ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОИ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОИ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Харисова Г.Н. 1, Латипова Л.Н. 1
1ГАОУ ВПО филиал Казанского (Приволжского) федерального университета в г. Елабуга,
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основой всех современных подходов к построению учебно-воспитательного процесса является то, что развитие учащегося - совершенствование психических процессов и свойств его личности - происходит в результате его личной активной деятельности. Наиболее эффективным способом организации учебного процесса является использование дидактических игр. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные и практическо-действенные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу как практическую, игровую; это повышает его умственную активность [3].

Конечно, придумать игру на каждый урок практически невозможно, а частое использование одних и тех же игр грозит полной потерей к ним интереса. Здесь, прежде всего, нужно хорошо знать уровень подготовки детей, их отношение к той или иной предлагаемой игре. Порой игровая ситуация складывается стихийно и идет от самих детей. Этого не следует опасаться, хотя урок придется корректировать «на ходу». Нельзя предвосхищать игру и давать ей свою оценку. Ведь она может обмануть надежды детей и вызвать у них обратную реакцию. И дальнейшие попытки активизировать внимание учащихся аналогичным способом могут вызвать у детей недоверие и настороженность. Вводя игровой прием, всегда надо помнить, равны ли возможности детей, участвующих в игре, слабоуспевающим ученикам целесообразно подобрать несложные задания, с которыми они справятся. Также игровым материалом для таких учащихся могут являться задачи-шутки, загадки, ребусы и ролевые игры с коллективным трудом, они несут в себе не только эмоциональный заряд, а, забавляя, поучают [4].

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности учащихся на уроках технологии, она активизирует психические процессы, вызывает у обучающихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

  • целеполагание;

  • пояснительная записка;

  • подготовительный момент;

  • организационный моментигры;

  • содержание;

  • анализ игры [6].

Дидактические игры могут решать разные учебные задачи. Одни игры помогают формировать и отрабатывать у учащихся навыки контроля и самоконтроля. Другие, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний. Результаты таких игр, в принципе, должны привести к объективной оценке участников игры своих профессиональных качеств, достижений, целей; к развитию творчества и интереса к технологическому образованию и культуре труда. При этом игра на занятиях обслуживающего труда не должна строиться только по принципу развлекательности. Желательно, чтобы в заданиях дидактической прослеживалась как межпредметная, так и внутрипредметная интеграция основных разделов технологического образования в школе («Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Электротехнические работы в быту» и т.д.).

Предлагаем одну разработку дидактической игры в технологическом образовании школьников для 5 класса по направлению «Технология. Обслуживающий труд»:

ИГРА "САМЫЙ УМНЫЙ"

Целеполагание игры

Класс: 5

Количество часов: 2.

Цель: способствовать формированию умений применять знания по разделам программы обслуживающего труда в игровой ситуации; развитию у учащихся быстроты мышления. Научить учащихся кратким, четким и ясным формулировкам своих ответов.

Материально-техническая база: компьютер, проектор, экран, таблицы для подведения итогов по каждому раунду игры (для жюри), для команд - листы с таблицами для занесения ответов и листы для игры “Дешифровщик”, секундомер.

Пояснительная записка игры

Перед проведением мероприятия учитель разбивает класс на несколько команд по 3-6 человек в каждой. Заранее по принципу жеребьёвки каждой команде участников раздается материал для самостоятельного изучения: «Пасхальные яйца фирмы Фаберже», «История вышивки», «Масленица», «История создания швейной машины» и «Русский народный костюм»

По вышеперечисленным темам предлагаются вопросы в III раундах игры. Также каждая команда готовит свою визитную карточку.

I раунд состоит из 10 обязательных вопросов. К каждому вопросу предлагается четыре варианта ответа, из которых один только правильный. Свои ответы участники фиксируют на подготовленных листах. На размышление отводится 10 секунд.

II раунд. Пока жюри подводит итоги первого раунда и заносит результаты в электронную таблицу, участники играют в “Дешифровщик”, чтобы определить порядок стартования команд во II раунде. Во II раунде каждая ячейка содержит 10 вопросов. На обдумывание вопроса дается не более 10 секунд, за каждый правильный ответ – 1 балл.

Условия игры III раунда. Запомнить каждой команде расположение своих ячеек. Цвета ячеек будут соответствовать цветам столиков, за которыми сидят учащиеся. Судит игру жюри (учителя).

Это занятие проводится в игровой форме, обобщает и закрепляет знания по всем разделам программы 5-го класса, прививает интерес к урокам технологии. Данная игра является эффективным средством диагностики, систематизации и контроля теоретических знаний и способствует развитию интеллектуальных, коммуникативных навыков обучающихся.

Подготовительный момент игры

До начала мероприятия на каждую из команд подготовить карточки-задания, сводные ведомости для занесения результатов всех трех раундов игры. Количество комплектов дидактического обеспечения игры зависит от общего числа команд.

Немаловажным считается и подготовка дипломов (I, II и III степени), которые присуждаются за общее командное место в игре.

Организационный момент игры

Сегодня для 5-х классов состоится игра «Самый умный». За звание «Самый умный» будут бороться сборные команды из класса! И все они хотят стать обладателями титула «Самый умный»!

Визитная карточка команд…

По правилам нашей игры до финиша дойдут все команды, но какая из них окажется сильнейшей, покажут результаты I, II и III раундов. Поэтому каждой команде нужно стремиться набрать максимальное количество баллов в каждом раунде.

Содержание игры

I раунд состоит из 10 обязательных вопросов. К каждому вопросу предлагается четыре варианта ответа, из которых один только правильный. Свои ответы вы будете фиксировать на подготовленных листах. На размышление отводится 10 секунд. Итак, все готовы?! Внимание, я объявляю I раунд и задаю вам первый вопрос.

1.Какое растение является сырьём для производства натурального текстильного волокна:

а) пустырник

б) лён-долгунец

в) ромашка

г) трифоль

2. Процесс получения ткани из ниток путём их переплетения:

а) прядение

б) крашение

в) отделка

г) ткачество

3.Способность материала впитывать влагу из окружающей среды – это…

а) прочность

б) гигроскопичность

в) драпируемость

г) воздухопроницаемость

4.Как называется ткань, окрашенная в один цвет:

а) цветная

б) окрашенная

в) однотонная

г) отбеленная

5. Какой из перечисленных способов будет относиться к тепловым способам обработки овощей:

а) нарезка

б) запекание

в) сортировка

г) удаление посторонних примесей

6. Мерка, условно обозначаемая Ст:

а) обхват талии

б) ширины спины

в) длина изделия

г) полуобхват талии

7. Направление нитей основы можно определить по:

а) внешнему виду и яркости окраски нитей

б) кромке ткани

в) структуре ткацкого переплетения

г) степени осыпаемости нитей ткани

8. После пересаживания комнатные растения следует поставить:

а) на подоконник на яркое солнце

б) на пол в холодном и влажном помещении

в) в теплое слегка затененное место

г) на балкон на яркое солнце

9. Чтобы смягчить стук тарелок и приборов, под скатерть рекомендуется подкладывать:

а) картон

б) тяжёлую мягкую ткань

в) клеенку

г) тонкую бумагу

10.К диетическим яйцам относятся яйца, срок хранения которых не превышает:

а) 21 сутки

б) 7 суток

в) 14 суток

г) 10 суток

По окончании I раунда у команд забираются листы с ответами. За каждый правильный ответ даётся один балл. Пока жюри подводит итоги первого раунда и заносит результаты в электронную таблицу, участники играют в “Дешифровщик”, чтобы определить порядок стартования команд во II раунде.

Задание для конкурса “Дешифровщик”:

Способ нарезки овощей: (соломка)

Ответы заносят на лист (Приложение 2).

А теперь смотрим итоговую таблицу! По количеству баллов выявился победитель I раунда. Напоминаю, что эти баллы несгораемые, они будут суммироваться с последующими результатами.

II раунд. Борьба вступает в решающую стадию, и мы переходим ко II раунду! Итак, по результатам “Дешифровщика” первыми за звание САМЫЙ УМНЫЙ вступает ___ команда., им соответственно первым предоставляется право выбрать одну любую категорию из 10 предложенных. Каждая ячейка содержит 10 вопросов. На обдумывание вопроса дается не более 10 секунд, за каждый правильный ответ – 1 балл.

1. материаловедение

3. конструирование

5.художественные ремесла и промыслы

7. народные традиции и обычаи

9. моделирование

2. машиноведение

4. кулинария

6. русская изба и современное жилище

8.изготовление швейных изделий

10. секрет

I. МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

Растение, дающее волокно хлопка (хлопчатник).

Как называется неосыпаемый сред ткани (кромка).

В каком положении должен находиться терморегулятор утюга при утюжке хлопчатобумажных тканей (лён).

Как называется материал, который изготавливается на ткацком станке путём переплетения пряжи или нитей (ткань).

Совокупность операций с волокнистой массой (прядение).

Придание суровой ткани красивого вида (отделка).

Волокна, получаемые химическим путём в заводских условиях (химические).

Какой запах при горении характерен для натуральных волокон растительного происхождения (запах жженой бумаги).

Какое изделие можно сшить из хлопчатобумажной ткани (фартук…).

2. МАШИНОВЕДЕНИЕ

Регулятор швейной машины, с помощью которого можно увеличить или уменьшить расстояние между проколами иглы. (регулятор длины стежка)

Основная часть швейной машины, осуществляющая движение материала к игле (двигатель материала или зубчатая рейка).

За счет чего можно увеличить скорость прокладывания машинной строчки на машине с электроприводом (за счет силы нажатия на педаль).

Расстояние между двумя проколами иглы – это… (длина стежка).

Чтобы уменьшить шум швейной машины, предотвратить износ деталей, чем обрабатывают её основные узлы (машинным маслом).

Что представляет собой ряд повторяющихся стежков (строчку).

Место соединения двух и более деталей строчкой - … (шов).

Часть швейной машины, её основание - … (платформа).

3. КОНСТРУИРОВАНИЕ

Какой буквой обозначают мерки в половинном размере (С).

Снятие, какой мерки выполняется горизонтально вокруг туловища на уровне талии (обхват талии).

Величину чего цифрами и в сантиметрах указывают на чертежах выкройки швейного изделия (припусков на швы).

Назовите одну любую деталь фартука (нагрудник, карман…).

Её используют для снятия мерок с фигуры человека (сантиметровая лента).

Инструмент, с помощью которого выполняется чертёж выкройки фартука в масштабе 1:4 (линейка закройщика).

Процесс построения чертежа выкройки швейного изделия – это…(конструирование).

С какой стороны фигуры человека снимают мерки (с правой).

Чертёж швейного изделия, построенный по индивидуальным меркам в натуральную величину и вырезанный из бумаги, называют…(выкройкой)

4. КУЛИНАРИЯ

Как называется маленький закусочный бутерброд (канапе).

Два сложенных вместе ломтика хлеба с маслом и колбасой (сандвич).

Что возбуждает вкусно приготовленная пища (аппетит).

Холодное блюдо из овощей (салат).

Пищевой продукт животного происхождения в скорлупе (яйцо).

Способ предварительного легкого обжаривания продукта (пассерование).

Какого вещества в процентном соотношении содержится больше всего в яйце (воды).

Группа овощей, к которой относится картофель (клубнеплоды).

Набор столовой или чайной посуды, рассчитанный на определенное количество человек (сервиз).

Накрахмаленные предметы сервировки стола (салфетки).

5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ

Название ниток, используемых в вышивании (мулине).

Приспособление для поддержания ткани в натянутом виде и предотвращения стягивания вышитого узора (пяльцы).

Производство различных изделий из природной глины (керамика).

Чередование элементов или группы элементов, узоров – это (орнамент).

Название вышивки нитками по выдернутому полотну ткани с полотняным переплетением (мережка).

Где народные мастера закаляют вылепленные из глины игрушки (в печи).

Самый распространенный шов по канве (крест).

Узор, рисунок, выполненный по ткани нитками с помощью иголки

(вышивка).

Самая известная вышивка, имитирующая кружево (ришилье).

Работа, исполняемая узелками и плетением ниток, шнура или веревок (макраме).

6. РУССКАЯ ИЗБА И СОВРЕМЕННОЕ ЖИЛИЩЕ

Керамический материал для отделки стен кухни (у плиты и мойки) (плитка).

Сначала пользовались тяжелым камнем, позднее сделали чугунным с углями внутри, ещё позднее сделали электрическим. Что это за приспособление (утюг).

Шкаф для хранения продуктов (холодильник).

Основной элемент интерьера русской избы (печка).

Занавеси на окнах из непросвечивающихся тканей (шторы).

Место, где человек отдыхает, живет (дом).

Назовите одно любое кухонное оборудование (приборы, мебель).

Что, в переводе с французского, означает интерьер (внутренний).

Помещение, которое используется для хранения и обработки продуктов, приготовления и приема пищи (кухня).

Они хорошо вписываются в интерьер жилых помещений, поднимают настроение, оживляют убранство (цветы).

7. НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ

Специальные песни праздника Рождества с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье (колядки).

Название печенья в виде птичек, которое делали на Благовещенье (жаворонки).

Традиционное блюдо русской кухни, которое освещали на Пасху. (кулич).

Сколько дней празднуется Масленица (семь).

Что олицетворяет собой масленичный блин (солнце).

Второе название праздника Масленицы (сырная неделя).

Чем по обычаю на Троицу украшали дома и храмы (ветвями березы).

Это особое творожное блюдо готовили только один раз в году на Пасху (пасха). Натуральный краситель для пасхальных яиц (луковая шелуха).

Традиционный центр народного искусства по изготовлению кружева (Вологда)

8. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Инструмент, необходимый при раскрое изделия (ножницы).

Запас ткани на выполнение машинных швов (припуск).

Уточнение посадки изделия по фигуре (примерка).

Дефект ткани (непрокрас…).

Наиболее подходящей для изготовления фартука является ткань … (хлопчатобумажная).

Чтобы изделие получилось аккуратным и его детали приобрели желаемую форму и вид, при пошиве проводят обработку с помощью утюга. Дайте название этой обработки (ВТО).

Застежка-молния в женской одежде вшивается, с какой стороны (с левой).

Как называются стежки, которые прокладываются в качестве контрольных линий на деталях кроя (копировальные).

Временное соединение деталей кроя (сметывание).

9. МОДЕЛИРОВАНИЕ

Назовите любое швейное изделие плечевой группы (блузка… ).

Процесс создания различных фасонов швейного изделия на основе базовой выкройки (моделирование).

Для отделки швейного изделия используют вспомогательные материалы - пуговицы, тесьму. Дайте название этим материалам (фурнитура).

Известный российский модельер (Юдашкин …).

Вид рукоделия, который применяют при отделке швейного изделия (вышивка, аппликация).

К какому стилю одежды относятся вещи, которые мало подвержены капризам моды (классический).

Разновидность платья, но без рукавов, иногда на бретелях, обычно без воротника (сарафан).

Совокупность предметов, дополняющих костюм (аксессуары)

Женская одежда, покрывающая верхнюю часть туловища (блузка).

Женская одежда, состоящая из лифа и юбки, объединенных в одно целое (платье).

10. СЕКРЕТ Гигиена. (Косметика).

Самая выразительная часть лица (глаза).

Она защищает тело от механических повреждений, от бактерий, регулирует температуру тела человека (кожа).

Он регенерирует защитный слой кожи, делает её более мягкой и гладкой (крем).

После теплой ножной ванны твердую кожу и мозоли на ногах обрабатывают … (пемзой).

Назовите один тип кожи (сухая…).

Их нужно мыть не только перед едой, но и по мере их загрязнения. (руки)

Специалист, который осуществляет лечение кожи, лица, шеи, волос (врач-косметолог).

Самое распространённое природное очищающее средство (вода).

Средство, которое усиливает очищающее действие воды (мыло).

С их помощью можно изменить внешность (волосы).

Жюри подводят итоги II раунда. Чтобы определить порядок стартования в III раунде, командам предстоит сыграть в “Дешифровщик”.

Задание для конкурса “Дешифровщик”:

Если лук от семи недуг, то этот овощ – от 99 болезней: (чеснок).

И вновь смотрим итоговую таблицу! Игра выходит на финишную прямую, и в следующем раунде определится САМЫЙ УМНЫЙ! Внимание! Объявляем III раунд!

III раунд. Итак, по результатам “Дешифровщика” первыми будут отвечать на вопросы команда ____, вторыми ─ _____, третьими ─ ______ четвертыми _______ .

Условия игры III раунда: запомнить каждой команде расположение своих ячеек. Цвета ячеек будут соответствовать цветам столиков, за которыми вы сидите: синий, фиолетовый, зеленый, желтый, красный. Если правильно отвечаете, на свой вопрос ─ получаете 2 балла; правильно отвечаете на вопрос соперника ─ 3 балла; открываете ячейку, окрашенную в белый цвет с категорией знаний “Общие вопросы”, и отвечаете правильно ─ 1 балл. А теперь я слушаю, какую кто тему подготовил… Знаете ли вы темы соперников? Внимание! По моей команде на 2 секунды откроется табло, ваша задача - запомнить расположение своих ячеек. Я открываю табло! Ответы:

1 ячейка - модель крейсера;

2 ячейка – понедельник – встреча, вторник – заигрыш, среда – лакомка, четверг – разгуляй, пятница – тещины вечера, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – прощеный день;

3 ячейка ─ вышивка, кружевоплетение и т.п.;

4 ячейка ─ праздничная, свадебная, будничная, траурная;

5 ячейка ─ Леонардо да Винчи;

6 ячейка ─ растительный, животный, геометрический;

7 ячейка ─ Исаак Зингер;

8 ячейка ─ ткачество, вышивка;

9 ячейка ─ ключик, приводящий в движение механизм поезда

10 ячейка ─ сервировка;

11 ячейка ─ 10 яиц;

12 ячейка ─ “хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить”;

13 ячейка ─ золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами;

14 ячейка ─ творчество;

15 ячейка ─ Подольский механический завод;

16 ячейка ─ воскресенье;

17 ячейка ─ приданое;

18 ячейка ─ сарафан ─ в северных областях, в южных – юбка.

И вновь смотрим итоговую таблицу! В таблице представлены результаты III раунда и окончательный итог. Каждой специальной теме три вопроса, на обдумывание отводится 10 секунд.

Анализ игры

При создании деловой игры задача педагога – на основе анализа сценария игры продумать, во–первых, способ активизации учащихся-зрителей, не принимающих непосредственное участие в игре, во–вторых, способы анализа и оценки самой игры и ее участников. Один из возможных путей решения данной проблемы – это предлагать учащимся-зрителям заполнить во время игры анкеты по анализу самого мероприятия и деятельности ее участников. Приведем примеры таких анкет [5].

Таблица 1 - Анализ деловой игры

Параметры игры

Критерии оценки

1

2

Задания к конкурсам:

- сложные____________________

  • простые_____________________

  • легкие______________________

Достаточно ли было времени участникам игры на подготовку и ответ?

- мало времени________________

  • достаточно__________________

  • можно даже сократить время___

Как был оформлен кабинет к мероприятию?

  • достаточное оснащение_______

  • много лишних предметов_____

  • можно было сделать и, получше

Что бы вы хотели изменить в данном мероприятии?

- тему_________________________

  • задания конкурсов____________

  • участников__________________

Какая из команд вам больше понравилась и почему?

- первая команда_______________

- вторая команда_______________

За какую из команд вы болели?

- за первую___________________

  • за вторую__________________

  • за обе______________________

В ближайшее время, какое мероприятие вы хотели бы увидеть или принять в нем участие?

__________________________ __________________________ __________________________

Таблица 2 - Анализ деятельности участников деловой игры

Этапы

Участники

Результаты работы

Педагогический

анализ

I

Преподаватель

Определение учебных целей, темы, названия, педагогической ситуации и имитационной модели игры; создание списка ролей.

 

II

Преподаватель, учащиеся

Определение игровых целей и правил игры, его примерного сценария и регламента.

 

III

Преподаватель, учащиеся

Создание образа героев, необходимых наглядных пособий и окончательного варианта сценария.

 

IV

Преподаватель

Создание анкет по анализу игры и деятельности ее участников.

 

Надеемся, что результаты нашего исследования позволят учителям использовать основные подходы к организации и проведению дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности учащихся при изучении технологии в основной школе. Методические рекомендации по применению дидактических игр на уроках технологии:

1. Учителю требуется чётко представлять способы управления познавательной деятельностью учащихся конкретного класса.

2. В содержание учебного материала должна входить совокупность дидактических игр. С этой целью перед началом учебного года учитель в календарно-тематическом планировании предусматривает виды дидактических игр, распределяя их по темам и урокам.

3. Предварительная подготовка содержания и методики проведения игры необходима всегда, чтобы уяснить и выделить цели и задачи конкретного урока с учётом применения дидактических игр, учесть уровень подготовки учеников, их количество и время для проведения игры.

4. Организация игры требует подготовку участников и включает следующие этапы:

  • постановка и объяснение сущности заданий игры. Разъяснение учащимся цели их участия в игре;

  • распределение учащихся по группам, определение содержания их деятельности, разъяснение отдельных поручений как части общей игры;

  • планирование каждым участником игры своих действий;

  • тренировка перед решением игровых ситуаций;

  • выбор и подготовка руководителя игровой ситуации. При этом учитель полностью сам руководит игрой либо учитель готовит ученика для этого, а в отдельных случаях идёт сочетание руководства учителем с ученическим активом.

Итак, применение развивающих игр на уроке является хорошим средством, стимулирующим деятельность учащихся. Она не только активизирует мыслительную деятельность детей, повышает их работоспособность, но и воспитывает у них лучшие человеческие качества: чувство коллективизма и взаимовыручки.

Список использованной литературы

1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой Книга для учителя / Н.П. Аникеева. ─ М.: Просвещение, 1987.- 160 с.

1.Евграфов, П.М. Ноу-хау обучающих программ и деловые игры / П.М. Евграфов, Ю.М. Глуховенко. ─ М.: АРС, 2004. ─ 222 с.

3.Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И. Жуковская. ─ М.: Педагогика, 2006. ─ 110 с.

4.Кроль, В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие / В.М. Кроль, О.Н. Кроль. ─ М.: Высшая школа, 2004. ─ 412 с.

5.Латипова, Л.Н. Внеклассные мероприятия по технологии обработки пищевых продуктов (В помощь учителю технологии) / Л.Н. Латипова. ─ Елабуга: Издательство ЕГПУ, 2004. ─ 38 с.

6.Латипова, Л.Н. Внеклассная работа по технологии в школе: обслуживающий труд / Л.Н. Латипова. ─ Елабуга: Издательство ЕГПУ, 2009. ─ 20 с.

7.Сасова, И.А. Технология: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек): учеб. пособие / И.А. Сасова. ─ М.: Вентана ─ Граф, 2007. ─ 224 с.

8.Слободина, Н.Д. Деловые игры / Н.Д. Слободина. ─ СПб.: ИВЭСЭП, 2006. ─ 72 с.

Просмотров работы: 4853