дону: Феникс, 2000. 232 с.

  50. Шебалин, Н. В. Закономерности в природных катастрофах / Н.В. Шебалин. М: Знание, 1985.48 с.

  51. Шойгу, С.К. Катастрофы и государство / С.К. Шойгу, Ю.Л. Воробьев, В.А. Владимиров. М.: Энергоатомиздат, 1997. 160 с.

  52. Эйби Дж. А. Землетрясения. М.: Недра, 1982. 135с.

Приложение 1.

Тест по теме «Землетрясения»

1. Проявление внешних сил природы, сопровождающееся катастрофическими последствиями: гибелью людей и животных, разрушением сооружений н/х, вызывающее аварии и катастрофы:

1) ураган;

2) стихийное бедствие;

3) землетрясения.

2. Стихийные бедствия бывают: геологические, метеорологические, гидрологические. Расставьте в этом порядке перечисленные ниже бедствия: а — наводнения, сели, лавины; б — извержения, землетрясения; в — смерч, ураган, снегопад.

1) б, в, а;

2) а, б, в;

3) в, а, б.

3. Разрушительное природное явление, происходящее в определенных участках земной коры, в результате которого возникает угроза жизни и здоровью людей, происходят разрушения построек и элементов рельефа. Какое явление здесь описано?

1) стихийное бедствие;

2) катастрофа;

3) землетрясение.

4. Вы отдыхаете на Кавказе, землетрясение застало вас в помещении гостиницы. Первые толчки надо переждать в самом безопасном месте:

1) под столом;

2) на лестнице;

3) в проеме двери.

5. При землетрясении надо дождаться перерыва между толчками и быстро покинуть здание. Как это сделать?

  1. только по лестнице;

  2. на лифте быстрее всего;

  3. по пожарной лестнице.

6. После выхода из здания надо удалиться от него на открытое место как минимум на:

1) 50 м;

2) 1/2 высоты здания;

3) на высоту здания.

7. Назовите признаки землетрясения:

а хлопанье дверей;

б звон стекол и посуды;

в скрип дверей;

г качание люстры;

д дрожь воды в стакане.

1) все;

2) все, кроме — а;

3)"толъко б, г, д.

Правильные ответы выделены жирным курсивом.

Приложение 2.

Тематический план проведения факультативов

Тема занятия

Кол-во

Часов

Содержание занятия

1.

Классификация чрезвычайных ситуаций геофизического происхождения

1

При рассмотрении данной темы в качестве наглядного пособия используется показ видеофрагментов ЧС геофизического происхождения (Землетрясения в Кобэ 1995 г.)

Рассматриваемые вопросы.

Определение чрезвычайной ситуации.Землетрясения, их причины и последствия. Учащиеся зачитывают (рассказывают) подготовленные сообщения о самых катастрофических чрезвычайных ситуациях геофизического происхождения.

С целью проверки усвоения знаний о землетрясениях и их закрепления учащимся предлагаются карточки с заданиями. Каждому учащемуся необходимо ответь на три вопроса о чрезвычайных ситуациях геофизического происхождения.

2.

Землетрясения, причины их возникновения

1

При рассмотрение данной темы, в качестве наглядных пособий используется показ слайдов и кадров из видеофильма «Землетрясения» ВВС.

3.

Игра «Слабое звено»

(Н.Митюшин, 2002)

1

Предлагается провести интеллектуальную игру «Слабое звено», где будут задаваться вопросы по изученной теме. Победитель получит оценку отлично, финалист оценку хорошо.

1 тур – принимают участие все учащиеся класса, им по очереди каждому задается вопрос. Учащиеся, отвечающие правильно на вопрос проходят во второй тур, если ответ неправильный, то учащийся выбывает из игры и становится болельщиком. В первом туре должно отсеяться примерно половина учащихся. И во второй тур проходит 10 человек.

2 тур – учащимся также задают вопросы, как и в первом туре, пока не останется 5 финалистов в игре.

3 тур – условия такие же, как в 1 и 2 туре. Из пятерых учащихся в финал проходят только двое учащихся.

Финал – двоим финалистам, по очереди задают пять вопросов, тот, кто правильно ответит на большое количество вопросов – выигрывает в финале и становится победителем в игре.

4.

Занятия, предложенные сотрудниками кафедры безопасности жизнедеятельности Российского химико-технологического университета им. Д.М. Менделеева – М. Далакишвили, Е. Крыловой, кандидат педагогических наук и Л. Марининой – кандидатом химических наук, профессором.

1

Задание 1

1

Задание 2

1

Задание 3

1.

Задание 4

1

Задание 5

1

Задание 6

   

Приложение 3.

Рис. 7.

Интенсивность землетрясений по шкале MSK-64

Просмотров работы: 6149